У счастья нет завтрашнего дня (по повести И.С. Тургенева «Ася»)

Сочинение

Как мы понимаем фразу: «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести Тургенева «Ася»)

Извечный вопрос на все времена – что же такое счастье? Однозначного ответа нет, каждый понимает его по-своему. Для кого-то в это понятие входит семья и собственный дом, для другого – богатство и материальные блага, ну а третьи во главу угла ставят любовь. А истинное наслаждение испытываешь от чувств, которые взаимны. Жалко только, что в жизни часто бывают ситуации, когда ждешь и ждешь синюю птицу счастья, а она так и не прилетает. Либо манит высоко в солнечной синеве, а в руки не дается. Именно такое оно настоящее счастье – быстротечное и мимолетное. Оно как миг и не имеет не только завтрашнего дня, но и вчерашнего.

Та самая птица счастья появляется и в жизни героев повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»

господин Н.Н.

, бесцельно путешествующий по европейским странам, останавливается в немецком городке и знакомится с молодым художником Гагиным и его сестрой Анной, в домашнем кругу именуемой Асей. Они заводят знакомство, начинают проводить вместе время, дружат.

Молодая семнадцатилетняя девушка привлекает Н.Н., она настоящая, искренняя, естественная, в ней кроется какая-то загадка. Спустя совсем короткое время юноша понимает, что влюблен. Ася сама решается на признание, пишет записку и зовет Н.Н. на свидание, где и происходит объяснение. Девушка открывает молодому человеку душу, вверяет ему свою судьбу. Она чиста и невинна, считает Н.Н. героем, который способен решить все ее проблемы.

Но молодой человек не так тверд и решителен, как девушка. О том, что его чувства также глубоки и сильны, он понимает лишь спустя мгновение, когда уже потерян шанс, когда Ася

, устав ждать того единственного слова, просто убегает из этой темной и тесной комнаты, где и крылья то расправить не получится, не то, что на них парить.

Синяя птица была так близко, она просто выпархивает из рук. Примечателен и тот факт, что автор сравнивает Асю с маленькой птичкой, которая и сама уже настоящее счастье. Она смогла бы жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека">изменить жизнь Н.Н., наполнить ее настоящими эмоциями, искренностью и любовью. А так, без этой девушки, он обречен просто на жалкое существование, на отсутствие семьи, на безрадостные однообразные серые дни.

2 стр., 832 слов

«Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

... как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё. Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», ... писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова ...

Герой сам во всем виноват. Он не может отдаться чувствам. Он медлит, боится, взвешивает все «за» и «против». А счастье любит смелых, тех, кто решительно бросается в омут с головой.

Тургенев пытается показать читателю, насколько близко было счастье, насколько оно было возможно. Но герой не смог его удержать. Его даже жалко и совсем не хочется винить, ведь смысл жизни утерян и подобных чувств больше не испытать.

У счастья нет завтрашнего дня – этот факт подтверждается повестью. Глядя на героя этого произведения, мы понимаем, что счастье не случится, если отдаться сомнениям и страху, если действовать не в ладах с сердцем, а доверять только разуму, если медлить и сидеть в нерешительности. Нужно ловить свою птицу за хвост, решил идти по счастливому пути – иди и не сворачивай. Ни за что. Никогда!

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Картины природы в повести Тургенева «Ася» Тема любви в повести Тургенева «Ася» Почему не сложились отношения между Асей и господином Н.Н.? (по повести Тургенева «Ася») Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести Тургенева «Ася»)

УРОК 4. «У СЧАСТЬЯ НЕТ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ» , Урок 4. Тема: «У счастья нет завтрашнего дня»., Изображение нравственной красоты и духовных качеств «тургеневской девушки».

Цель: — развитие навыков анализа текста, монологической речи, пересказа; — развивать умение обобщать сказанное о герое; — показать способы создания образа; — дать понятие о «тургеневской девушке».

Слайд 20 У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье. И.С.Тургенев Ход урока I. Беседа по 11 — 15 главам (домашнее задание проверяется в ходе урока) Итак, время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья.

