Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в парах.
Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Таблица 2
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент (1 мин) |
||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. |
Регулятивные УУД формирование умения внутренне организовать себя,сосредо-точиться. |
2.Введение в тему. Актуализация знаний. (4мин) |
||
Читает эпиграф, записанный на доске : Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»), формулирует задание. — Для вас одноклассники подготовили небольшую сценку. Вы посмотрите её и определите, была ли здесь дискуссия. — Как вы думаете, связана ли эта сценка с нашей темой урока? Попробуйте сформулировать тему урока. Актуализирует значение темы. — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека; события в жизни людей, общества; книги и фильмы и т. д. Иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В таких случаях важно суметь доказать свою правоту. Как это сделать? — Можете ли вы ответить на этот вопрос? |
Проигрывают сценку. (Приложение 1) Осмысливают и отвечают на вопросы: — Нет. Дискуссии не было. Здесь просто девочки не поняли друг друга. И даже не попытались друг другу что-то доказать. — Высказывания на дискуссионную тему.. — Нет. Нам нужно этому учиться. |
Коммуникативные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками Регулятивные УУД аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные УУД Находить информацию в тексте; подведение под понятие; целеполагание |
Совместная постановка целей и задач урока. Уточняет понимание целей и задач. — Соответственно чему мы будем сегодня на уроке учиться? — Да. Мы сегодня будем учиться писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему (упр. 480); пользуясь алгоритмом, который у вас лежит на парте. Уточняет понимание поставленных целей и задач. — А для чего вам это нужно знать? |
Формулируют цель и задачи. — познакомиться с особенностями рассуждений на дискуссионную тему, учиться оформлять на письме. Эти знания пригодятся в жизни, а в ближайшем будущем при сдаче зачётов и экзаменов. |
КоммуникативныеУУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательных целей Личностные УУД осознание значи-мости изучаемого материала. |
3. Открытие учащимися новых знаний ( 10мин) |
||
Запишите понятия в тетради: Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу , сужде- нию. Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. Контролирует выполнение задания (спрашивает 2 пары учеников) -Расскажите друг другу. Предлагает упр.№ 480 стр.87. Контролирует выполнение работы. — Как озаглавили текст? |
Записывают число, тему урока, понятия, комментируют по предложению. Работают в паре с понятиями. Рассказывают друг другу. Продолжают работать в паре. Знакомятся с текстом учебника, обсуждают прочитанное, озаглавливают текст. (устно). — Кто прав? — Спор. |
КоммуникативныеУУД Инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений |
4.Подготовка к практической деятельности ( 10мин) |
||
Объясняет новый материал, подготавливает к практической деятельности (Сл.5-8). — Мы с вами сейчас рассмотрим структуру и алгоритм написания сочинения- рассуждения на дискуссионную тему. И вы напишите сочинение. Раздаёт клише на каждую парту. |
Знакомятся со структурой и алгоритмом написания сочинения-рассуждения, рассматривают клише к каждой части. (Приложение 2). (Приложение 3). |
Регулятивные УУД предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. КоммуникативныеУУД Умение работать в паре, в группе Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации в решении рабочих задач. |
Формулирует вопросы. — Разбираем по алгоритму — На сколько смысловых частей делится текст? Озаглавьте части. — Как вы думаете, кто прав? Вы должны сейчас разделиться на группы.1группа пишет о правоте деда; 2 группа о правоте внучки; 3 – что оба правы. — Кто автор? — Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос. — Что хотел сказать автор в своём высказывании? — Сейчас вы, работая в группе, будете объяснять видение ситуации. Какое клише вы используете во введении? — Так как текст у нас небольшой вы приведёте 1 аргумент. А в экзаменационной работе нужно, сколько обязательно аргументов? — Какое клише к основной части выбирают группы? — И последний пункт прочитайте…. — Назовите мне клише к выводу. |
Работают по алгоритму, подбирают клише. -на 5 Работают в паре 1. У меня есть внучка. 2. Что подарить подруге? 3.Советы мамы. 4. Подарок своими руками. 5. Скажут, что я плохая подруга. — Дедушка — Внучка — Оба правы Садятся по группам и работают в соответствии со своим заданием. — Дедушка, который рассказывает. 1 группа:…. В дни рождения дарить ….. что сделано своими руками. 2 группа: Нужно купить какой-нибудь подарок. 3 группа: Что бы ей подарить? — Дети не имеют денег и должны проявлять творчество и подарки делать своими руками. 1 группа: Я думаю…. 2 группа: Я считаю… 3 группа.: Мне думается, что… — Два примера. — Эту мысль подтверждает предложение… — Читают. 1.Исходя из сказанного… 2.Таким образом, мы пришли к выводу… 3. Исходя из сказанного.. |
