Сонатина до мажор кулау сочинение 55 ноты

Сочинение

Содержание, образ, стиль

Антонио Диабелли (1781-1858) — австрийский композитор и издатель, поздний современник композиторов Венской классической школы, живший чуть позже Моцарта и Бетховена.

Его произведения имеют много общего с произведениями Гайдна, Моцарта — стилю венских классиков свойственны красота и совершенство форм, разнообразие различных контрастных настроений, преобладание чётких, гармоничных и «стройных» созвучий, строгость, логичность и симметрия музыкальных построений.

Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента.

Сонатина До мажор входит в сочинение (опус) №168 вместе с 6-ю другими сонатинами, написанными для фортепиано.

Главная тема 1 части имеет сходство с маршем (размер 4/4, пунктирный ритм), основной характерный образ 1 части — эпическо-лирический, решительный и торжественный, бодрый и волевой вначале и более лиричный и мягкий при дальнейшем развитии.

Жанр

Жанр сонатина (итальянский термин) — маленькая лёгкая соната (сонатный цикл), исполняемая обычно одним инструментом соло. Состоит из нескольких (обычно 3-х) отдельных частей — 1-я всегда быстрая (в данной сонатине сонатное Allegro), 2-я медленная (Andantino) и 3-я снова быстрая (рондо, Allegro).

Во времена венских классиков это часто встречающийся жанр, предназначенный в основном для обучения. Известны авторы сонатин времён Диабелли: Моцарт, Бетховен, Клементи, Кулау.

Тональный план (модуляции, каденции, альтерации и хроматизмы)

Основная тональность сонатины — До мажор, она же — основная тональность 1 и 3 частей.

1 часть разделена на 3 этапа развития.

1 — экспозиция: показ тем, тональный план: До маж.(T) — модуляция в Соль маж.(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. Каденции в новой тональности — полные совершенные, звучат убедительно. Почти вся экспозиция изложена в диатонике, только окончание 1 предложения ГП имеет всего 2 внутритональных хроматизма (проходящий и вспомогательный), а также возникает Фа диез как модуляционный хроматизм для модуляции в Соль маж.

Развертывание

Сонатная форма является основой для написания первой части сонатины в облегченном и миниатюрном виде. Она включает несколько основных тем: Главную партию (ГП), Связующую партию (СП), Побочную партию (ПП) и Заключительную партию (ЗП).

В данной сонатине основной акцент делается на Главную партию. Ее первое предложение звучит сначала и завершается половинной каденцией на D (первые 8 тактов).

6 стр., 2618 слов

Музыкальные жанры. Соната — МУЗЫКА — Ы — Ы — Тинейджеры

... Утверждение тональности побочной партии., ПП —> Либо вся в основной тональности, либо обязательно заканчивается в ней., ЗП —> Окончательное утверждение основной тональности. Мировые шедевры жанра сонаты Людвиг ван Бетховен Соната № ... же укажут на «Лунную сонату» Бетховена или на его же фортепианную сонату № 12 ля-бемоль мажор, соч. 26, в которой первая часть написана в форме темы с вариациями. ...

Связующая партия возникает из второго предложения Главной партии и выполняет функцию перехода в тональность Соль мажор (9-16 такты).

В этой сонатине отсутствует Побочная партия, которая обычно представляет собой контрастную и самостоятельную тему в тональности доминанты. Вместо этого, Связующая партия напрямую переходит в Заключительную партию, которая закрепляет тональность Соль мажор и имеет выразительный завершающий характер (всего 5 тактов).

После экспозиции следует разработка, где основное развитие происходит в Главной партии, которая сочетается с элементами Связующей партии.

После разработки наступает реприза, в которой Главная партия приобретает черты Связующей партии и звучит более лирично и мягко благодаря измененному аккомпанементу. Связующая партия, в свою очередь, становится более порывистой и напевной, но не модулирует в другие тональности, оставаясь в тональности До мажор. Заключительная партия в репризе в целом повторяет экспозицию без значительных изменений.

Метроритм

Сонатина оформлена в четырёхдольном размере (4/4), который является типичным для начальной части в сонатной форме. Пунктирный ритм в затакте главной партии придает решительность частичке и вносит аспект марширующего настроения. Однако эта эмоциональная составляющая прерывается остановкой на половинке с точкой, что придает сдержанности Главной партии. Связующая партия более подвижна благодаря моторному движению восьмых в левой руке.

В свою очередь, заключительная партия кажется ещё более подвижной благодаря лёгкости стаккато. Ее мелодия дробится на восьмые, а в опевании правой руки даже однажды появляются пара шестнадцатых.

В процессе разработки начальная фраза Главной партии с затактом становится главным мотивом, который повторяется во многих вариациях, добавляя целую связующую ленту из элементов Связующей и Заключительной партий.

Реприза в этой сонатине имеет свои особенности. Аккомпанемент приобретает новый характер, благодаря мелкому дроблению длительностей. Все партии при этом получают определенные изменения, что делает музыкальный подход более подвижным и стремительным.

