метки: Пословица, Обществознание, Текст, Рассуждение, Мысль, Событие, Курочка, Произведение «Подробный и краткий пересказ ( на примере русской народной сказки » У страха глаза велики»)»
Подробный и краткий пересказ
(на примере русской народной сказки «У страха глаза велики»)
учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
- Понятие «речевая деятельность». Основные положения речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
- Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
- Методы и приёмы работы при подготовке краткого и подробного пересказа.
- Проектирование урока по литературному чтению в соответствии с темой
- Проектирование занятия по подготовке к подробному и краткому пересказу
« Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».
И.А. Зимняя
«В любой деятельности, можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа:
а) этап ориентировка в условиях деятельности;
б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;
13 стр., 6480 слов
... основные этапы развития готического искусства, мы сможем ознакомиться с ним более подробно. 2. Глава 1. Ранний этап развития готического искусства Франция. В отличие от предшествовавших стилей можно указать время возрождения готики ... воплощением этих планов, ее следовало расширить и перестроить. Сугерий оставил такое подробное и красноречивое описание всех своих замыслов, что мы знаем гораздо больше ...
в) этап осуществления (реализации) этого плана;
г) этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному».
(А.А. Леонтьев)
Фаза речевой деятельности, Речевые умения, Ориентировка, Планирование (составление программы)
(в условиях и задачах общения;
- Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы сочинения.
- Умение подчинить свое изложение и сочинение основной мысли.
Реализация программы
в содержании высказывания)
- Умение собирать материал для сочинения.
- Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.
- Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения).
- Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.
Контроль
- Умение совершенствовать написанное.
ФИЛОЛОГИЯ
Основные задачи
реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
2 стр., 832 слов
... орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его ...
РУССКИЙ ЯЗЫК, Содержательная линия «Развитие речи», Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
19 стр., 9179 слов
... примерный перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4 Тематика сочинений в начальной ... соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д.). 4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, ...
" width="640">
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, Творческая деятельность (только для художественных текстов), Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Подробный пересказ
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
- В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, в наличие — детали, подробности.
подробности в каждой части плана. " width="640">
4 стр., 1768 слов
... Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. ... – 1,2,3. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель и ученики, а сотрудники ...
Какие умения необходимы для работы над подробным пересказом?
- уметь определять жанр произведения;
- уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
- уметь делить текст на смысловые части;
- уметь составлять план текста;
- уметь включать в текст авторские слова и выражения;
- уметь включать в текст средства художественной выразительности;
- уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ
Уметь определять жанр произведения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Определить …
Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
Установить …
Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
Уметь делить текст на смысловые части.
Определить …
Разделить …
Уметь составлять план текста.
Составить …
Уметь последовательно, сохраняя авторскую лексику и средства художественной выразительности, составлять текст
Находить в тексте …
ПЛАН РАБОТЫ
- Определить жанр произведения.
- Установить последовательность событий в тексте.
- Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
- Разделить текст на смысловые части.
- Составить план текста.
- Найти в тексте авторские слова и выражения, средства художественной выразительности.
Что значит «пересказать кратко»?
Пересказать текст кратко (сжато)
5 стр., 2439 слов
... ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста» Сегодня мы с вами будем не ... В-1- В-8, С-1) основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в ... к знаниям. Человек должен в жизни самоутвердиться. Задание № 2. Определите, какое утверждение соответствует точке ...
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
- В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?
- уметь определять жанр произведения;
- уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
- уметь делить текст на смысловые части;
- уметь составлять план текста;
- уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ
Уметь определять жанр произведения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Определить …
Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
Установить …
Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
Уметь делить текст на смысловые части.
Определить …
Разделить …
Уметь составлять план текста.
Составить …
Уметь исключать подробности в каждой части текста.
Исключить …
7 стр., 3251 слов
... по темам ГУСа. А.В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка «Курочка Ряба» ... сохраняет исходные смысл и суть оригинального текста. Но какой текст выбрать в качестве основного? К.Д. ... Во многих этих вариантах сказки происходят странные вещи: после того как мышка разбивает яйцо, начинается ...
ПЛАН РАБОТЫ
- Определить жанр произведения.
- Установить последовательность событий в тексте.
- Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
- Разделить текст на смысловые части.
- Составить план текста.
- Исключить подробности в каждой части текста.
2 КЛАСС
Работа с текстом. 2 класс
№ п/п
Тема
1
Тема текста
2
План текста
3
Герои текста
4
Пересказ текста
5
Подготовка проекта
Воспроизведение на основе основных событий
(Кто герои? Что случилось? Чем закончилось?)
Восстанови последовательность иллюстраций:
события сказки для краткого пересказа У страха глаза велики: чего нет и то видят. Пошли водоносы за водой Испугались водоносы зайца и домой побежали " width="640">
Основные события сказки для краткого пересказа, У страха глаза велики: чего нет и то видят., Пошли водоносы за водой, Испугались водоносы зайца и домой побежали
События сказки для подробного пересказа
внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек. " width="640">
18 стр., 8586 слов
... сочинения. Возможно, на одном произведении ваш ребёнок не остановится. Всем ученикам 2-4 классов нравится сочинять волшебные сказки. Сказки, ... бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот ... очень доброе. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ... плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему ...
Прочитайте. Вычеркните детали, оставьте основные события.
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка. Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке. Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа из поросячьего копытца. Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками… Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой… Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой… Так-то они и носили воду. Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит… А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть. — Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!.. А тут и налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает… — Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать… А на встречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой…
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков! А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!.. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся? — Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась! Внучка у неё за спиной в голос плачет: — Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня! Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!» А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!» А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня ! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что дóлги выросли!» Так-то вот мои детушки . С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: — У страха глаза велики — чего нет, и то видят!
16 стр., 7820 слов
... вестись на подобные высказывания в его адрес. 6 класс Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс В данном рассказе идёт речь о маленьком мальчике, который рос сиротой с бабушкой. ... мамы, она утонула переплавляясь по реке на своеобразном пароме вместе с другими жителями их деревушки. Ягоды огненно-красной земляники, упавшие в воду остались в памяти мальчика, как ...
Планируемый результат:
- Называть особенности сказки.
- Наблюдать за языком произведений устного народного творчества.
- Пересказывать сказки
Назови героев сказки (или выбери иллюстрации, которые указывают на героев сказки).
2. Как их называют в сказке? Почему их так называют? Объясните.
3. Как начинается сказка? Что произошло?
4. Какие картины представили водоносы?
5. Какая пословица в конце сказки? Что она объясняет?
?
?
?
?
?