Сонатина до мажор кулау сочинение 55 ноты

Сочинение

Содержание, образ, стиль

Антонио Диабелли (1781-1858) — австрийский композитор и издатель, поздний современник композиторов Венской классической школы, живший чуть позже Моцарта и Бетховена.

Его произведения имеют много общего с произведениями Гайдна, Моцарта — стилю венских классиков свойственны красота и совершенство форм, разнообразие различных контрастных настроений, преобладание чётких, гармоничных и «стройных» созвучий, строгость, логичность и симметрия музыкальных построений.

Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента.

Сонатина До мажор входит в сочинение (опус) №168 вместе с 6-ю другими сонатинами, написанными для фортепиано.

Главная тема 1 части имеет сходство с маршем (размер 4/4, пунктирный ритм), основной характерный образ 1 части — эпическо-лирический, решительный и торжественный, бодрый и волевой вначале и более лиричный и мягкий при дальнейшем развитии.

Жанр

Жанр сонатина (итальянский термин) — маленькая лёгкая соната (сонатный цикл), исполняемая обычно одним инструментом соло. Состоит из нескольких (обычно 3-х) отдельных частей — 1-я всегда быстрая (в данной сонатине сонатное Allegro), 2-я медленная (Andantino) и 3-я снова быстрая (рондо, Allegro).

Во времена венских классиков это часто встречающийся жанр, предназначенный в основном для обучения. Известны авторы сонатин времён Диабелли: Моцарт, Бетховен, Клементи, Кулау.

Тональный план (модуляции, каденции, альтерации и хроматизмы)

Основная тональность сонатины — До мажор, она же — основная тональность 1 и 3 частей.

1 часть разделена на 3 этапа развития.

1 — экспозиция : показ тем, тональный план: До маж.(T) — модуляция в Соль маж.(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. Каденции в новой тональности — полные совершенные, звучат убедительно. Почти вся экспозиция изложена в диатонике, только окончание 1 предложения ГП имеет всего 2 внутритональных хроматизма (проходящий и вспомогательный), а также возникает Фа диез как модуляционный хроматизм для модуляции в Соль маж.

2 — разработка : развитие по разным тональностям, тональный план: сначала ряд кратковременных отклонений — ре мин.(II ступень) — Фа маж. (S) — До маж. — Соль маж. (D к ДО) — затем закрепление в одноимённом по отношению к основной тональности до миноре и подготовка До мажора для начала репризы. В разработке больше хроматизмов, но они в основном модуляционные. Только к концу разработки для придания большей неустойчивости встречается секстаккорд II пониженной ступени (ре бемоль для до мин./маж.) и вводный септаккорд к доминанте До мажора (на басу фа диез), а также вспомогательные хроматизмы в верхнем голосе.

24 стр., 11790 слов

Доклад: Разработка бизнес-плана для своего предприятия

... сбыта. Этап 8. Разработка предварительного прогноза продаж. Этап 10. Разработка маркетингового плана. Этап 11. Разработка календарного плана. Этап 12. Разработка производственного плана. Этап 13. Выбор ... Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной ...

3 — реприза : повторение и утверждение тем в основной тональности До маж.(T), в репризе никаких модуляций нет, всё звучит в До мажоре. В заключении многократно и торжественно звучат аккорды тоники, утверждающие До мажор и подчёркивающие окончание 1 части.

Особенности сонатной формы

1 часть сонатины написана в сонатной форме в облегчённом, миниатюрном виде.

Сонатная форма предполагает первоначальное изложение (экспозицию) нескольких основных тем: Главной партии (ГП), Связующей партии (СП), Побочной партии (ПП), Заключительной партии (ЗП).

В этой сонатине преобладает ясно выраженная Главная партия. Сначала звучит её первое предложение, которое завершается половинной каденцией на D (первые 8 тактов).

Связующая партия здесь вырастает из 2-го предложения Главной партии, она выполняет функцию перехода в Соль мажор (9-16 такты).

Побочная партия, то есть контрастная по характеру самостоятельная тема в тональности доминанты — здесь отсутствует, и Связующая партия приводит сразу к Заключительной партии, которая закрепляет Соль мажор и имеет выраженный завершающий характер (всего 5 тактов).

Затем идёт разработка, где происходит развитие в основном Главной партии, которая соединяется с элементами Связующей партии.

После разработки следует реприза, в которой Главная партия приобретает черты Связующей партии и звучит более лирично и мягко благодаря изменённому аккомпанементу. А Связующая партия перестаёт быть модулирующей (не уходит из До маж.), становится более порывистой и напевной. Заключительная партия проводится почти без изменений по сравнению с экспозицией.

Метроритм (размер, ритмические группы, синкопы, триоли и т. п.)

Четырёхдольный размер (4/4), который используется в этой сонатине, является типичным (обычным) для 1 части сонатной формы.

Характерный пунктирный ритм в затакте Главной партии придаёт решительный характер и напоминает марш, но это настроение нарушается остановкой на половинке с точкой. Как будто марш с остановками. Это придаёт сдержанности Главной партии.

