Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
Вводный (организационно-мотивационный) этап |
Мотивационный момент ( 2 мин) Учитель напоминает о пяти тематических направлениях для написания региональной контрольной работы и о том, что умение писать сочинение на выбранную тему – необходимый элемент подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе и к региональной контрольной работе по литературе.. Тематическое направление «Человек и природа» — предмет обсуждения на текущем уроке. Проблемная ситуация ( 2 мин) — Какие проблемные вопросы вы можете выделить в рамках этой темы? |
Учащиеся вспоминают тематические направления сочинения и осознают необходимость обговорить с учителем возможные темы и сделать наброски черновиков сочинений по разным проблемным вопросам в рамках данного направления. Учащиеся называют возможные проблемные вопросы в рамках темы «Человек и природа» |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
. Основной (информационно-аналитический) этап |
Работа с темами сочинений и выделение основной мысли каждого текста.(20 мин) Учитель открывает написанные на доске темы сочинений в рамках данного направления из банка тем для выпускного итогового сочинения:
— Как можно сгруппировать данные темы в тематически близкие группы? (1,2,5,8), (3,7), (4,9,10, 11) — Какова основная мысль в каждой тематической группе? — Какие литературные аргументы можно привести в качестве доказательства, подтверждающего вашу мысль? Минутка релаксации ( 1 мин) Работа с готовыми текстами по группам ( 15 мин) – тексты сочинений ( 8 штук) на листочках раздаются по группам. — Определите, соответствует ли содержание текста заголовку и насколько сочинение соответствует первым трем критериям, по которым оценивается сочинение: 1. Соответствие теме 2. Аргументация. Привлечение литературного материала 3. Композиция — Оцените предложенное сочинение и подскажите, как его нужно отредактировать, если вы обнаружили несоответствие критериям. |
Учащиеся читают темы и осмысливают, о чем должно быть сочинение по данной теме, т. е какой ответ они могут дать на поставленный в заголовке сочинения вопрос. Учащиеся объединяют близкие по основной мысли сочинения и объясняют, почему выбранные ими темы можно объединить, что их сближает друг с другом и отличает от других тем. Называют основную мысль в каждой тематической группе Приводят аргументы – примеры из литературных произведений, подтверждающие основную мысль. Объясняют ошибочные выборы товарищей. Работают в малых группах – по 2-3 человека: читают текст сочинения, обсуждают, исправляют в листочке с текстом, оценивают сочинение, предлагают варианты редактирования текста. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ( П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации( П) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р) В несение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (Р) |
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап |
Рефлексия и д/з ( 5 мин) -Оцените, что вам дала работа на этом уроке. Чему вы научились? Чего вам еще не хватает для того, чтобы написать сочинение, соответствующее критериям? Домашнее задание : написать сочинение по одной из записанных на доске тем. |
Учащиеся отвечают. Записывают в дневники д/з |
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) |
Дополнительный материал к уроку:
№ 1 . Радость, которую природа дарит людям
Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. И белый пушистый снег, и набухающие на вербе почки, и золотой одуванчиковый луг, и багряные кисти рябины — все это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека.
В художественной литературе природа не просто пейзаж, фон, на котором разворачиваются события. Описание природы — важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений для читателя. Впервые глубокое впечатление, связанное с эстетическим восприятием картины природы, я испытала, читая рассказы из Записок охотника Ивана Сергеевича Тургенева. Герой цикла — охотник, и, конечно, события происходят на лоне природы. В каждом рассказе есть различные по объему пейзажные зарисовки. Бежин луг начинается с описания прекрасного июльского дня . Утро. Восход солнца – это игра красок, света. Цветовая палитра обширна: здесь упоминаются багровый, лиловый, серебряный, золотисто-серый оттенки. На небе живут и меняются облака. Они то круглые высокие с нежными белыми краями , то сдвигаются, теснятся так, что не видно небесной синевы. К вечеру они исчезают, некоторые из них ложатся розовыми клубами напротив солнца . Когда я внимательно прочитала этот текст, поняла, что мы не видим, не чувствуем то, что окружающий мир щедро дарит нам каждый день. Могучее светило, которое взлетает на небо , россыпи серебристых звезд на ночном небе, тонкая паутинка между веточками берез — все это такой простой и такой загадочный мир, который надо понять, впустить в свою душу. Это красота, которая делает человека лучше.
