Художественно-конструкторская разработка керамической скульптуры для декорирования интерьера

Дипломная работа

Введение

1. Искусствоведческая часть

1.1 История развития древнейшей керамики

1.2 Керамика в России

1.3 История развития скульптуры

1.3.1 Главные жанры скульптуры

1.3.2 Художественно-выразительные средства скульптуры

1.3.3 Виды скульптуры

1.3.4 Разновидности скульптуры

Выводы

2. Художественно-конструкторская часть

2.1 Современные аспекты дизайна в изготовлении керамической скульптуры

2.2 Концептуальная разработка изделия

2.3 Художественно-конструкторская разработка керамической скульптуры

2.4 Разработка цветовой композиции

2.5 Керамическая скульптура в интерьере

Выводы

3. Технологическая часть

3.1 Расчет химического состава керамической массы

3.2 Технологическая схема производства керамической скульптуры

3.3 Этапы изготовления керамической скульптуры

3.3.1 Изготовление слепка с использованием альгинатного порошка

3.3.2 Изготовление гипсовой формы

3.3.3 Подготовка сырьевых материалов

3.3.4 Формование изделия

3.3.5 Сушка керамического изделия

3.3.6 Физико-химические процессы, происходящие при сушке

3.3.7 Обжиг керамического изделия

3.3.8 Физико-химические процессы, происходящие при обжиге изделия.

Выводы

4. Безопасность жизнедеятельности

4.1 Классификация помещений

4.2 Анализ потенциальных опасностей и вредностей

4.3 Характеристика сырьевых материалов

4.4 Оценка условий труда

4.5 Разработка мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности

4.5.1 Расчет естественного освещения

4.5.2 Расчет искусственного локального освещения

4.6 Обоснование выбора и расчет механической локальной вентиляции

4.7 Индивидуальные средства защиты

4.8 Расчет напряженности трудового процесса

4.9 Инженерные решения по промышленной эстетике

4.10 Инженерные решения по пожарной профилактике

4.11 Инженерные решения по защите окружающей среды

4.12 Оценка эффективности условий труда после предложенных мероприятий

4.13 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

4.14 Заключение об экологичности проектируемых решений по обеспечению безопасности жизнедеятельности

5. Экономическая часть

5.1 Характеристика рассматриваемой продукции

17 стр., 8071 слов

Художественные изделия

... изделия, гжельскую керамику, хрусталь Гусевского завода и др. Иностранные покупатели интересуются историей возникновения, особенностями отдельных промыслов. Художественные изделия и сувениры — это интересная и ... зародился на базе промышленного производства – Бугульминского фарфорового завода. Небольшой отряд художников осваивает новый для Татарстана вид керамического искусства и накапливает ...

5.2 Управление бизнесом

5.3 Исследование и анализ рынка

5.4 План маркетинговой деятельности

5.5 Производственный план

5.6 Планирование себестоимости изделия

5.6.1 Расчет производственной программы

5.6.2 Расчет капитальных затрат и амортизационных отчислений

5.6.3 Расчет фонда заработной платы работающих

5.6.4 Расчет затрат на электроэнергию

5.6.5 Расчет затрат на воду

5.6.6 Расчет расходов на вспомогательные материалы

5.6.7 Расчет сметы затрат на производство

5.7 Определение условно-расчетной и розничной цен художественно-конструкторской разработки

5.8 Определение уровня безубыточности производства

Выводы и рекомендации

Заключение

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/skulptura-v-interere/

Введение

Традиционно основными источниками информации о прошлом человечества считаются письменные. Однако письменных источников древних эпох обнаружено мало. Кроме того, большая часть из них страдает неполнотой. Одним из основных источников информации в археологических исследованиях является керамика, обладающая целым рядом преимуществ по сравнению с другими.

Исторически под керамикой понимали изделия и материалы, получаемые из глин и их смесей с минеральными добавками.

Позднее с целью придания глиняным изделиям твердости, водо- и огнестойкости стал широко применяться обжиг. Слово «керамика» пришло к нам из древнегреческого языка (керамос — обожженная глина, керамике — гончарное искусство).