Слайд 21

  • А что же Ася? Что изменилось в поведении Аси? Почему?

(Придя на следующий день к Гагину, рассказчик находит её совсем не такой, как вчера. Его поражает её серьёзность. Мы убеждаемся, что девочка эта размышляет о жизни гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Среди её слов есть фразы, которые способны вызвать у собеседника не только снисходительную улыбку: «Умереть лучше, чем жить так…». Ася стала серьезней, много думает, размышляет. Большое чувство заставило Асю резко повзрослеть, вырасти как личность.)

2) Как вы понимаете слова Аси: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда»?

(В них не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном мире «бескрылых» существ).

3) Все поведение Аси говорит о том, что она готова на все ради любви. Найдите в тексте доказательства этому.

(«Я все буду делать, что вы мне скажите». «Ведь вам не будет скучно со мной?» «Если б я умерла, вам было бы жаль меня?» Это невысказанные признаки любви)

4)А сам – то герой, что чувствует, что происходит в его душе? (Собственное чувство его развивалось в «полусне сознания». Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья ещё оставляет героя в полусознательном созерцании. Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я и о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо».)

Вопрос-предположение рассказчика: «Неужели она меня любит?» венчает 12 главу, он же открывает 13. Задаваясь этим вопросом и боясь вместе с тем «заглянуть в самого себя», Н.Н. медлит, обрекая на страдания любящее существо. А жизнь тем временем требует решений без промедления.

  • А Ася? Она что делает? Что чувствует? (Она назначает любимому свидание. «Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она», — говорит Гагин (14 гл.)

Тургенев подводит нас к тому, что не судьба героям быть вместе. — Какими деталями показывает писатель то, что Ася и Н.Н. совершенно разные, не подходящие друг другу люди? (11-12 гл.) (индивидуальные наблюдения) А. Наблюдение за художественными деталями 11 — 12 глав: Слайд 22-24

Он Она
веселый печалится
любуется боится
вошел хочет бежать
не думал ни о чем о многом думала всю ночь
ему очень хорошо мысль о смерти
смеется дает клятву

бледнеет

Б. Почему не стала Ася танцевать во 2-ой раз? (Раньше героя понимает все.)

В. Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет (12 гл.)? (Герой поступает по правилам, а любовь — это нарушение всех правил. Это лунный столб…, который разбивает Н.Н.)

5) Почему Н.Н. не обрадовался, узнав, что Ася его любит? (глава 14) («Я не хотел заглядывать сам в себя! — гл. 13 «Ее любовь меня и радовала и смущала») 6) Н.Н. поставлен перед необходимостью сделать выбор, причём быстрый, решительный. К какому решению приходит рассказчик, почему? Что можно сказать о нем?

(глава 15 — «Я не могу на ней жениться,… она не узнает, что и я полюбил ее». — Прав ли он, отказываясь от любви, от счастья? В чём суть его размышлений после визита Гагина? Почему герой отталкивает своё счастье собственными руками? («А ещё четвёртого дня в этой же лодке, уносимой волнами, не томился ли я жаждой счастья? Оно стало возможным – и я колебался, я отталкивал, я дожжен был оттолкнуть его прочь… Его внезапность меня смущала…») — Но это ли главная причина? Внезапность? (Нет. Другая. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!»- вот в чём суть. «Сама Ася, с её огненной головой, с её прошедшим, с её воспитанием, это привлекательное, но странное существо – признаюсь, она меня пугала».) Н.Н. не хочет жениться, боится ответственности за чужую жизнь, привык «жить без оглядки». — Как может измениться жизнь Н.Н.? О какой ответственности идёт речь? (Боится Асиной странности, боится неожиданностей и беспокойств, которые сулит ему женитьба на ней. Он должен будет взвалить груз моральной ответственности за чужую жизнь, а такая ноша (как Ася) ему не по силам, ибо он привык жить без оглядки, не задумываться не только о будущем, но и о завтрашнем дне.) В этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноправного человеческого бытия. II. Обратимся к сцене разрыва (глава 16)- слайд 25 1) На прошлом уроке мы говорили о свидании героев в главе 9. Дома вы перечитывали сцену последнего объяснения Аси и Н.Н. 2) Прочитаем сцену разрыва. 3) Какие художественные детали вы отметили дома в таблице? (проверка заполнения таблицы) Слайд 26

