Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон
(Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Все преступления сначала зреют в головах людей и лишь только потом воплощаются в жизнь.
Невидимая грань, которую переступает человек, решившись встать на этот путь, пролегает именно
там.
Али Апшерони
План. I. Трагическая личность.
II. Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон:
1. Противоречивый Раскольников
а) оправдывающийся;
- б) борющийся;
- в) ищущий;
- г) страдающий;
- д) сострадающий;
- е) бунтующий.
2. Постулаты теории Раскольникова.
3. Крах теории: поиск причин.
III. Разрушение — Разочарование — Рождение.
«Преступление и наказание» — одно из сложных, противоречивых, совершенно оригинальных
произведений мировой литературы. Громогласность и возвышенность подобного определения
замечательно соотносится с затронутой и представленной в необычайной форме темой. Темой
тревожного будущего человечества… Масштабность социальных, философских, нравственных
проблем, попытка решить которые предпринята автором, возносит роман до небывалых высот.
«Перерыть все вопросы в этом романе», — именно так, а не иначе сформулировал Достоевский свою
цель. В романе писатель фокусирует своё внимание на трагической личности, драматической
судьбе, на преступлении и наказании в болезненный «период цивилизации». Что предполагал
Достоевский, недавний каторжанин, в момент изображения своих «сильных и даровитых»
товарищей, разрушавших своё человеческое начало всякого рода преступлениями? О чём
размышлял он, воссоздавая ведущую к гибели изолированную жизнь «подпольного человека»?
Ответ очевиден. Путь к истине — сложнейший из путей. Личность, стремящаяся к идеалу, к
обновлению, к самосовершенствованию, необходимо воскреснуть через страдание, суровую
«выделку», «самоказнь», через мучительный путь. Исследованию Феноменальный Мастер
Душераздирания подвергает ещё вечно сомневающееся, испытывающее серьёзные искушения
новое сознание на пути, предвосхищающем смену веков. «Преступление и наказание» словами
автора есть «психологический отчёт одного преступления». Достоевский, по всей видимости,
Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
... ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя. Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Это полифонический роман, в котором постоянно слышны ...
слукавил. Преступление, действительно, одно, но какое! Каков его исполнитель!? Каково
наказание! Исполнитель — нищий петербуржский студент Родион Романович Раскольников,
убийца-мыслитель, философствующий преступник. Он совершает убийство старухи процентщицы
Алёны Ивановны, но не для обогащения, не ради своих близких матери и сестры. Во втором
разговоре с Соней Раскольников сам прекрасно объясняет мотивы преступления: «Не для того я
убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто
убил: для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю
жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё
равно должно было быть!» Таким образом, убийство есть результат гнетущих раздумий
Раскольникова о своей стезе, о судьбе «забитых» людей, о неписанных принципах, по которым
живёт человечество; неразрывной трагической связи между героем и окружающим миром, эпохой.
Из-за неудач «бессильных» выходов Раскольникова из «подполья», неудач его общения с
обществом он стал уединённо страдающим героем; стал самолюбиво, с чувством собственного
превосходства зарываться глубже в свой болезненное и мрачное подземелье. А как выглядит этот
потусторонний мир? Его каморка есть ни много ни мало крошечная, напоминающая клетку комната
в шесть шагов длиной. Жёлтенькие пыльные обои, очень низкий потолок, три старых стула,
крашеный стол, старые тетрадки, огромная неуклюжая софа довершали и без того убогую
«картинку». Преступление обитателя этой тесноты усилило неодолимую границу между ним и
социумом. Отверженность среди богатых петербуржских домов, отчуждение от людей,
разъединённость становятся другой немаловажной причиной преступления. Так и вспоминается
следующая сентенция из романа: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и
отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Раскольников не выдержал мучений, казни
одиночества и отчуждения: он направляется к своему товарищу по университету Дмитрию
Прокофьевичу Разумихину, к спившемуся титулярному советнику Семёну Захаровичу Мармеладову,
его восемнадцатилетней дочери Соне. Достоевский этим утверждает тезис о том, что
«действовать, жить и любить» можно только в человеческом и человечном взаимодействии с
людьми. Созвучные писательским размышления Сони: «Как может случиться, чтоб это от моего
решения зависело? А кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» — разрешаются в
манере заповедей Библии. Убийство — расхождение с Богом. Божий суд прав и справедлив, но,
переступая заповедь «Не убий» во имя борьбы со злом, несправедливостью, ложью,
беспощадностью, человек жертвует собой для «своего ближнего». Именно так приводится в
действие один из духовных законов жизни — «закон любви».
