Конспект «Высказывания на дискуссионную тему. -рассуждение» . 6 класс. план-конспект по русскому языку (6 класс)

Сочинение

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в парах.

Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Таблица 2

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Регулятивные УУД

формирование умения внутренне организовать себя,сосредо-точиться.

2.Введение в тему. Актуализация знаний. (4мин)

Читает эпиграф, записанный на доске : Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»), формулирует задание.

— Для вас одноклассники подготовили небольшую сценку. Вы посмотрите её и определите, была ли здесь дискуссия.

— Как вы думаете, связана ли эта сценка с нашей темой урока? Попробуйте сформулировать тему урока.

Актуализирует значение темы.

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко

по-разному оценивают поступки человека; события в жизни людей, общества; книги и фильмы и т. д. Иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения.

В таких случаях важно суметь доказать свою правоту. Как это сделать?

— Можете ли вы ответить на этот вопрос?

Проигрывают сценку.

(Приложение 1)

Осмысливают и отвечают на вопросы:

— Нет. Дискуссии не было. Здесь просто девочки не поняли друг друга. И даже не попытались друг другу что-то доказать.

— Высказывания на дискуссионную тему..

— Нет. Нам нужно этому учиться.

Коммуникативные УУД

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Регулятивные УУД

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные УУД Находить информацию в тексте; подведение под понятие; целеполагание

Совместная постановка целей и задач урока. Уточняет понимание целей и задач.

— Соответственно чему мы будем сегодня на уроке учиться?

— Да. Мы сегодня будем учиться писать сочинения-рассуждения на дискуссионную

тему (упр. 480); пользуясь алгоритмом, который у вас лежит на парте.

Уточняет понимание поставленных целей и задач.

— А для чего вам это нужно знать?

Формулируют цель и задачи.

— познакомиться с особенностями рассуждений на дискуссионную тему, учиться оформлять на письме.

Эти знания пригодятся в жизни, а в ближайшем будущем при сдаче зачётов и экзаменов.

КоммуникативныеУУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные

УУД Самостоятельное формулирование познавательных целей

Личностные УУД осознание значи-мости изучаемого материала.

3. Открытие учащимися новых знаний ( 10мин)

Запишите понятия в тетради: Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-

следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу , сужде- нию. Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры.

Контролирует выполнение задания (спрашивает 2 пары учеников)

-Расскажите друг другу.

Предлагает упр.№ 480 стр.87. Контролирует выполнение работы.

— Как озаглавили текст?

Записывают число, тему урока, понятия, комментируют по предложению.

Работают в паре с понятиями.

Рассказывают друг другу. Продолжают работать в паре.

Знакомятся с

текстом учебника, обсуждают прочитанное, озаглавливают текст.

(устно).

— Кто прав?

— Спор.

КоммуникативныеУУД

Инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные

УУД

Построение логической цепи рассуждений

4.Подготовка к практической деятельности ( 10мин)

Объясняет новый материал, подготавливает к практической деятельности (Сл.5-8).

— Мы с вами сейчас рассмотрим структуру и алгоритм написания сочинения- рассуждения на дискуссионную тему. И вы напишите сочинение. Раздаёт клише на каждую парту.

Знакомятся со структурой и алгоритмом написания

сочинения-рассуждения, рассматривают клише к каждой части.

(Приложение 2).

(Приложение 3).

Регулятивные УУД

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

КоммуникативныеУУД

Умение работать в паре, в группе

Познавательные

УУД Поиск и выделение необходимой информации в решении рабочих задач.

Формулирует вопросы.

— Разбираем по алгоритму

— На сколько смысловых частей делится текст? Озаглавьте части.

— Как вы думаете, кто прав?

Вы должны сейчас разделиться на группы.1группа пишет о правоте деда; 2 группа о правоте внучки; 3 – что оба правы.

— Кто автор?

— Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос.

— Что хотел сказать автор в своём высказывании?

— Сейчас вы, работая в группе, будете объяснять видение ситуации.

Какое клише вы используете во введении?

— Так как текст у нас небольшой вы приведёте 1 аргумент. А в экзаменационной работе нужно, сколько обязательно аргументов?

— Какое клише к основной части выбирают группы?

— И последний пункт прочитайте….

— Назовите мне клише к выводу.

Работают по алгоритму, подбирают клише.

-на 5

Работают в паре

1. У меня есть внучка.

2. Что подарить подруге?

3.Советы мамы.

4. Подарок своими руками.

5. Скажут, что я плохая подруга.

— Дедушка

— Внучка

— Оба правы

Садятся по группам и работают в соответствии со своим заданием.

