Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини- )

Сочинение

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» и его философская лирика

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» является примером философской лирики, которая занимает важное место в творчестве поэта. В нем автор задается вопросами о сущности бытия, о том, что его привлекает и отталкивает. Он не предлагает готовых ответов, а ищет истину, вовлекая в свои размышления и читателя.

Стихотворение «Silentium!» было написано в 1830 году, когда поэт был еще молод, но уже страстно стремился разгадать все загадки бытия. Название стихотворения – «Молчание!» – уже настраивает на философскую волну и вызывает восклицательную интонацию.

Основная тема стихотворения – соотношение чувства и разума. Тютчев считает, что именно в настроении сердца, во внутреннем мире человека заключен смысл существования, а слова – это лишь слабое и недостоверное отражение, которому нельзя верить.

Слова и чувства в стихотворении рассматриваются как противоположные понятия. У сердца есть свои законы, которые трудно постичь, и проявление логики и разума разрушает прелесть чувств. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». «Молчи!» – лейтмотив стихотворения, призыв, который открывает и заключает каждую строфу.

Стихотворение метафорично: Тютчев осмысливает роль человека в мироздании. В первой строфе он пытается осознать сущность внутреннего мира. «Душевная глубина» – это внутренний космос, имеющий свои законы, созвучные с общепланетарными. «Чувства и мечты» – это звезды, непостижимые, но прекрасные. Они озаряют внутренний мир, их можно любоваться и наслаждаться, но безмолвно!

Бесконечность ночного пространства в стихотворении символизирует важность одиночества и ночных размышлений для постижения истин. Человек – часть вселенной и подчиняется ее законам, поэтому противостояние мысли и слова вечно. «Молчи!» – это необходимо, чтобы почувствовать всю глубину своего внутреннего космоса.

Вторая строфа начинается с трех риторических вопросов: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?». Глаголы «высказать», «поймет» относятся к логике, мысли, речи. Недаром именно они включены в вопросительные предложения. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и сухо, он тревожится, терзается, колеблется, ищет. Поэтому появляется вопросительная интонация. В стихотворении нет открытых назиданий, мы ищем истину сообща. И вот она, принявшая форму афоризма: «Мысль изреченная есть ложь!».

Не остается никаких сомнений в том, что это так. Вот она, главная мысль стихотворения, являющаяся и его композиционным центром. Далее опять встречаем метафору: душа человека питается чувствами, как земля питается криницами. Вода – источник жизни на планете, она утоляет жажду в жаркий день, она — начало начал. Пытаясь изречь, облачить чувства в слова, мы “взрываем” ключи, нарушаем их целостность, “возмущаем” их чистоту. Природа такого не простит, поэтому «…молчи!»

24 стр., 11669 слов

Что для вас чувство Родины? «Что такое чувство родины Как вы ...

... для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче. Статья «Чувство Родины…» статья на тему Чувство Родины… Какшарова Л.Д МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин Родина – это город, в ... Корни — это то, чем мы жили вчера, ... словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. ... ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. (Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина ...

В третьей строфе открыто высказана мысль о том, что «целый мир в душе твоей». Его не стоит выставлять на обозрение, он целостен и гармоничен. Звучный и ёмкий эпитет «таинственно-волшебные» позволяет ощутить это. День и его «наружный шум» лишь оглушит думы. День – это и есть мир логики и слова. День и ночь в этом мире находятся в вечном противоборстве. Вновь метафора – «дневные… лучи», посторонние вмешательства, губительные для мира чувств. Поэтому «…молчи!»

Заключительные строки каждой строфы имеют сходный синтаксический рисунок. Этим создается внутренний ритм и утверждается призыв. Как молитва звучит «….молчи». Предшествующие призыву глаголы «любуйся», «питайся», «внимай» обозначают действия, с помощью которых можно познать внутренний мир. Это только ощущения, основанные на интуиции, они чужды логике и стройности мысли. Большинство людей способно на эти действия только применительно к внешнему миру.

В последней строфе стоит восклицательный знак и многоточие. Это создает ощущение открытости, у читателя есть возможность поразмышлять на поднятую тему.

Анализ стихотворения Тютчева «Молчи, скрывайся и таи…»

Стихотворение А.Ф. Тютчева «Молчи, скрывайся и таи…» отличается особым вниманием к звуковой структуре и ритму. Весь текст наполнен звукописью, что характерно для поэзии Тютчева. Уже само название стихотворения обладает звонкостью сонорных звуков «л» и «н», а также певучестью гласных звуков «и» и «у». Это создает мажорный настрой, который противоречит семантике самого слова «молчи». Все стихотворение пронизано противоречиями, что, возможно, и послужило причиной выбора автором латинского варианта названия.

В стихотворении также присутствуют аллитерации, основанные на шипящих звуках: «душевно», «живешь», «ложь», «возмутишь», «лишь», «жить», «волшебных», «оглушит». Это создает ощущение глубины, бездонности и тишины. Кроме того, ассонансы на звук «у» (например, «чувства», «глубине», «встают», «любуйся», «сердцу», «другому», «умей») дополняют это ощущение. Когда описывается внешний мир слов, звук «р» придает звонкость и рычание: «изреченная», «наружный», «взрывая», «разгонят». Звуковая сторона стихотворения помогает усилить его смысловую нагрузку и передать эмоциональную глубину.

15 стр., 7405 слов

Лингвистический аспект цикла стихотворений С.А. Есенина «Персидские ...

... Есенина «Персидские мотивы», написанный им в 1924 году в период поездки на Кавказ, состоит из 15 стихотворений. Говоря об особенностях фонетической структуры цикла «Персидские мотивы», обратим внимание на ритмическую организацию стихотворений, входящих в ... текста; 2) исследование лексического уровня цикла «Персидские мотивы» С.А.Есенина: устаревших слов и оборотов, т.е. лексических и фразеологических ...

Структура стихотворения состоит из шести строк в каждой строфе, а метр ямбический с многочисленными пиррихиями. Рифмовая схема мужская. Все эти элементы служат цели передать глубину и тишину стихотворения, а также подчеркнуть его эмоциональную составляющую.

Стихотворение призывает к молчанию и скрытности, к тому, чтобы «лишь жить в самом себе». Такой призыв может быть понятен и принят только самодостаточным человеком, обладающим развитыми чувствами и способным понять взаимоотношение чувства и слова. Для тех, у кого сознание неразвито, ответ на такой вопрос невозможен. Тютчев является образцом такого самодостаточного человека, который может помочь нам понять и прочувствовать многое, а также приобщиться к вечному. Однако, важно помнить, что в данном случае слово «молчи» является не буквальным призывом к безмолвию, а скорее символизирует внутреннюю глубину и тишину, которые нужно обрести.