Подходим к квинтэссенции. Раскольников — лишённый целостности, объединяющего стержня
человек, находящийся в разладе и несовпадении с действительностью. По этой причине подобный
взгляд порождает дуаль: колеблющийся, сомневающийся, противоречивый герой Раскольникова
Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ...
... Раскольникова? Герой сам сказал Соне, что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». ... том, что Раскольников «недолго себя морочил»). Воскрешает Родиона к новой жизни Соня Мармеладова. Теории Раскольникова противопоставляется христианская ... свою вину. Автор: Анастасия Сметанова Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и ...
«синтезирует» недовольство, злобу, тщеславие, холодность с одной стороны и доброту, ласковость,
разделённость чужих бед и страданий с другой. Во время подготовки к преступлению он делает так
называемую пробу в доме старухи-ростовщицы, становится свидетелем убогой жизни
«оскорблённой» семьи Мармеладовых, со слезами читает письмо матери, видит задающий всё тот
же вопрос сон; становится невольным свидетелем разговора солдата и студента, где он из уст
последнего слышит зеркальное отражение своих рассуждений: «Я бы эту проклятую старуху убил и
ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести. За одну жизнь — тысячи жизней. С одной
стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем
вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт.
Понимаешь?» Всё это понимает оправдывающий себя Раскольников.
Он ежесекундно терзает свой разум напряжённейшей борьбой между своим «эго» и
собственной теорией. Родион повсюду: у себя, в похожей на шкаф каморке, в распивочных на
Сенной, — видит признаки несчастной, пьяной, нищей, бесправной жизни бедняков. Таков борющийся Раскольников.
Для него жизнь стала запутанным множеством проблем и противоречий. «Когда уже некуда
больше идти», Раскольников спрашивает себя: «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?..
Ведь тут теперь надо что-нибудь сделать, понимаешь ли ты это?» Это Раскольников ищущий .
Родион нищенствует; деньги, отправленные матерью, с трудом хватают ему на пропитание;
- его грозят выселить из каморки на улицу. После совершённого преступления для него характерно
болезненное состояние: его обхватывал страшный холод, лихорадка; всё сильней и сильней
билось его сердце. Боясь выдать себя, он с особой острожной тщательностью делал каждый шаг,
а сделав, размышлял, не допустил ли он здесь фатальной ошибки. Его замучила образовавшаяся
между ним и окружающими его людьми пропасть. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не
старушонку!» — в судорожной тоске кричит Раскольников. «Экое страдание!» — мучительный вопль
Софьи Семёновны требует от нас прекращения «анализаторских издевательств» над героем. Таким
мне представляется духовно опустошённый, мучающийся от совести, страдающий Раскольников.
Родион Романович оставляет на окошке Мармеладовых так нужные ему самому последние
гроши, отдаёт оставшееся отцу умершего товарища, спасает из огня детей. Он пытается спасти
опозоренную пятнадцатилетнюю девушку, жертвуя последним двугривенным — лишь бы не
досталась она охотящемуся за ней «жирному франту». Он предаётся раздумьям по поводу
подобных искалеченных судеб, подобных изувеченных жизней. Не сострадающий ли перед нами
Раскольников?
Вместе с тем герой задумывается о несправедливом, бесчеловечном мире, где гонимые,
«униженные и оскорблённые», страдающие представляются ему бессильными, беспомощными по
Проблема выбора: аргументы. Проблема выбора в жизни человека
... за собой влечет. В моей жизни, как и у любого человека, очень часто возникает проблема выбора. Иногда я ... выбора, является Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Желая проверить свою безумную теорию о превосходстве одних людей над другими, Раскольников ... Разрешить же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам. Сочинение на тему «Выбор и последствия» ...
отношению к добивающимся всего, но недостойным ничего мерзавцам. «Почему все молчат? Где
причина отсутствия протеста со стороны нищих и бесправных?» — ключевые проблемы,
занимающие бунтующего Раскольникова. При этом раскалывающийся Раскольников не считает
возможным исправить болезни общества, изменить нравственный облик человечества. «Так
доселе велось, и так всегда будет!» Раскольников не видит в сложившейся обстановке другого
выхода. Кроме того, как отделиться от мира с его устоями, обычаями, моралью, стать выше его —
совершить «индивидуалистический бунт».