Она не только является самым массовым материалом, но и обладает способностью хорошо сохраняться практически в любых условиях. В отличие от изделий из органических материалов (дерева, кожи, меха, кости), которые подвержены быстрому разложению, обожженные глиняные изделия способны сохраняться практически без изменений в любой среде (сухой и влажной почве, песке, воде и др.) на протяжении многих тысячелетий. Обилие глины в природе, присутствие ее почти во всех странах и континентах на определенной ступени развития придали гончарству почти планетарный характер[1].

1. Искусствоведческая часть

1.1 История развития древнейшей керамики

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов изначально не было. Высокоразвитые культуры древности уже заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов керамика становится объектом художественного творчества, начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. лет до н. э.).

Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину[1].

8 стр., 3605 слов

Гжельская керамика

... гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется ... Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. В своем реферате хочу отразить историю гжельского региона, о том какие изделия ... Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь ...

Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.

В 6 тысячелетии до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самарская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика).

Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов) и используется как строительный материал.

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (6-5 тысячелетия до н.э.).

Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, часто с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар-художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела[1].

1.2 Керамика в России

В России керамическое производство существовало с 10 века. В 16 -17 веках процветало производство рельефных и поливных изразцов, в 18 веке выпускалась майоликовая посуда.

Еще в 1744 году был основан Императорский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом, а около 1747 года Д.И.Виноградовым был изобретен русский фарфор и рецепты бесцветных глазурей. Регулярный выпуск продукции Императорского фарфорового завода начался с 1754 года. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки. В конце 50-х годов 18 века на Императорском заводе началось изготовление посуды. Первый крупный сервиз этого периода создавался для императрицы Елизаветы Петровны.

В 80-х годах начинается выпуск фарфоровой скульптуры, в частности, серия Народы России, жанровые статуэтки.

Русский фарфор 19 века отличается рядом новшеств. Например, скульптура теперь выполняет функциональную роль. В знаменитом Гурьевском сервизе, изготовленном на Императорском заводе в 1809-1816, матовые золоченые фигурки служат ножками для ваз, конфетниц, чаш. Сцены народного быта на медальонах, украшавших сервиз, создавались под наблюдением А.Г. Венецианова.

8 стр., 3832 слов

Скульптура Древнего Китая

... скульптура — эпохи Чжоу; по­гребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая. ... представлений о мире. Распро­страненной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизо­ванные ... гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнару­жены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, ...

В 1809 году начал работать фаянсовый завод А.Я. Ауэрбаха (ныне Конаковский завод); в 1811 году — завод А. Попова, специализирующийся на трактирной посуде, близкой по стилю русским декоративным тканям и вышивкам.

С 1812 году в Петербурге своими чашками и вазами с цветочной росписью по золотому фону, перекликающимися с традициями русской декоративной росписи дуг, сундуков и т.п., славился завод купца С. Батенина.

В 1832 году открылся Дулевский фарфоровый завод. Некоторые фабрики, например ревельская, изготавливали кувшины, статуэтки, лепные фигурки коров, изящные супницы в стиле рококо и большие германские вазы. В 19 начале 20 вв. возникали и развивались народные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково).

В конце 19 века керамикой начинают заниматься в таких крупных художественных центрах как Абрамцево (М.А. Врубель), керамические изделия изготавливаются такими известными мастерами как К.А. Сомов, С.В. Чехонин, В.А. Фаворский, В.И. Мухина и др[2].

Фарфор советского периода является самобытным явлением художественной культуры 20 века. Вскоре после революции на бывшем Императорском заводе (после национализации — Государственном фарфоровом) возникает новая в тематическом и стилистическом отношении отрасль прикладного искусства — агитационный фарфор [2].

1.3 История развития скульптуры

Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, связано с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин — прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита (рис.1.1).

Хотя первобытная скульптура и отличается упрощенными формами, она обладает хорошей пластической жизненной выразительностью. Дальнейшее свое развитие скульптура получает в период разложения первобытнообщинного строя в связи с технологическим прогрессом. Одними из известнейших примеров этого времени являются — скифские золотые рельефы, деревянная резная скульптура. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности [3].