А что значит лучше? Например, наблюдательнее. Человек, увидев красоту живой природы, стремится раскрыть ее секреты, стать частью мира. Так происходит в маленьком рассказе М. Пришвина Золотой луг . В нем нет детально прорисованного пейзажа. Просто сказано: …под окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво . Красота заставила мальчика наблюдать. Он увидел, что вечером луг не золотой, а зеленый, потому что лепестки на ночь сжимаются, как пальцы на руках у человека. Одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветков, ведь он ложился спать и вставал вместе с людьми. Когда я вижу цветущие полянки одуванчиков, всегда вспоминаю Золотой луг М. Пришвина.
Вот так литературные произведения помогают видеть красоту природы, чувствовать единство человека и окружающего мира, учат находить радость и гармонию в общении с природой. – 357
№ 2 . Почему человек терпит поражение перед силами природы?
Природа — это в первую очередь неподвластная стихия. Стихия — это нечто неуправляемое, что не поддается человеческому влиянию.
Она неконтролируема, но, нельзя не признать, что она также зависит и от человека, его действий. Но, разумеется, зависимость от капризов природы проявляется в значительно большей степени именно на нас, на людях.
Основная часть
А.С. Пушкин поэма «Медный всадник», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Город на Неве, или Санкт-Петербург был построен наперекор всему по воле царя Петра I. А.С. Пушкин, подробно описывая разбушевавшуюся стихию (реально случившееся наводнение в 1824 г.), в поэме «Медный всадник показывает, что даже силе и власти царя природа не подвластна.
Даже большие деньги и огромные амбиции не способны построить такой город, инфраструктуру, которая бы позволила всем ее жителям чувствовать себя в безопасности.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», в главе «Тамань», даёт подробное описание разбушевавшейся стихии, неспокойного моря, которое пересекал смелый контрабандист. Только отчаянный мог отправиться в такую погоду по морю на небольшой лодке. Но, надо признать, контрабандист вышел победителем из схватки. Но читатель ясно видел, чем могла обернуться эта затея.
Заключение
Человек всегда должен помнить, что он здесь не хозяин, «мы гости в этом бренном мире», — писал О. Хайям.
Что движет нами, когда мы пытаемся обуздать стихию, идем в неравный бой против сил природы? И глупость, и желание доказать себе, что ты чего-то стоишь.
Но излишняя самонадеянность приводит к поражению перед силами природы.
№ 3. Как научить человека видеть прекрасное в природе?
Введение
Вообще, человека достаточно сложно научить чему-либо, если он не проявит хотя бы немного желания узнать для себя что-то новое.
Природой можно любоваться по-разному: восхищаться величием гор, могуществом океана и его волн, или же видеть прелесть в каждой капле росы, чувствовать природу через комариный писк. Но можно ли именно научить человека видеть прекрасное?
Основная часть
В первую очередь важно указать на то, что в литературе, как правило, герои, которые любили природу, тонко чувствовали и понимали ее, были выше тех, кто ее сторонился, не находил в ней прекрасное. Прекрасным примером, я считаю, будет роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». По схожему принципу можно соотнести двух героинь романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Наташу Ростову
То, насколько человек высокоморален и нравственен, можно определить через его отношение к природе.