|
5.Физкультминутка. (1 мин) |
||
Предлагает выполнить гимнастику для шеи. 1. Повернуть шею вперёд, назад – 5раз. 2. Влево, вправо – 5 раз |
Выполняют гимнастику. |
|
6.Творческая практическая работа. (15 мин) |
||
Контролирует практическую работу, корректирует текст. |
Работают в группе, пишут сочинение. |
Личностные: уметь проводить само-оценку речевого совершенствования Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать учебные действия Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КоммуникативныеУУД понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. |
7.Итог урока. Рефлексия. (3 мин) |
||
Подводит итог. Организует общение. Закончите предложения: 1.Я познакомилась сегодня с понятиями…. 2. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему имеет структуру…. 3. Мне понравился урок, потому что…. |
Осуществляют самооценку собственной деятельности. Ставят отметки за работу на уроке. |
Познавательные УУД уметь анализировать свою деятельность Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствова-нию. Регулятивные УУД Оценивать степень успешности. |
8. Домашнее задание (1 мин) |
||
Даёт комментарий к домашнему заданию. Выучить алгоритм. Упр.481стр.88. В задании вам нужно обосновать своё мнение. Как вы это будете делать? |
Записывают задание. — Сначала выразим своё согласие или не согласие, потом приведём аргумент и сделаем вывод. |
Регулятивные УУД Умение самостоятельно выполнять учебные задания |
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/upr-po-russkomu-yazyiku-klass-ladyijenskayarassujdenie/
1. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметной области «Филология» [Текст]: методические рекомендации: в двух ч. / сост. И.Г.Вертилецкая, Л.В. Ровнова – Ч.1. Русский язык и литература.- Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2014- 387с.
2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. – 2-е изд.- М. : Просвещение , 2014.- 159 с.
3. Русский язык. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский – 5-е изд- М. : Просвещение, 2015.- 191с.
4. Русский язык. 9- класс. Подготовка к ОГЭ – 2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д : Легион, 2015.- 496 с.
Приложение 1
Сценка для учащихся.
Маша: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взяла папку по мышку и пошла, заплатить за свет, меня мама попросила.
Марина: Ха-ха-ха! И, правда, смешно.
Маша (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начала.
Марина (хохоча): Папку… под мышку! Хорошо выдумала. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не котёнок!
Маша: Почему «мой папка»? Папка — папина. Ты от смеха правильно говорить разучилась, что ли?
Марина: (подпрыгивая и стуча себя по лбу): А, я догадалась! Дедушку — под мышку! Сама неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин — это твой дедушка Стёпа! А вообще, здорово ты это придумала — смешно и с загадкой!
Маша (обиженно): Причём тут мой дедушка Стёпа? Я тебе совсем другое хотела рассказать. Не дослушала, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплела, под мышку посадила! Ну и сказочница! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.
Марина (сама себе, оставшись одна): И чего она обиделась? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?
Приложение 2.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, связанную с анализом текста.
1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст.
2. На сколько смысловых частей делится текст. Озаглавьте каждую часть. Подчеркните в каждой части ключевые слова.
3.Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос, и подчеркните его. Определите: а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) в начале, середине или конце; б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору; в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю ( …… какова идея произведения); г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно; д)если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение ( при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, его речевой характеристики ).
4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.
5. Объясните, как вы поняли текст: дайте своё видение дискуссионной ситуации, свою трактовку смысла рассказа. Помните, что вы должны выразить своё мнение .
6.Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о сложившейся ситуации.
7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла дискуссионной ситуации.
Приложение 3.
Клише к сочинению — рассуждению 15.2
Часть сочинения |
Клише |
Вступление |
Я думаю ( считаю), что… По-моему … Мне кажется ( думается), что … в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре). Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…. |
Основная (аргументация) |
Примером может стать аргумент из текста, в котором…. Эту мысль подтверждает…. Эту мысль подтверждает предложение… |
Заключение (вывод) |
Итак, в заключение….Исходя из сказанного…. Таким образом, мы пришли к выводу…Делая выводы…. |