Рисунок 1.1 — Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура государств древнего востока заключала в себе стремление к совершенному и значимому. Такова, например, скульптура Древнего Египта: огромные, неподвижные сфинксы и статуи фараонов, поражающие своим величием и спокойствием. Немного иной характер носит скульптура Древней Греции и Древнего Рима, обращенная больше к народу, но сохраняющая связь с мифологией. Скульпторы стараются воплотить гармонично развитую личность в образах атлетов, героев и богов. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела [3].

В скульптуре Древнего Рима большое развитие получил рельеф, изображающий исторические сюжеты, которые украшали триумфальные колонны и арки. Так сложился тип конного памятника (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 — Рельеф колонны императора Траяна в Риме

Характер Европейской скульптуры средних веков во многом определила христианская религия, которая была основной формой видения мира. Таким образом, скульптура входит в состав архитектуры романских и готических соборов. Особенную роль она играет в искусстве готики, буквально заполняя порталы соборов образами апостолов, пророков, святых (рис.1.3).

21 стр., 10168 слов

Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. ...

... ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы. Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии, сделало шаг вперед по ... организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре - на контрастах ...

Рисунок 1.3 — Шартрский собор

В 13-16 веках европейская скульптура постепенно отходит от религиозных образов и переходит к более непосредственному изображению жизни. Так же реалистичное изображение проявляется в скульптуре Италии, где создают свободно стоящие от архитектуры статуи и начинают использовать их в городском ансамбле [3].

1.3.1 Главные жанры скульптуры

1) портрет;

2) исторический;

3) мифологический;

4) бытовой;

5) символический;

6) аллегорический;

7) анималистический.

Данная дипломная работа относится к портретному жанру, т.к. присутствует изображение фигуры человека [4].

1.3.2 Художественно-выразительные средства скульптуры

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели;
  • разработка силуэта;
  • разработкафактуры[4].

1.3.3 Виды скульптуры

Виды скульптуры:

  • круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
  • рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.

Рельеф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обычно рассматривается фронтально. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

Виды рельефа:

1) Барельеф (низкий рельеф)- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

2) Горельеф (высокий рельеф)- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

3) Контррельеф- вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

4) Койланаглиф — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике [4].

1.3.4 Разновидности скульптуры

1) Монументально-декоративная скульптура.

Этот вид скульптуры является украшением архитектурных сооружений и выделяет их индивидуальность. Она решает идейно — образные задачи, которые раскрываются в монументальных произведениях, таких как: городские памятники, мемориальные сооружения. Большое значение при создании скульптуры имеет соотношение ее пропорций и сочетание с окружающим пространством (рис.1.4).

Рисунок 1.4 — Петергоф

2) Станковая скульптура.

Станковая скульптура не привязана к окружающему пространству и какому-либо сооружению, она нацелена на зрительный контакт с наблюдателем, вызывая в нем чувства и эмоции. Этому виду характерно повествование сюжета, часто используется метафора и символы для изображения. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а также для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом).

13 стр., 6278 слов

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

... введение детей дошкольного возраста в мир прекрасного, обогащение их эмоционального представления о людях, их духовной красоте; формирование эстетического отношения и художественно- ... формирует у детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания. 1. Ознакомление детей со скульптурой малых форм 1.1 Средства выразительности в скульптуре. Возможности воспитательного ...

Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло (рис. 1.5) [4].

Рисунок 1.5 — Памятник основателям Киева

3) Монументальная скульптура.

Произведения этого вида скульптуры рассчитаны на зрительное восприятие с большого расстояния и могут устанавливаться как в городской среде, так и в парковой зоне. Они создаются из прочных и долговечных материалов: гранит, медь, сталь, бронза. К монументальной скульптуре относят: однофигурные или многофигурные конные памятники, монументы связанные с событиями истории и выдающимися людьми — поэтами, художниками (рис.1.6)[4].