Эту мысль можно доказать на примере двух главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — Татьяне и Евгении. Когда Онегин переехал из Петербурга в деревню, то «Два дня ему казались новы. / Уединенные поля, / Прохлада сумрачной дубровы, / Журчанье тихого ручья; / На третий роща, холм и поле. / Его не занимали…». (Дальше важно коротко охарактеризовать характер нашего героя. В первую очередь, черствость его души).
Совершенно иначе воспринимает природу Татьяна Ларина. Для нее она — это мир души. «Татьяна (русскою душою, / Сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму…» (И здесь, разумеется, на контрасте дать тонкую натуру Лариной).
Насколько различны меж собой в мировосприятии и душевном развитии две героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа и Соня. «Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!»
Но и не забываем, что природа также способствовала душевному перерождению князю Андрею.
Заключение
Еще в Библии написано, что звездное небо — это самое прекрасное, что может созерцать человек. Самое доступное для каждого из нас природное явление.
Человека, на мой взгляд, можно научить видеть прекрасное в природе, во-первых, с помощью художественной литературы, потому что она воспитывает в нас моральные качества, подготавливая, таким образом, почву для более тонкого восприятия окружающего мира, а во-вторых, с помощью поистине красивых мест на нашей планете, которые никого не оставят равнодушным.
№ 4. «Учись у них – у дуба, у березы» (Афанасий Фет)
Культура и искусство, природа и естество. Вот два вечно противоборствующих лагеря философских категорий нашего бытия. Победы одной или другой стороны ожидать невозможно, потому как человек-существо биосоциальное. Мы должны следовать законам и культуры, и природы. Часто мелькающий по ТВ рекламный слоган «Бери от жизни всё!» мне кажется очень опасным. Такое отношение к жизни может быть только у бездумного потребителя, эгоиста. Для меня это сродни поговорке «После нас-хоть потоп!» Ученые-экологи пришли к выводу, что из ста процентов нанесенного вреда природе человечеством на XX и XXI век выпадает девяносто девять! А что дальше? Есть ли будущее у нашей планеты хотя бы в том виде, какой мы знаем её сегодня? Что оставим мы своим детям и внукам? «Красота спасет мир»,- говорил устами своего литературного персонажа Ф.М.Достоевский. И, действительно, единственное проявление человеческой культуры, которое протягивает руку помощи, дружбы Природе,-это Искусство. Конечно, существуют мнения, что искусство может быть просто ради искусства, что искусство не обязано ничему учить и что понятие эстетического не всегда подразумевает что-то прекрасное. Но не стоит забывать, что искусство все равно вторично по отношению к природе. Природа-мать, а искусство- только попытка подражать ей. И это хорошо, потому что по-другому не всегда можно примирить или познакомить человека с природой. Мы знаем, что такие виды искусства, как музыка, живопись и ,наконец, литература обладают огромной силой внушения, которой должны умело пользоваться художники.Но, наверно, Петр Ильич Чайковский, русский композиторXIX века, и не ставил себе такую задачу, когда создавал, например, «Времена года». Только силой своего таланта он заставляет слышать нас запах земляники в своём произведении «Июнь» или веселый звон первой капели- в «Марте».
Как же хочется, чтобы и в далеком будущем наши внуки в реальной жизни смогли ощутить и запах цветов, и радость купания в чистой реке — в общем все то, что даст вдохновение собственному творчеству. Больно замечать, что не все люди дорожат остатками сил природы. Как долго она еще сможет бороться с нами? Человек-венец природы — словно старается как можно быстрее дойти до точки невозврата.
Писателя В.П.Астафьева глубоко волновала эта проблема. В своём рассказе «Царь-рыба» он поднимает тему жадности наживы, человеческой расточительности по отношению к природным богатствам. Сюжет строится на том, как заядлый браконьер Игнатьич оказывается в ловушке, запутавшись в собственных снастях вместе с гигантским осетром, тянущего теперь его на дно. Эта рыба здесь символизирует силы всей Природы, которая мстит человеку за его преступную ненасытность. И только, когда главный герой осознает свои грехи и обращается к Господу: «Да разведи ж ты нас!»- все путы спадают. Размышляя над этим рассказом, вспоминаются строки стихов Р.Рожденственского: »
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.»
