Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ? (Преступление и Наказание Ф.М.Достоевский)

Сочинение

Сочинение: Преступление и наказание Раскольникова (Ф.М. Достоевский)

(393 слова) Роман Ф.М.Достоевского можно назвать «психологическим отчетом одного преступления». Автор не только показывает, каким образом герой нарушает закон, но и выводит на передний план его чувства, эмоции, переживания. Достоевский показал душевное состояние загнанного в угол честного человека – Раскольникова, который был вынужден пойти на крайние меры, чтобы испытать свою теорию.

«Задавленный бедностью» студент, который жил на деньги своей мамы и сестры, обитает в крошечной комнатушке, больше похожей даже на гроб, чем на место жительства. К преступлению героя подтолкнуло несколько факторов. Это и нервное душевное состояние, и история Мармеладова, и сцена с пьяной девочкой на улице, и разговор двух студентов в трактире. Чтобы проверить, к какой категории людей относится Раскольников, персонаж убивает старуху — процентщицу, и случайно становится убийцей Лизы. Однако в этом ли состоит основное преступление Раскольникова? Герой сам сказал Соне, что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит не в нарушении закона, а в преступлении через нравственность, через мораль. Раскольников попытался отнести себя к высшим людям, которые вправе убивать других ради высокой цели. Переступила и Соня – она продавала себя, чтобы найти любые средства для жизни. Это и сближает двух героев.

Наказание Раскольникова началось сразу после совершения преступления. Родион Романович находился в нервном состоянии, он не понимал, что происходит вокруг. В конторе персонаж неожиданно потерял сознание, затем несколько дней находился в бреду. Раскольников заболел лихорадкой и производил впечатление ненормального человека. У него даже не хватало духу опровергнуть свое мнимое сумасшествие, он охотно признавал его за правду. Особое внимание следует обратить на его лихорадочные сны. Спустя несколько дней после преступления Раскольников слышит во сне истерический смех старухи, он видит, как её убивает другой человек. Сны в произведении использованы как приём психологизма, они изображают внутреннее состояние персонажа. Герой тяжело переживал содеянное, его терзали муки совести. Значит, Раскольников не способен спокойно переступать через чужую кровь, не относится к «одаренным» людям. Реальное наказание героя будет осуществлено лишь в конце произведения. Вместе с Соней он отправится на каторгу.

8 стр., 3618 слов

Признание Раскольникова в преступлении

... стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию. Рекомендуем прочесть: в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении ... возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и ...

Самое тяжелое преступление герой совершил не при помощи топора. При помощи мысли. Он позволил себе переступить через нравственные законы. Герой посчитал, что может называть себя сверхчеловеком, которому дозволено вершить чужие судьбы. За такое преступление последовало и мучительное наказание. Ему было тяжело прийти в себя после содеянного, он едва не сошел с ума. Но любовь близких помогла ему встать на правильный путь и признать свою вину.

Автор: Анастасия Сметанова

Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами жизни.

Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности. А в начале двадцатого века это стало практически основным вопросом в среде творческой интеллигенции. Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей переоценки и сопутствующего ей «расчеловечивания человека». Он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из центральных романов — «Преступление и наказание». Этот роман Ф. М. Достоевский опубликовал в 1866 году. Это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мечущаяся человеческая душа к постижению истины. Раскольников — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительнее раздвоение, чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. Родион Романович Раскольников — главный герой романа — в недалеком прошлом студент, оставивший университет по идейным соображениям.

Несмотря на привлекательную внешность, «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Раскольников живет в крайней нищете, снимая в одном из петербургских домов каморку, похожую на гроб. Однако он мало уделяет внимания обстоятельствам жизни, так как увлечен собственной теорией и поиском доказательств ее справедливости. Разочаровавшись в общественных способах изменения окружающей жизни, он решает, что воздействие на жизнь возможно при помощи насилия, а для этого человек, вознамерившийся сделать что-то для общего блага, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Пытаясь помогать обездоленным, Родион приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается «преступить- нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая — «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Раскольников делит человечество на «.два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

15 стр., 7114 слов

Анализ сцены раскольников на николаевском мосту кратко. Достоевский Ф.М

... преступления Раскольникова. На протяжении всего романа лишь несколько кратких описаний города, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в "духовный" пейзаж, чтобы почувствовать "Петербург Достоевского". достоевский петербург преступление наказание Раскольников ... двойственности Раскольникова - Петербурга. В ясный летний день Раскольников стоит на Николаевском мосту и ...