Рисунок 1.6 — Памятник Оскару Питерсону

4) Скульптура малых форм, мелкая пластика.

Мелкая пластика имеет настолько разнообразный круг произведений, что может быть выполнена вручную из различных материалов — фарфора, стекла, фаянса, кости, камня. Малые размеры располагают к близкому рассмотрению, все детали тщательно проработаны. Эта скульптура зачастую похожа на игрушку и предназначена для эстетического удовольствия и дополнения интерьера, сада и любого окружающего пространства (рис.1.7).

Рисунок 1.7 — Садово-парковая скульптура

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла [4].

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика- создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей.

Данный керамический арт-объект — это настенная скульптура, из-за размера выступаемой части объемного изображения от плоскости поверхности она близка к монументально-декоративному горельефу и является новшеством в современной скульптуре, т.к. фоном является картина. Этот арт-объект будет гармонично сочетаться с интерьером комнаты в стиле минимализм [4].

Выводы и задачи работы

В настоящее время керамические скульптуры широко пользуются спросом, они позволяют украсить интерьер помещения. Результатом настоящей работы является разработка технологии серийного производства скульптуры из керамической шамотной массы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выполнить художественно-конструкторскую разработку изделия с использованием разработанной технологии:
  • изготовить гипсовую модель и формы в соответствии с художественным замыслом;
  • разработать технологическую схему производства изделия;
  • разработать композиционно-конструкторское и технологическое решение с использованием керамики.

2. Художественно-конструкторская часть

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... народными росписями с выполнением симметричных и асимметричных композиций на разных формах; спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа; придать ... понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные ...

2.1 Современные аспекты дизайна в изготовлении керамической скульптуры

Дизайн (англ.design- замысел, план, проект, намерение, цель и отлат.designare- отмерять, намечать) — это вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность[5].

Характерная тенденция дизайна — это стремление проектировать не только отдельные вещи, но и целостные комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую предметную среду.

Керамика является одним из самых востребованных материалов в современном дизайне, так как отвечает всем требованиям эстетики. Например, на рис. 2.1 представлены скульптуры из керамики.

Рисунок 2.1 — Керамические скульптуры

Объекты дизайна — это изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда); элементы и системы городской, производственной, жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы. Основными рабочими категориями дизайнерского проектирования являются образ, функция, технологическая форма, эстетическая ценность. Дизайн базируется на научных основах моделирования объекта, объединяя научные и художественные принципы в проектном образе.

Дизайнерская разработка — это проектная разработка промышленного изделия, комплекса изделий или предметной среды с применением методов и средств дизайна в процессе проектирования конкретных функционально-технических и эстетических сторон объекта. Структурно дизайнерская разработка включает социально-культурную, конструкторскую и технологическую части. Функционально дизайнерская разработка служит удовлетворению различных требований, предъявляемых потребителем к изделиям промышленного производства: утилитарных, экономических, коммуникативных и эстетических[6].

Этапы дизайнерской разработки: разработка технического задания — это выявление исходных данных для дизайнерской разработки, требования технической эстетики и эргономики к изделию, упаковке и сопроводительной документации; разработка технического предложения — проведение анализа информации, функциональный, социологический, эстетический, эргономический и социально-экономический анализ изделия — прототипа и аналогов, а также исследование предполагаемых условий изготовления и эксплуатации, разработка вариантов общего художественно-конструкторского решения, эргономического и цветофактурного решения; разработка эскизного проекта — уточнение художественно-конструкторского, эргономического, цветофактурного и др. решений; разработка технического проекта — фиксация окончательных результатов разработки. Все этапы дизайнерской разработки отражаются в специальной художественно-конструкторской документации.

Все перечисленные качества достигаются за счет целесообразного использования закономерностей теории и композиции. Эти закономерности или, как их еще называют «законы красоты», позволяют создать эстетически выразительные изделия, особенно декоративно-прикладного назначения [5].