Рассказ «Царь-рыба»- рассказ-предупреждение всем нам. Только тогда, когда мы научимся не разрушать, а созидать, мы избежим наказания со стороны Природы. Как и героиня одноименного рассказа А.И.Куприна Олеся, мы должны учиться у Природы умению отдавать, а не постоянно что-то брать. Олеся — тип естественного человека в литературе. Живя на лоне природы, не нарушая ее гармонии, она — часть ее. Пример естественного человека находим и в рассказе Астафьева «Васюткино озеро», и в романе «Робинзон Крузо» британского писателя Даниэля Дефо, где герои сумели выжить в глухой тайге или на необитаемом острове, только поняв и приняв законы неизвестной и порой суровой природы, только сумев подружиться с ней.
Просыпаясь каждое утро, мы обязаны помнить, что вся наша жизнь — это большой аванс, и говорить спасибо за то, что пока ещё у нас за окном- голубое небо, зеленая трава. А те, кто все-таки нас не услышат или не захотят понимать, пусть тогда не забудут хрюкнуть, бросая в очередной раз бумажку мимо урны.Закончить свое сочинение хочу вновь стихами Роберта Рождественского:
«Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!»
№ 5. Человек и природа — единое целое. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)
Вы когда-нибудь замечали, как сильно действует на человека картина бескрайнего звездного неба,звуки мелодичной трели соловья, голубая гладь горного озера? В такие минуты восхищения природой хочется быть лучше, чище, любить все, что тебя окружает. Я тоже считаю, что, какие бы открытия мы ни делали, сколько бы техники не сотворили, каждый из нас всегда будет нуждаться в чистом голубом небе над головой, свежей зеленой траве под ногами, могучих красивых деревьях вокруг.
Так же рассуждал о связи человека с природой известный русский писатель Л. Н. Толстой, глубоко раскрывая тему взаимоотношений людей с окружающим миром в романе-эпопее «Война и мир».
Один из моих любимых эпизодов в книге — встреча князя Андрея с огромным дубом по пути в рязанские имения. Автор описывает в те мгновения дерево как существо жалкое, состарившееся, с обломанными сучьями и корой. Между улыбающимися березами он показался князю Андрею старым и угрюмым уродом. Он, этот дуб, словно не желал замечать ни солнца, ни весны. Как он здесь похож на князя А. Болконского, отчаявшегося, несчастного, лишенного каких-либо целей в жизни и, как это дерево, не желавшего подчиняться обаянию весны ! Сам герой чувствует свою связь с природой, особенно с дубом. Недаром он восклицает: «… прав этот дуб,.. наша жизнь кончена!»
На обратном пути из Богучарова князь Андрей, помолодевший в одну ночь, прочувствовавший восторг юной Ростовой от созерцания лунной ночи, снова встречается с этим же дубом и … не узнает его. Проснувшееся, помолодевшее и ожившее дерево изумляет героя. Взглянув на него теперь, Болконский словно понимает, что именно обновление и восхищение жизнью позволяют смело идти вперед к новым вершинам, а не прятать свою молодость и талант в провинции.
Вот так природа в образе старого уродливого дуба, разбуженного весной и изменившегося за одну ночь, помогла герою вновь обрести смысл жизни. Разве из этих эпизодов не видно, что мы и окружающий нас мир неразрывно связаны между собой?!
Таким образом, природа — это то, что помогает нам, людям, радоваться жизни. Она влияет на наши чувства, настроение, действия и вместе с нами образует единое целое — Мир, в котором мы живем.
(329 слов)
№ 6. Взаимодействие человека и природы.
Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в прошлом. Еще каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, мы стремились хоть как-то наполнить жизнь зеленью, не разрывая связей с природой.