Слайд 27 — Что такое предательство? (Измена, вероломство) — Можно ли рассматривать как предательство то, что Н.Н. рассказал Гагину об Асиной записке? (Нет, думается тогда, Н.Н. всё же поступил правильно, отвечая откровенностью на откровенность собеседника.)

— А когда совершается предательство? (В тот момент, когда герой, ища самооправдания, перекладывает ответственность на неизбежный разрыв на хрупкие плечики влюблённой в него девочки. Целый поток обвинений обрушивается из его уст на голову бедной Аси: «Посмотрите, что вы наделали… и в этом вы одни виноваты, вы одни, зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас всё высказать вашему брату?»)

— Понимает ли герой, что поступает бесчестно? Почему? (Безусловно, понимает, об этом свидетельствуют его же собственные ремарки: «Я старался не глядеть на Асю…», «Что я такое говорю?- думал я про себя, и мысль, что я безнравственный обманщик… так и звенела у меня в голове».)

5) Как ведет себя Н.Н. после этого свидания? Как оценивает свой поступок? (После ухода Аси терзания героя усиливаются: «Я не понимал, как могло это свидание так быстро, так глупо кончиться… Я осыпал себя укоризнами… Я ломал руки, я звал её посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом всё громче и громче, я повторял сто раз, что я люблю её, я клялся никогда с ней не расставаться…». Пытается искать Асю, хочет ей сказать все, но оставляет на завтра.) Судьба не дала ему насладиться счастьем, жестоко наказав за совершённое предательство. Расплатившись за сделанный выбор годами одиночества, в итоге герой понимает, что упустил самоё жизнь. Теперь ему остаётся «доживать скучные годы бессемейным бобылём», перебирать в грустные минуты Асины записочки и хранить, как святыню, высохший цветок гераниума.

Слайд 28

— Образ засохшего цветка имеет символическое значение. Какое? (Веточка эта была, по сути, приглашением на бал любви. Будь она подхвачена вовремя, она могла бы стать для него пропуском к жизни радостной, счастливой, к жизни подлинной. Но пригласительный билет остался невостребованным, и теперь слабое испарение ничтожной травки, которую он то и дело подносит к губам, заменяет ему «все радости и горести» полнокровного человеческого существования.) — Каково отношение Тургенева к этому поступку героя, как он его высказывает? (Конец 20 гл.: « у счастья нет завтрашнего дня». Он осуждает героя. Да и сам герой с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым завтра.) Слайд 29

7) Как расплачивается герой за свою душевную слабость? (глава 21)

Слайд 30

Тургенев наказывает героя за то, что не узнал любовь, что сомневался в ней. Автор проводит героя через испытание любовью, которое тот не выдерживает).

Зачем включена в текст глава 22? Перечитаем ее. — О чем нас заставляет задуматься Тургенев? (Это размышления о жизни, о любви. Звучит как стихотворение в прозе.)

Итог. Домашнее задание. 1. Характеристика героев повести: 1в. – господин Н.Н., 2 в. – Ася. 2. Составление плана повести. 3. Признаки «тургеневской девушки».

