Методические указания и рекомендации «Работа над сценарием мультфильма»

Сочинение

Работа над сценарием мультфильма

Карева Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБУ «Темп» г. Амурск

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

В студии «Приключение» дети создают мультфильмы. Забавные, серьезные, короткие или более продолжительные, но неизменно трогательные. Эти мультфильмы учат дружбе, взаимопомощи, доброте. Так дети, занимаясь творчеством, радуют и своих зрителей.

Сделать мультик самому — это невероятно! В смысле — невероятно интересно!

Создание любого мультфильма начинается со сценария, и именно этот этап вызывает у детей затруднение. Многие с трудом представляют, о чем пойдет речь в будущем мультфильме, кто будет его главный герой. Лепить, рисовать декорации, снимать — намного проще. Ведь для этого существует определенный алгоритм, определенная технология, образцы.

Как же начать работу над сценарием? Как помочь ребенку поверить в свои силы и доказать, что он сам может выступать в роли сценариста? Приходят на помощь в этом полезном и увлекательном занятии различные игры, игровые упражнения, дидактический раздаточный материал. А начинаем мы с сочинения сказок.

В процессе работы над сказками была придумана план-схема, которая значительно облегчает сочинение. Достаточно одного-двух занятий работы со схемой, после которых дети с небольшой помощью педагога сочиняют свои истории.

У каждой сказки всегда есть начало – с чего все начинается. На нашей схеме это « Ж » так как сказка в основном начинается со слов «жил-был» или «жили-были». Дальше с героем сказки что-то происходит, что-то очень важное, без чего и сказки-то не было бы. Это на схеме «! » в букве «О » — что значит «однажды». И, наконец, завершение истории. Это на схеме «К » то есть «конец», чем все закончилось.

Составляем сказку по схеме:

Ж — Жил был …..

! — Что с ним случилось….

К — Чем всё закончилось…

— Когда двигаемся по стрелочке, рассказываем подробности о жизни главного героя (с кем дружит, чем любит заниматься в свободное время…)

Оказывается, что сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах, предметах быта и любимых игрушках. Подойдет любое событие, интересное животное. В нашей студии есть «волшебная коробочка», где хранятся маленькие предметные картинки, например: корова, карандаши, ножницы, петушок, кактус, трамвай, клоун, книга, ботинки и т.д.. Когда ребенок затрудняется в выборе главного героя, коробочка приходит на помощь. Можно вытянуть любую картинку и начать сочинять историю. Дети очень любят эту игру.

19 стр., 9135 слов

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

... формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Восприятие сказки детьми ... формирование восприятия сказки детьми. 3. На третьем этапе дан анализ эффективности работы по формированию восприятия сказки детьми ... аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется ... основные поэтические приемы, особый выработанный ...

Например, вытянул картинку, где изображен карандаш. Пусть ребенок расскажет о том, как он путешествует в дальние страны в поисках приключений.

Не все сказки превращаются в сценарий, но эти занятия не что иное, как развитие речевого творчества, воображения и мышления одновременно.

Занятия по речевому творчеству способствуют развитию познавательной активности, способности видеть необычное, прекрасное, принимать свои самостоятельные, оригинальные решения. Речевое творчество развивает такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В процессе сочинения сказки необходимо поддерживать инициативу детей, стимулировать проявления фантазии, следить, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы. Очень интересные темы «Почему у слона морщинки?», «Почему у жирафа шея длинная?» Сказки, в названии которых есть вопрос, как правило, получаются интересные, ёмкие, хотя и короткие.

На наших занятиях используются и другие игры, упражнения и задания, с целью развития воображения и творческого мышления.

Использование предметов.

Ребенку последовательно предъявляются следующие картинки. Например: часы, коньки, утюг, очки, стакан, юбка, книга. Предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов предложит ребенок, тем более развита у него фантазия.

Укрась слово

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Что было бы, если бы…

Детям предлагается пофантазировать на различные темы, ответить на вопросы:

  • ..если бы все конфеты исчезли;
  • ..если бы ёжик захотел сменить прическу;
  • ..если бы все слоны стали маленькие как букашки;
  • ..если бы плюшевый мишка ожил.

Четыре картинки.

Перед ребенком на столе лежат четыре предметные картинки, не связанные между собой одной тематикой. Ребенок должен сочинить маленький рассказ, включив в него все предметы, изображенные на картинках.Нередко детские рассказы представляют собой обычное перечисление предметов. Чтобы избежать этого, с детьми проводится подготовительная работа, включающая следующее:

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается ...

1. Рассмотрите внимательно картинки, которые вы видите перед собой.

2. Подумайте, о ком или о чем будет ваш рассказ, какой герой будет главный.

3.Не забывайте, что в ваш рассказ должны быть включены все предметы, изображенные на картинках.

4. Помните, что в сказках бывает все: неодушевленные предметы тоже могут разговаривать, ходить, бегать, летать…

5. Не забудьте закончить ваш маленький рассказ.

Упражнение «Четыре картинки» можно выполнять, как с группой детей, так и индивидуально. При групповом проведении упражнения картинки крепятся на магнитную доску, а дети по очереди придумывают по 1-2 предложения.Поначалу не все дети быстро включаются в игру. Но когда педагог читает вслух рассказ, который он записал за детьми, интерес разгорается. Постепенно все более и более интересными становятся сказочные рассказы, все активнее и активнее становятся дети.

Дети с удовольствием участвуют в разработке сказочного сюжета и в игре незаметно пополняют свой словарный запас, и, что самое главное, упражняются в искусстве рассказчика. Сначала ребенок сочиняет вместе с педагогом, а после совместного выполнения нескольких упражнений уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно.

В ходе занятий по речевому творчеству осуществляются следующие главные виды деятельности детей:

1. Придумывание продолжения либо другого конца сказки.

2. Придумывание сказок (групповое либо личное) используя план или схему.

3. Придумывание идеи или замысла, определяющего содержание фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверить идею на друзьях, спросить: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

4. Рисование сказок.

Развивая и воображение, и речь одновременно мы стимулируем детей к высказыванию собственных идей в работе над сценарием. Занятия по речевому творчеству способствуют развитию познавательной активности, способности видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; способности принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные, оригинальные решения. Речевое творчество развивает такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творите, выдумывайте, пробуйте вместе с детьми! Мультипликация не только развлекает, но и обучает. Занятия анимацией оказывают положительное воздействие и могут стать прекрасным средством развития творческого потенциала, мышления, фантазии.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/stsenarii-multfilmov-sobstvennogo-sochineniya/

2. Обогащение и активизация словарного запаса. Игровая деятельность./Автор-составитель С.В.Королева.- Волгоград: ИТД «Корифей», 20101. Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников // URL:

3. Развитие речи. Занимательные материалы к занятиям по развитию речи. / Автор-составитель З.А. Ефанова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

4. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.