Сочинения | Сочинения 8 класс. «У счастья нет завтрашнего дня…» (по повести И.С. Тургенева «Ася»)

Сочинение

Сочинение 8 класс. «У счастья нет завтрашнего дня…» (по повести И.С. Тургенева «Ася»)

1 вариант сочинения

Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве произведений, и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40—50-х годов. Именно в этой среде возникал тогда сознательный протест против «дурного» устройства общества.

Но во всех начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпели неудачи, им не оказывалось места в жизни, они становились, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Изображение «лишнего человека» у Тургенева становится все более глубоким и всесторонним. Он считает, что интеллигент-дворянин как представитель среды, воспитавшей его, не может быть героем времени. Вместе с тем именно Тургенев впервые раскрыл лирическую сторону его нравственных поисков, жизненных идеалов, его бескорыстие, истинное чувство прекрасного и трагическое ощущение своего бессилия изменить жизнь. Писатель сумел передать печальную, сумеречную поэзию поколения, уходящего с исторической арены.

Написанная вдали от России, повесть «Ася» рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя задушевные, глубоко русские впечатления писателя.

Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини, читателей и автора. И повесть, которая «пробуждает своею первою половиной самые светлые ожидания», повесть, в которой «нет ни грязных плутов, ни официальных злодеев, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными людьми», после прочтения оставляет «впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом», потому что «не от них ждем мы улучшения нашей жизни», — писал Н. Г. Чернышевский. Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести…»

7 стр., 3115 слов

Урок литературы «Мгновения счастья в жизни юных героев повести ...

... на всю жизнь. А если они происходят в то время, когда тебе трудно, то они радостны вдвойне. Вы прочитали повесть Ч.Айтматова «Ранние журавли». ... победителем Конкурса лучших учителей России нацпроекта «Образование» Даовой ... Я хотел сказать о тех душевных качествах, которые прекрасны всегда, тем более в страшные времена. Как бы ни было разрушительно действие войны, оно не может разрушить человека. ...

«Лишнему человеку» не по силам истинная, одухотворенная и осененная высокой жизненной целью любовь, которой от него ждет тургеневская героиня.

В тургеневском герое — живой образ современного дворянского интеллигента, характер, удивительно соответствующий обществу того времени, в этом и заключается «грустное достоинство повести». В его нерешительности, духовной трусости — верный и типичный признак классовой болезни — дворянского либерализма. Своеобразие нравственных изменений «лишних людей» объясняется их беспомощностью, разладом между словом и делом.

В повести Тургенева «Ася» чувствуется какая-то щемящая грусть, которая появляется от острого ощущения трагического разлада мечты и действительности, в котором сам герой не виноват. Мысль о том, что счастье было так возможно, так близко, не покидает героя до конца его безрадостных дней. По словам самого автора, «элегия неудавшегося счастья образует неизменный финал и неизбежное сопровождение» его повестей. Ги де Мопассан писал о тургеневских повестях: «От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку, меланхолия глубокая и скрытая… печаль». Некрасов говорил, что тон повестей Тургенева «удивителен — какой-то страстной, глубокой грустью».

Тургенев пристально изучал психологию людей, человеческих характеров и страстей, жизненных судеб целых поколений: «Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека». И пришел к выводу, что у счастья нет завтрашнего дня.

2 вариант сочинения

Каждый из нас когда-нибудь совершал поступки, о которых впоследствии приходилось сожалеть. Это могло быть действие или даже слово, сказанное сгоряча. А вот из-за слова, вовремя не произнесенного вслух, счастье прошло мимо главного героя повести И. С. Тургенева «Ася».

Н. Н. — молодой, довольно обеспеченный человек — знакомится во время путешествия с братом и сестрой Гагиными. Молодые люди быстро находят общий язык и вскоре становятся друзьями. Ася, сестра Гагина, сперва кажется нам девушкой странной. Брат говорит, что «у ней сердце очень доброе, но голова бедовая». Знакомясь с Асей ближе, мы узнаем ее как честную, умную, искреннюю, чуткую и необычайно чувствительную девушку. Она обязательно хочет оставить след в жизни, считает, что «лесть и трусость — самые дурные пороки».

Общаясь с необыкновенной девушкой, Н. Н. все больше привязывается к ней. Узнав, что Ася любит его, Н. Н. понимает: в его сердце рождается ответное чувство. Брат беспокоится об Асе. Я считаю, что он имеет на это все основания, потому что по-настоящему понять его сестру могут немногие. У Аси «ни одно чувство не бывает вполовину», поэтому ее любовь Гагин сравнивает с грозой. Н. Н. тоже понимает, что никакие фальшь, неискренность, недоверие невозможны в отношениях с этой девушкой. Поэтому он так осторожен на свидании с Асей, боится обидеть или ранить ее обещанием, которое после, возможно, не сможет выполнить. Герой не понял, что девушке не нужны были никакие заверения и обещания: она ждала одного только слова. И слова этого он не произнес, хотя очень скоро понял, насколько дорога для него Ася, как он ее любит.

3 стр., 1134 слов

Почему человек не понимает других людей?

... для взаимоотношений с окружающими. Разное восприятие мира способно дополнять людей, делать их более развитыми и совершенными. Вариант 2 Часто человеку трудно понять других людей. В чём же причины этого непонимания? Их ... город. Таким образом, можно прийти к выводу, что человек не понимает других из-за невозможности или нежелания их понять. Одни люди не могут посмотреть на мир иначе, потому что ...

Внезапное исчезновение Аси было предостережением для Н. Н. Вскоре девушка уехала. Благодаря незабываемой встрече с Асей, он, понял, что «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

3 вариант сочинения

Наверняка каждый из нас знает, что бывают случаи, когда всего лишь одно слово способно полностью изменить жизнь человека. Именно это и произошло с главным героем повести И. С. Тургенева «Ася».

Молодой человек Н. Н., путешествуя по Европе, в одном из немецких городков познакомился с братом и сестрой Гагиными. Почувствовав симпатию и расположение друг к другу, юноши быстро подружились. Что касается Аси, то сперва она показалась Н. Н. странной: постоянно дичилась, совершала эксцентричные поступки, не к месту смеялась. Однако, узнав ее ближе, он понял, что она — искренняя, умная, очень чувствительная девушка. Гагин так характеризовал свою сестру: «У ней сердце очень доброе, но голова бедовая».

Милая простота и обаяние Аси не смогли оставить Н.Н. равнодушным. Он привязался к Асе, и видеть ее каждый день стало для него жизненной необходимостью. Со временем молодой человек понимает, что его привязанность перерастает в совсем иное чувство — в его сердце зарождается любовь. И Ася отвечает взаимностью, но Гагин тревожится за нее, поскольку лучше других понимает свою сестру. Он предостерегает друга от опрометчивых поступков и обещаний, говоря, что у Аси «ни одно чувство не бывает наполовину», она не приемлет фальши и неискренности.

Герой долго размышляет над создавшимся положением. Он, несомненно, счастлив находиться рядом с Асей, но также понимает, что ему необходимо время, чтобы чувства окрепли. В результате молодой человек принимает решение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Обо всем этом он и сообщает Асе во время свидания. Увы, ей не нужны были заверения и гарантии, она ждала лишь одно слово, которое так и не было произнесено.

На следующее утро Ася с братом съехали с квартиры, не оставив адреса. И лишь тогда, осознав невосполнимость своей утраты, Н. Н. понял: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

78 стр., 38853 слов

Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей

... с использованием математических методов обработки выявить особенности воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы являются деятельностный подход, принцип системности (Ломов, ...