Тургенев и. с. — у счастья нет завтрашнего дня. .. 1 — сочинение

«У счастья нет завтрашнего дня…» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (1)

Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений». Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве произведений, и в то же время, запечатлевая «образ

и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Именно в этой среде возникал тогда сознательный протест против «дурного» устройства общества. Но во всех начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпели неудачи, им не оказывалось места в жизни, они становились, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми». Изображение «лишнего человека» у Тургенева становится все более глубоким и всесторонним. Он считает, что интеллигент-дворянин как представитель среды, воспитавшей его, не может быть героем времени. Вместе с тем именно Тургенев впервые раскрыл лирическую сторону его нравственных поисков, жизненных идеалов, его бескорыстие, истинное чувство прекрасного и трагическое ощущение своего бессилия изменить жизнь. Писатель сумел передать печальную, сумеречную поэзию поколения, уходящего с исторической арены. Написанная вдали от России, повесть «Ася» рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя задушевные, глубоко русские впечатления писателя. Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини, читателей и автора. И повесть, которая «пробуждает своею первою половиной самые светлые ожидания», повесть, в которой «нет ни грязных плутов, ни официальных злодеев, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными людьми», после прочтения оставляет «впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом», потому что «не от них ждем мы улучшения нашей жизни», — писал Н. Г. Чернышевский. Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести…» «Лишнему человеку» не по силам истинная, одухотворенная и осененная высокой жизненной целью любовь, которой от него ждет тургеневская героиня. В тургеневском герое — живой образ современного дворянского интеллигента, характер, удивительно соответствующий обществу того времени, в этом и заключается «грустное достоинство повести». В его нерешительности, духовной трусости — верный и типичный признак классовой болезни — дворянского либерализма. Своеобразие нравственных изменений «лишних людей» объясняется их беспомощностью, разладом между словом и делом. В повести Тургенева «Ася» чувствуется какая-то щемящая грусть, которая появляется от острого ощущения трагического разлада мечты и действительности, в котором сам герой не виноват. Мысль о том, что счастье было так возможно, так близко, не покидает героя до конца его безрадостных дней. По словам самого автора, «элегия неудавшегося счастья образует неизменный финал и неизбежное сопровождение» его повестей. Ги де Мопассан писал о тургеневских повестях: «От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку, меланхолия глубокая и скрытая… печаль». Некрасов говорил, что тон повестей Тургенева «удивителен — какой-то страстной, глубокой грустью». Тургенев пристально изучал психологию людей, человеческих характеров и страстей, жизненных судеб целых поколений: «Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека». И пришел к выводу, что у счастья нет завтрашнего дня.

“У счастья нет завтрашнего дня…”

Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он “в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений”.

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве произведений, и в то же время, запечатлевая “образ

и давление времени”, он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них “было будущее России”, на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность “быть передавателями цивилизации народу”. Изображение этих людей – чаще всего небогатых, образованных дворян – и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов.

Именно в этой среде возникал тогда сознательный протест против “дурного” устройства общества.

Но во всех начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпели неудачи, им не оказывалось места в жизни, они становились, по выражению

одного из таких героев, “лишними людьми”.

Изображение “лишнего человека” у Тургенева становится все более глубоким и всесторонним. Он считает, что интеллигент-дворянин как представитель среды, воспитавшей его, не может быть героем времени. Вместе с тем именно Тургенев впервые раскрыл лирическую сторону его нравственных поисков, жизненных идеалов, его бескорыстие, истинное чувство прекрасного и трагическое ощущение своего бессилия изменить жизнь.

Писатель сумел передать печальную, сумеречную поэзию поколения, уходящего с исторической арены.

Написанная вдали от России, повесть “Ася” рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя задушевные, глубоко русские впечатления писателя.

Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини, читателей и автора. И повесть, которая “пробуждает своею первою половиной самые светлые ожидания”, повесть, в которой “нет ни грязных плутов, ни официальных злодеев, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными людьми”, после прочтения оставляет “впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом”, потому что “не от них ждем мы улучшения нашей жизни”, – писал Н. Г. Чернышевский. Тургеневская “Ася” окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны “изменить своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести…”

“Лишнему человеку” не по силам истинная, одухотворенная и осененная высокой жизненной целью любовь, которой от него ждет тургеневская героиня.

В тургеневском герое – живой образ современного дворянского интеллигента, характер, удивительно соответствующий обществу того времени, в этом и заключается “грустное достоинство повести”. В его нерешительности, духовной трусости – верный и типичный признак классовой болезни – дворянского либерализма. Своеобразие нравственных изменений “лишних людей” объясняется их беспомощностью, разладом между словом и делом.