Второй разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, первый — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употреблять, как ему заблагорассудится — на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, раскрывают его сознание. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, Раскольников вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он лелеял в течение месяца, вызывает у него отвращение. Раскольников не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный сценарий Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета, и ему приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не родившегося ребенка).

После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет его от человечества, окружает ледяной пустыней. Мрачное «ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». У Раскольникова горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Родион пытается молиться, и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчужденности героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «.бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя непреодолимую границу, «лежащую» между ними. Путь преступления для Раскольникова (а по Достоевскому, ни для кого из людей) неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью, а дальнейшее его воскресение происходит именем Христа).

То человеческое, что было в Раскольникове (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогал, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова), способствует скорейшему воскрешению героя (слова Порфи-рия Петровича о том, что Раскольников «недолго себя морочил»).

17 стр., 8141 слов

Раскольников есть истинно русский человек

... также смогли испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с окружающим миром, ... любовь Соню Мармеладову. Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На картине Кожина Семёна ... Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на ...

Воскрешает Родиона к новой жизни Соня Мармеладова. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданиями (образы Сони, Дуни, Миколки).

Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни. Устав от «теории» и «диалектики», Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший жить «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Раскольников сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. Потом идет в участок и признается. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», — признается он Соне Мармеладовой. Эта оторванность от людей мешает Раскольникову жить. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Недаром Гете говорил в Фаусте: «Теория, мой друг, сера. Но вечно зелено дерево жизни». По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.

Сочинение на тему: «Себя или старушонку убил Родион Раскольников?»

Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» изобразил личность — Родиона Раскольникова, недоучившегося студента юридического факультета. Родион имеет свое учение, теорию. Суть в том, что Родион Раскольников считал себя сверхчеловеком, которому дозволено убивать всех, кто будет мешать ему, добиваться своей цели. Разработав эту самую теорию и составив план. Теория Раскольникова заключалась в том, что нет равных людей перед Богом, моральным законом. По ней люди делятся на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Одни — «право имеющие», должны вершить судьбы людей, совершать все, что им вздумается. А вторые — неспособные на поступки, повинуются общественной нравственности, именно это, по мнению Раскольникова, лишает их свободы. Родион решился на убийство старухи-процентщицы, этим он хотел решить свои проблемы. Но совершив убийство, герой понял, что не смог доказать окружающим, а прежде всего себе, что он не «тварь дрожащая», что он способен вершить судьбы. Кого же убил Родион Раскольников старуху-процентщицу или же себя? Я считаю, что этим поступком Родион Раскольников больше погубил в себе того, кем он являлся до этого: того студента с его теорией.

После совершения убийства Родион Раскольников стал совершенно другим человеком. Тяжесть совершенного убийства не оставляла его. Несколько дней Родион болеет, ему трудно осознавать то, что он совершил. Достоевский подчеркивает, что основной причиной такого поведения является неправильная жизнь. В обществе правит зло и ненависть друг к другу. И образ Раскольникова — собирательный образ молодого человека того времени. Достоевский считает, что наказание Раскольникова должно быть не юридическим, а духовным, как в прочем и получилось. В итоге бесчеловечная идея героя, погубила его, привела к разладу с окружающими, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. Но в последствии совесть не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе того, что бредил безумной теорией.

9 стр., 4174 слов

Письмо 21 века преступление наказание. письмо родиону раскольникову. ...

... собой, переходы от одной мысли к другой последовательны и убедительны, суждения разумны и доказательны. Сочинение — Письмо Родиону Раскольникову Здравствуйте, Родион Романович! Я узнала о Вас из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление ... Как же Вы смогли с такой жестокостью убить человека, и не одного? Даже познакомившись с Вами, Родион, ближе и узнав причину, подтолкнувшую Вас на ...

«Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)»

Не убий. Шестая заповедь Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом. Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро? Роман “Преступление и наказание” Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли “разрешение крови по совести”? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников. Вот каким предстает нам герой на первых же страницах романа: “Он был задавленным бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Именно такой человек, загнанный в угол, способен на любое преступление. Жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого юноши безмолвного созерцателя.

Но нет-нет да и проявятся лучшие стороны души Раскольникова. Так он пожалел пьяную девочку, бродившую по улицам Петербурга, принял участие в ее судьбе, но вскоре вспомнил о себе, о своих бедах. Более он не стремился помочь той несчастной, даже пожалел о потраченных на нее времени и деньгах. Но все же Раскольников не законченный самовлюбленный эгоист, способный на любые подлости ради собственного процветания. Бедность, безысходность и неверие в Бога не смогли бы побудить его на преступление, не будь у героя своей “теории”. Согласно ей люди делятся на два лагеря: “материал” и “творцов”. Следуя этой мысли, Раскольников отнес себя к лагерю людей, которым позволено ради “угнетенного человечества” разрешить себе убийство. Но теория — ничто без практики. Появилась и подходящая жертва — старуха-процентщица — никчемный человек. Деньги, взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Сбылись ли мечты героя? Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику. Убийство коренным образом изменило Раскольникова. Он становится все более отчужденным, отдаляясь от окружающего мира. Это делается инстинктивно, герой пока не считает себя недостойным общества, где есть люди, виновные более него.