— Дедушка, который рассказывает.

1 группа:…. В дни рождения дарить ….. что сделано своими руками.

2 группа: Нужно купить какой-нибудь подарок.

3 группа: Что бы ей подарить?

— Дети не имеют денег и должны проявлять творчество и подарки делать своими руками.

1 группа: Я думаю….

2 группа: Я считаю…

3 группа.: Мне думается, что…

— Два примера.

— Эту мысль подтверждает предложение…

— Читают.

1.Исходя из сказанного…

2.Таким образом, мы пришли к выводу…

3. Исходя из сказанного..

5.Физкультминутка. (1 мин)

Предлагает выполнить гимнастику для шеи.

1. Повернуть шею вперёд, назад – 5раз.

2. Влево, вправо – 5 раз

Выполняют гимнастику.

6.Творческая практическая работа. (15 мин)

Контролирует практическую работу, корректирует текст.

Работают в группе, пишут сочинение.

Личностные: уметь проводить само-оценку речевого совершенствования

Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать учебные действия

Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

КоммуникативныеУУД

понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать.

7.Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

Подводит итог. Организует общение.

Закончите предложения:

1.Я познакомилась сегодня с понятиями….

2. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему имеет структуру….

3. Мне понравился урок, потому что….

Осуществляют самооценку собственной деятельности. Ставят отметки за работу на уроке.

Познавательные УУД уметь анализировать свою деятельность

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД

осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствова-нию.

Регулятивные УУД

Оценивать степень успешности.

8. Домашнее задание (1 мин)

Даёт комментарий к домашнему заданию. Выучить алгоритм.

Упр.481стр.88. В задании вам нужно обосновать своё мнение. Как вы это будете делать?

Записывают задание.

— Сначала выразим своё согласие или не согласие, потом приведём аргумент и сделаем вывод.

Регулятивные УУД Умение самостоятельно выполнять учебные задания

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/upr-po-russkomu-yazyiku-klass-ladyijenskayarassujdenie/

1. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметной области «Филология» [Текст]: методические рекомендации: в двух ч. / сост. И.Г.Вертилецкая, Л.В. Ровнова – Ч.1. Русский язык и литература.- Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2014- 387с.

2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. – 2-е изд.- М. : Просвещение , 2014.- 159 с.

3. Русский язык. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский – 5-е изд- М. : Просвещение, 2015.- 191с.

4. Русский язык. 9- класс. Подготовка к ОГЭ – 2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д : Легион, 2015.- 496 с.

Приложение 1

Сценка для учащихся.

Маша: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взяла папку по мышку и пошла, заплатить за свет, меня мама попросила.

Марина: Ха-ха-ха! И, правда, смешно.

Маша (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начала.

Марина (хохоча): Папку… под мышку! Хорошо выдумала. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не котёнок!

Маша: Почему «мой папка»? Папка — папина. Ты от смеха правильно говорить разучилась, что ли?

Марина: (подпрыгивая и стуча себя по лбу): А, я догадалась! Дедушку — под мышку! Сама неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин — это твой дедушка Стёпа! А вообще, здорово ты это придумала — смешно и с загадкой!

Маша (обиженно): Причём тут мой дедушка Стёпа? Я тебе совсем другое хотела рассказать. Не дослушала, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплела, под мышку посадила! Ну и сказочница! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.

Марина (сама себе, оставшись одна): И чего она обиделась? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?

Приложение 2.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, связанную с анализом текста.

1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст.

2. На сколько смысловых частей делится текст. Озаглавьте каждую часть. Подчеркните в каждой части ключевые слова.

3.Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос, и подчеркните его. Определите: а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) в начале, середине или конце; б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору; в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю ( …… какова идея произведения); г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно; д)если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение ( при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, его речевой характеристики ).

4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.

5. Объясните, как вы поняли текст: дайте своё видение дискуссионной ситуации, свою трактовку смысла рассказа. Помните, что вы должны выразить своё мнение .

6.Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о сложившейся ситуации.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла дискуссионной ситуации.

Приложение 3.

Клише к сочинению — рассуждению 15.2

Часть сочинения

Клише

Вступление

Я думаю ( считаю), что…

По-моему

Мне кажется ( думается), что

в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре).

Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом….

Основная (аргументация)

Примером может стать аргумент из текста, в котором…. Эту мысль подтверждает….

Эту мысль подтверждает предложение…

Заключение (вывод)

Итак, в заключение….Исходя из сказанного…. Таким образом, мы пришли к выводу…Делая выводы….