В повести Тургенева “Ася” чувствуется какая-то щемящая грусть, которая появляется от острого ощущения трагического разлада мечты и действительности, в котором сам герой не виноват. Мысль о том, что счастье было так возможно, так близко, не покидает героя до конца его безрадостных дней. По словам самого автора, “элегия неудавшегося счастья образует неизменный финал и неизбежное сопровождение” его повестей. Ги де Мопассан писал о тургеневских повестях: “От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку, меланхолия глубокая и скрытая… печаль”.

Некрасов говорил, что тон повестей Тургенева “удивителен – какой-то страстной, глубокой грустью”.

Тургенев пристально изучал психологию людей, человеческих характеров и страстей, жизненных судеб целых поколений: “Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека”. И пришел к выводу, что у счастья нет завтрашнего дня.

Популярные сочинения

  • Сила природы — сочинение

    Жизнь на земле прекрасна и удивительна! Природа – «мать» всему живому на планете. Без неё земля была бы серым, сухим и пустынным пространством. Природа, словно святой источник

  • Сочинения по творчеству Фонвизина

    Русский литератор, переводчик, политический деятель XVIII -го века. Начинал свою творческую деятельность Фонвизин как переводчик статей в университете, с 1761 года начал заниматься переводом на профессиональном уровне

  • Главные герои пьесы Бедность не порок — сочинение

    Пожалуй, одним из главных персонажей в пьесе под названием «Бедность не порок» является состоятельный купец по имени Гордей Карпыч Торцов

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений». Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве произведений, и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Именно в этой среде возникал тогда сознательный протест против «дурного» устройства общества. Но во всех начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпели неудачи, им не оказывалось места в жизни, они становились, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми». Изображение «лишнего человека» у Тургенева становится все более глубоким и всесторонним. Он считает, что интеллигент-дворянин как представитель среды, воспитавшей его, не может быть героем времени. Вместе с тем именно Тургенев впервые раскрыл лирическую сторону его нравственных поисков, жизненных идеалов, его бескорыстие, истинное чувство прекрасного и трагическое ощущение своего бессилия изменить жизнь. Писатель сумел передать печальную, сумеречную поэзию поколения, уходящего с исторической арены. Написанная вдали от России, повесть «Ася» рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя задушевные, глубоко русские впечатления писателя. Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини, читателей и автора. И повесть, которая «пробуждает своею первою половиной самые светлые ожидания», повесть, в которой «нет ни грязных плутов, ни официальных злодеев, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными людьми», после прочтения оставляет «впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом», потому что «не от них ждем мы улучшения нашей жизни», — писал Н. Г. Чернышевский. Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести…» «Лишнему человеку» не по силам истинная, одухотворенная и осененная высокой жизненной целью любовь, которой от него ждет тургеневская героиня. В тургеневском герое — живой образ современного дворянского интеллигента, характер, удивительно соответствующий обществу того времени, в этом и заключается «грустное достоинство повести». В его нерешительности, духовной трусости — верный и типичный признак классовой болезни — дворянского либерализма. Своеобразие нравственных изменений «лишних людей» объясняется их беспомощностью, разладом между словом и делом. В повести Тургенева «Ася» чувствуется какая-то щемящая грусть, которая появляется от острого ощущения трагического разлада мечты и действительности, в котором сам герой не виноват. Мысль о том, что счастье было так возможно, так близко, не покидает героя до конца его безрадостных дней. По словам самого автора, «элегия неудавшегося счастья образует неизменный финал и неизбежное сопровождение» его повестей. Ги де Мопассан писал о тургеневских повестях: «От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку, меланхолия глубокая и скрытая… печаль». Некрасов говорил, что тон повестей Тургенева «удивителен — какой-то страстной, глубокой грустью». Тургенев пристально изучал психологию людей, человеческих характеров и страстей, жизненных судеб целых поколений: «Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека». И пришел к выводу, что у счастья нет завтрашнего дня.