Связующая партия более подвижна благодаря моторному движению восьмыми в левой руке.

Заключительная партия кажется ещё более подвижной благодаря лёгкости стаккато, и её мелодия дробится на восьмые, однажды даже встречается пара шестнадцатых в опевании в правой руке.

В разработке начальная фраза Главной партии с затактом становится основной. Первоначальный мотив многократно повторяется в самых разных вариантах изложения, а также к нему добавляются восьмые и даже шестнадцатые, позаимствованные из Связующей и Заключительной партий.

Реприза приобретает новый характер благодаря более мелкому дроблению длительностей в аккомпанементе. В Главной партии встречаются уже восьмые, опевание шестнадцатыми в правой, а в Связующей — триоли восьмыми, что делает её ещё более подвижной и стремительной.

Фактура / склад

В 1 части преобладает гомофонно-гармонический склад. Верхний голос ведущий, в левой — аккомпанемент.

38 стр., 18893 слов

Разработка бизнес-плана по производству хлебобулочных изделий ...

... превращения ее в успешно функционирующую программу. Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана по организации производства хлебобулочных изделий на ... бизнеса. o Трудовые ресурсы фирмы. o Сведения о членах руководящего состава. 7. Финансовый план. o План доходов и расходов . o План ... так как на сегодняшний момент в Казани нет пекарен, которые используют рецепты, похожие на наши. Наш продукт ...

ГП — аккордовый склад, в котором верхний голос играет ведущую роль.

СП — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется аккордовое изложение ГП, в левой появляется движение разложенными аккордами. Ближе к концу партии мелодия начинает преобладать.

ЗП — блестящие пассажи в правой и разложенные аккорды в левой. Склад тот же.

разработка — аккордовый склад чередуется с монодийными «всплесками» (репликами) в верхнем голосе.

реприза:

ГП в репризе — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется прежнее изложение ГП, в левой движение аккомпанемента.

СП в репризе — разложенные аккорды триолями в левой, в правой — как в экспозиции.

ЗП в репризе — без существенных изменений.

Мелодическое и мотивное строение

Самые яркие и выразительные моменты в верхнем голосе приходятся на кульминацию каждого из 8 тактов — 6 такт.

ГП — из-за аккордового склада верхний голос ГП имеет слабое движение и несамостоятелен, имеет много повторений звуков, опеваний. Самое высокое место — ля первой октавы — кульминация ГП. Состоит из двутактов 2+2+2+2, образующих 1 предложение (обычно это размер периода).

СП — первые 2 фразы повторяют ГП, затем «всплеск» и подъём мелодии с короткими 2-звучными мотивами (дробление мотивов) является кульминацией СП. Состоит из двутактов, образующих 2 предложение с модуляцией.

ЗП явно инструментальна (петь её трудно) и очень выразительна благодаря гаммообразным пассажам, быстро поднимающимся вверх (крупные фразы).

Первый звук ЗП — это последний звук СП (наложение), поэтому 5 тактов. Самая высокая точка в мелодии приходится на заключительную каденцию.

Разработка — дробления мотивов не происходит. Сохраняется главный мотив ГП, который насыщается более мелким движением, добавлением скачков, но по форме неизменен (2+2+2+2 — с половинной каденцией на D, затем снова периодичность 2+2+2+2).

В конце разработки также есть дробление (1+1).

Самый яркий момент разработки приходится на самую высокую ноту ре 2 октавы в 7 такте разработки.

Реприза не имеет существенных отличий по мелодии и её строению от экспозиции.

Динамика

Динамика в каждом построении сначала тихая (P), затем нарастает к концу каждого музыкального построения (по 8 тактов), самая сильная громкость приходится на 6-й такт 8-тактника (F).

Это динамическое движение от тихого к громкому сохраняется на протяжении всей 1 части сонатины. Также присутствуют акценты на некоторых созвучиях.

Темп

Темп 1 части определяется традицией классической музыки — сонатное аллегро пишется в быстром темпе, в данном случае — Allegro moderato, что означает «умеренно быстро». Темп на протяжении всей части не изменяется. Фермата (чуть затянутая остановка) на паузе отделяет разработку от репризы.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие области, предназначенные для достижения особой ... деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения ...

Регистр, диапазон

Диапазон 1 части охватывает в основном 4 октавы в среднем регистре фортепиано, без огромных контрастов. Только совсем немного 3-й октавы (подъем из 1й октавы в ЗП), ГП в среднем регистре (1 октава), СП в верхнем регистре (2 октава).

В разработке постепенно опускаемся в нижний регистр. Реприза по диапазону и регистру практически повторяет экспозицию.

Тембр

Поскольку сонатина создана для фортепиано, нет необходимости говорить о сменах тембра, тембр один — фортепиано. Но такое произведение легко представить как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос, например, играли бы струнные, аккордовый склад — деревянные духовые, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные, ряд долгих акцентных нот можно было бы поручить валторнам.