Фактура / склад

В первой части музыки преобладает гомофонно-гармонический склад, в котором верхний голос делает основной акцент, а новые элементы постепенно добавляются с помощью аккомпанемента в левой руке.

Главная партия в аккордовом складе имеет ведущую роль, в то время как часть в левой руке добавляет основные арматуры.

Более изменчивый гомофонно-гармонический склад получается в связующей партии, где сохраняется аккордовое изложение Главной партии в правой руке:

  • движение разложенными аккордами взамен одной из его составляющих в левой руке;
  • возить триоли восьмыми.

Заключительная часть занимается блестящими пассажами в правой руке и разложенным аккомпанементом в левой.

В разработке музыкальное взаимодействие сохраняет аккордовый склад, однако этот элемент постепенно сменяется монодийными дополнениями, подобным случаям, когда верхний голос реплицирует или озвучивает «всплески».

Главная партия и реприза сохраняют гомофонно-гармонический склад, но в последнем случае новые элементы излоежняются с помощью различных аккомпанований, делая подход более подвижным и насыщенным.

38 стр., 18877 слов

Разработка технологической части вузовской типографии

... научные разработки преподавателей и сотрудников БГПУ им. М. Акмуллы в печатном виде за счет университета без привлечения сторонних организаций. Существующие издательства и типографии справиться ... продукции в издательско-полиграфическом комплексе БГПУ им. М. Акмуллы «Вагант». Задача работы заключается в описании модулей технологического процесса, представить оптимальные технологии изготовления учебных ...

Мелодическое и мотивное строение

Яркие и выразительные тона приходятся на кульминацию каденций в 8 тактов — 6 тактов, на которых мелодия дополняется идеальной формой финала.

Начальная фраза главной партии с затактом становится главным мотивом произведения и многократно повторяется все время в разных вариациях. Возможно присутствие восьмых и шестнадцатых, взятых из Связующей и Заключительной партий.

В данной работе рассматривается структура и характеристики первой части сонатины. Сонатина начинается с введения основных музыкальных элементов, таких как голосовое склад, размер и предложение. Главный голос ГП имеет слабое движение и несамостоятелен из-за аккордового склада. Он характеризуется множеством повторений звуков и опеваний. Кульминация ГП находится на самом высоком месте — ля первой октавы. Сонатина состоит из двутактов, образующих 1 предложение, что обычно соответствует размеру периода.

СП повторяет первые две фразы ГП, затем происходит «всплеск» и подъем мелодии с короткими двухзвучными мотивами. Это является кульминацией СП. Сонатина состоит из двутактов, образующих 2 предложение с модуляцией.

ЗП является яркой и выразительной частью сонатины. Она имеет инструментальный характер и трудно исполняется вокально. ЗП характеризуется гаммообразными пассажами, быстро поднимающимися вверх. Первый звук ЗП наложен на последний звук СП, поэтому эта часть состоит из 5 тактов. Самая высокая точка мелодии находится на заключительной каденции.

В разработке сохраняется главный мотив ГП, но он насыщается более мелким движением и добавлением скачков. Форма разработки остается неизменной (2+2+2+2 — с половинной каденцией на D, затем снова периодичность 2+2+2+2).

В конце разработки происходит дробление мотивов (1+1).

Самый яркий момент разработки находится на самой высокой ноте ре 2 октавы в 7 такте разработки.

Реприза не имеет существенных отличий от экспозиции по мелодии и ее строению.

Динамика

Динамика в каждом построении сначала тихая (P), затем нарастает к концу каждого музыкального построения (по 8 тактов).

Самая сильная громкость приходится на 6-й такт 8-тактника (F).

Это динамическое движение от тихого к громкому сохраняется на протяжении всей первой части сонатины. Также присутствуют акценты на некоторых созвучиях.

Темп

Темп первой части определяется традицией классической музыки. Сонатное аллегро пишется в быстром темпе, в данном случае — Allegro moderato, что означает «умеренно быстро». Темп на протяжении всей части не изменяется. Фермата на паузе отделяет разработку от репризы.

Регистр, диапазон

Диапазон первой части охватывает в основном 4 октавы в среднем регистре фортепиано, без огромных контрастов. Есть небольшой подъем из 1-й октавы в ЗП и СП в верхнем регистре (2 октавы).

32 стр., 15510 слов

Работа над м. часть С методическая разработка по русскому языку (11 класс)

... титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина. 12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда ... девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, ...

В разработке происходит постепенное опускание в нижний регистр. Реприза по диапазону и регистру практически повторяет экспозицию.

Тембр

Поскольку сонатина создана для фортепиано, нет необходимости говорить о сменах тембра, тембр один — фортепиано. Но такое произведение легко представить как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос, например, играли бы струнные, аккордовый склад — деревянные духовые, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные, ряд долгих акцентных нот можно было бы поручить валторнам.