Но с каждым днем в Родионе Романовиче происходят все новые и новые изменения. Потеряв связь с внешним миром, он уходит в себя, начинает анализировать каждый поступок, все ближе и ближе продвигаясь к разгадке мучающего его вопроса: “А вправе ли я был это делать?” С этих пор уже более ничего не может отвлечь Раскольникова от страшных мыслей. Теперь он живет как во сне, не заботясь о том, что делает его тело. Отсюда бессмысленные и бесцельные блуждания по городу. Даже родные не могут привести его в прежнее состояние. Но у человека есть предел чувств и сил, за который он не может перешагнуть. Душа Раскольникова не справляется с поставленными перед ней вопросами, а их становится все больше и больше. Нервное напряжение перерастает в болезнь, но и в бредовом состоянии тревожные мысли продолжают преследовать героя. Раскольников будто боится испачкать окружающих своим преступлением. В этот момент он встречает Соню Мармеладову, такую же “отверженную”, как и он. Вот тот человек, с которым он может общаться на равных. Беседы с Соней заставляют героя сомневаться в своей эгоистической позиции — недаром ему так хочется получить утвердительный ответ на тревожащий вопрос: можно ли жить, не обращая внимания на гибель других.

2 стр., 906 слов

Причины преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание» ...

... преступление и совершившего хладнокровное убийство. Поражает глубина страдания, порожденного столкновением убеждений и реальности. Раскольников не страшится каторги, наказанием для него стали душевные терзания. Это вызывает сочувствие к герою, ... его испытывать душевные страдания. Семья Раскольникова состоит из матери и младшей ... и привела бывшего студента к преступлению. Он убил двух женщин не потому, ...

Только в разговорах с этой девушкой герой искренен, но из-за этого он заставляет ее страдать, пытаясь возбудить ненависть Сони к себе. Не успокаивается совесть Раскольникова и после признания Соне. Он понимает, что теперь никакое покаяние не сможет избавить его от жестоких угрызений совести. В этот роковой момент и произносит он слова, являющиеся, по моему мнению, ответом на основной вопрос романа. Герой признает, что, совершив преступление, он убил себя, а не старуху. Раскольников получает опровержение своей “теории”, но какой ценой! Жизни у него теперь нет, есть вечное страдание, которое он не в силах прекратить. Бороться за право Родиона Романовича на счастье начинает Соня. Ее непоколебимая вера в Бога, в народную правду заставляет Раскольникова поверить в это. Но, по мнению Достоевского, нет прощения без покаяния. Оно является своеобразным испытанием на пути к иной, чистой жизни. К признанию в убийстве Раскольникова подтолкнуло и самоубийство Свидригайлова. Видимо, даже этот циник, погубивший немало человеческих жизней, не смог примириться со своей совестью. Само провидение показывает Родиону Романовичу наказание за страшные грехи. Вылечить душу героя смогла только самоотверженная любовь Сони.

Благодаря ей, он перерождается в нового человека… После того, как я прочла роман “Преступление и наказание”, на душе у меня осталось тяжелое чувство. Автор так образно и наглядно нарисовал картину происходящего, что кажется, будто не Родион Раскольников, а уже ты сам испытываешь всю гамму чувств, описанную классиком. Жаль, что многие люди не руководствуются этим романом-притчей. Преступившие закон почему-то убеждены, что они существа уникальные и им не выпадет то, что суждено остальным. Достоевский своим произведением давно доказал неправоту таких мыслей. Но все же многим приятно тешиться своей неповторимостью. Человек — не обособленный, оторванный от других остров. Нам необходимо общение и, чтобы войти в полную гармонию с окружающими, надо возлюбить их. Благодаря Достоевскому, я поняла это.

«Я не старушонку убил… я себя убил…»

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

2 стр., 656 слов

Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского ...

... целью изменение несправедливых условий общества, является оправданным. Именно на каторге Раскольников приходит к выводу о том, что его ... который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение ... После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась ...

Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные

законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался

«тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были… когда я убил… мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил… я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека — безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга.

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон — отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил… «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы…»

Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.