Так мы подошли к судящему Раскольникову, вооружившемуся своей оказавшейся
впоследствии несостоятельной теорией о праве сильной личности: «Смогу ли я или не смогу?
Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Он хотел
«осмелиться и убить», проверить себя. «Я пошёл как умник, и это-то меня и сгубило!» — признаётся
раскаивающийся Раскольников. Под низким потолком в тесной комнате зарождается ужасающая
теория убийства «по совести». Важнейшими отличительными свойствами теории, как объяснения
явлений на основании общего принципа, без сомнения, должны быть математическая стройность,
логичность, убедительность. Есть, по всей видимости, эта «форма» и у Раскольникова. Давайте
определим её не требующие доказательства, принимаемые как истинные положения — постулаты:
- Существует на свете некоторые лица, которые имеют полное право совершать всякие
бесчинства и преступления;
- Люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в
послушании и не имеют права переступать закона. А необыкновенные имеют право разрешить
своей совести делать преступления и преступать закон, если исполнение их идеи того требует.
Первые — материал, служащий для зарождения себе подобных; люди консервативные, живущие в
послушании. Вторые — люди, имеющие дар или талант сказать новое слово; разрушители,
преступающие закон. Первый разряд — господин настоящего — сохраняет мир; второй разряд —
господин будущего — двигает мир и ведёт его к жизни;
- Великие или чуть-чуть из колеи выходящие люди, способные сказать что-нибудь новенькое,
должны быть непременно преступниками.
По его мнению, на помощь людям, которые не в силах изменить свою жизнь приходит
«властелин», «тиран» и ведёт в одиночку всех к знанию, счастью. Его теория, на его взгляд, должна
вывести его из тупика сомнений о том, кто он — вошь или человек. Но нить Ариадны в теории
оказывается дамокловым мечом на практике. Внутренняя доброта, чистота Раскольникова борются
с теорией, им созданной. Но Родион непоколебим: он решил идти до конца… Он не собирается
преобразовывать мир, в его мыслях — изменить своё положение в нём — стать Наполеоном,
сверхчеловеком, человекобогом. Его эксперимент заключается в том, чтобы испытать, сможет ли
для власти над человечеством, для сохранения себя в Истории Наполеон пойти на убийство
Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф. М. ...
... Раскольников — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая». Писатель показывает, что Раскольниковым ...
бесполезной, гадкой, зловредной старушонки. Анализируя, к своему полному разочарованию
Раскольников приходит к выводу, что он не Бонапарт, что он лишь поддавшаяся «гигантомании»
обыкновенная «вошь». «Не преступил, на этой стороне остался». Сказался пресловутый
человеческий фактор: Родион Раскольников не выдержал, не дошёл до победной точки. Не в его
силах оказалось сопротивляться божественным человеческим началам. Его принцип своеволия
ради свободы не соотносится с его безграничной любовью к людям. Изначальном можно было
доказать страшную истину о ложности его идеи о «праве на кровь»: theory=false, — поскольку
утверждать себя через жизни других, бороться с бесчеловечностью бесчеловечно — это чистой
воды «неправильность». Внимание! Очередное противоречие, наносящее теории окончательный
смертельный удар! Раскольников, который видит своей целью спасти «муравейник» в качестве
властелина от беспринципного и корыстного карьериста Лужина, от убийцы и развратителя детей
Свидригайлова, своей теорией сам становится их сторонником (значит, небезосновательно
Свидригайлов говорит об «общих точках», «ягодах из одного поля»), ведь, как и они, он по своей
теории считает, что сильным людям всё позволено, как и они, он «переступает через кровь».
Итак, ложная теория разбивается, как хрупкая тосканская бутылка — фиаско. Счастье не
может быть достигнуто через кровь. Никто не вправе распоряжаться самым важным — жизнью
других людей. Действительно талантливые люди, просветлённый свет человечества не будут идти
на убийство: они не разрушают, созидание — дело их жизни. К таким выводам подводит Фёдор
Михайлович своего героя и нас — читателей. Если людьми овладеет доведённый до крайности
индивидуализм, то итог трагичен: перед нами гибнущий мир — «бессмысленное скопище
враждебных друг другу человеческих единиц». Но не всё столь печально! По моему мнению, особая
символичность заключена в инициалах главного героя, страдальца за человечество,
несостоявшегося Наполеона: Р. Р. Р. Три «Р» — средоточие целостности — хронологически точно
передают путь Родиона Романовича Раскольникова. Сначала было разрушение, затем —
разочарование и наконец — рождение… Рождение «новой жизни»…