Сегодня человек окружен только полезными и нужными вещами: автомобили и всевозможные электронные устройства, кирпичные дома, металлические конструкции, асфальт, бетон. Неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы. Тем не менее, человек не должен забывать о своих корнях. Все мы являемся частью живой системы на планете Земля, наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день. Мы же отгородились от этого мира пластиком, сталью и бетоном, и эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику.
Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этим утраченным корням, стараясь время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Да и зачем это делать?
Да, ритм нашей жизни ускорился, и рутина ежедневных обязанностей поглощает нас, заставляет забывать о простых радостях и желаниях. Тем не менее, не стоит ограничивать себя в общении с природой, пусть даже это будут элементарные поступки и события. Стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе — забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.
Нетронутых уголков на нашей планете остается с каждым годом все меньше, и мы не отдаем себе отчет в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам еще есть что вспомнить, то возможно наши дети станут принимать такой железобетонный мир за норму. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой Земли, пока у нас есть такая возможность.
№ 7. Может ли человек научиться видеть в природе прекрасное?
Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. И белый пушистый снег, и набухающие на вербе почки, и золотой одуванчиковый луг, и багряные кисти рябины — все это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека.
В художественной литературе природа не просто пейзаж, фон, на котором разворачиваются события. Описание природы — важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений для читателя. Впервые глубокое впечатление, связанное с эстетическим восприятием картины природы, я испытала, читая рассказы из Записок охотника Ивана Сергеевича Тургенева. Герой цикла — охотник, и, конечно, события происходят на лоне природы. В каждом рассказе есть различные по объему пейзажные зарисовки. Бежин луг начинается с описания прекрасного июльского дня . Утро. Восход солнца – это игра красок, света. Цветовая палитра обширна: здесь упоминаются багровый, лиловый, серебряный, золотисто-серый оттенки. На небе живут и меняются облака. Они то круглые высокие с нежными белыми краями , то сдвигаются, теснятся так, что не видно небесной синевы. К вечеру они исчезают, некоторые из них ложатся розовыми клубами напротив солнца . Когда я внимательно прочитала этот текст, поняла, что мы не видим, не чувствуем то, что окружающий мир щедро дарит нам каждый день. Могучее светило, которое взлетает на небо , россыпи серебристых звезд на ночном небе, тонкая паутинка между веточками берез — все это такой простой и такой загадочный мир, который надо понять, впустить в свою душу. Это красота, которая делает человека лучше.
А что значит лучше? Например, наблюдательнее. Человек, увидев красоту живой природы, стремится раскрыть ее секреты, стать частью мира. Так происходит в маленьком рассказе М. Пришвина Золотой луг . В нем нет детально прорисованного пейзажа. Просто сказано: …под окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво . Красота заставила мальчика наблюдать. Он увидел, что вечером луг не золотой, а зеленый, потому что лепестки на ночь сжимаются, как пальцы на руках у человека. Одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветков, ведь он ложился спать и вставал вместе с людьми. Когда я вижу цветущие полянки одуванчиков, всегда вспоминаю Золотой луг М. Пришвина.
Вот так литературные произведения помогают видеть красоту природы, чувствовать единство человека и окружающего мира, учат находить радость и гармонию в общении с природой.
Не уйти человеку от природы (617 слов)
№ 8. Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой?
«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.
Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.
С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.
Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.
В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети — смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.
Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».
В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.
Проблема «человек и природа» — нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.
Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,
Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.
Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить: «Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с
камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….» (620 слов)
Аргументы из литературных произведений:
рассказ В. Астафьева «Царь-рыба» (браконьер Игнатьич), рассказ «Белогрудка»(куница), роман-эпопея «Война и мир»( Наташа Ростова –лунная ночь в Отрадном, Андрей – дуб, небо), роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»( Евгений Базаров, Аркадий, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, Катя Локтева и Анна Одинцова), драма А. Островского «Гроза»(Катерина, Кулигин)