2.2 Концептуальная разработка изделия

18 стр., 8801 слов

Методы и способы изготовления художественных изделий

... по изготовлению изделия. 1. Основная часть 1.1 Методы и способы изготовления художественных изделий История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия ... 2. Разработка технологии изготовления индивидуального задания по ковке и литью. 3. Изучение и описание этапов изготовления изделия. ... Причем желательно, чтобы уголь был черного цвета, блестящий, размеры его кусков приблизительно должны ...

Дизайн-концепция — основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла. Положение концепции реализуется через структурную организацию объекта в процессе его формообразования. Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в соответствии с определенным замыслом, который будет в дальнейшем развит при помощи различных композиционных средств.

Anthropos — в переводе с греческого, первоначальный, исходный первочеловек, архетипический образ целостности в алхимии, религии и философии. Согласно многим мифам творения, Вселенная возникла изначально из частей огромной человеческой фигуры — антропоса (Имир, Адам, Кадмон).

Человека описывают антропометрические показатели — это размеры (линейные, угловые, параметрические) тела и его отдельных частей. антропометрические показатели зависят от пола, возраста, этнонациональной принадлежности, социальных и других факторов.

Антропометрические показатели делятся на динамические и статические. Динамические показатели (углы вращения в суставах, зоны досягаемости, эффекты от движения тела) используют для определения объема рабочих движений, зон досягаемости и видимости. По ним рассчитывают пространственную организацию рабочего места, биомеханические модели человека и манекены.

К статическим показателям относятся размеры, измеренные в статическом положении человека, сохраняющего при измерениях одну и ту же установленную позу. Статические размеры используют для установления размеров конструктивных параметров рабочих мест, конструирования манекенов. Особую группу статических показателей составляют габаритные размеры тела. Они представляют собой его наибольшие размеры в разных положениях и позах, ориентированные в разных плоскостях. Габаритными размерами определяется минимальное пространство, необходимое человеку при работе.

Антропометрические показатели играли существенную роль еще во времена Древнего мира. Люди пытались изобразить эстетически красивее своих царей, императоров, Богов, тем самым восхваляя их.

Тяга к эстетике у людей — это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — это важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств и человек оказывается опустошенным.

Термин «искусство» многозначен. В расширенном смысле он означает высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Под искусством понимают различные виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах, например, живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература, скульптура и др.[6].

Скульптура (лат.sculptura, отsculpo- вырезаю, высекаю, ваяние, пластика)- это виды зобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображениечеловека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью[7].

Современным итальянским скульптором, по мотиву которого создана данная дипломная работа, является Matteo Pugliese. Коллекция его работ расположена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Коллекция работ Matteo Pugliese

Его скульптуры — это «застрявшие» в стене люди, которые отчаянно пытаются «выбраться» на волю, но получается у них с трудом. В итоге на воле оказываются лишь отдельные части тела этих людей, все остальное же скрыто от посторонних глаз в толще стены. Обнаженные атлеты, сделанные из бронзы, это реверанс в сторону классической скульптуры времен Венеры Милосской, Дискобола, Мыслителя и Аполлона. Но манера исполнения и сюжеты — современные, в стиле пристенной скульптуры. Сила воли и сила духа, упорство и непокорность, целеустремленность и оптимизм — это все в «застрявших» в стене скульптурах Matteo Pugliese. Они «рвутся» на волю так, словно от этого зависит не только их судьба, но и доля всего человечества[7].

Проектируя керамическую скульптуру необходимо стремиться создать изделие, отличающиеся оригинальностью, новизной художественного решения. В современном интерьере лучше всего будет смотреться изделие из глиняной шамотной массы. Именно из такого материала выполнена настенная скульптура, спроектированная и выполненная в ходе данной дипломной работы.

2.3 Художественно-конструкторская разработка керамической скульптуры

Художественное конструирование — это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей, предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик.

Неотъемлемыми частями художественно — конструкторской разработки являются макет изделия в натуральную величину с имитацией отделки внешнего вида, карта вариантов цветофактурного решения отделки изделия.

Форма в дизайне — это внутренняя организация, структура изделия, наиболее ярко выражающая содержание; она должна соответствовать назначению, техническим характеристикам, эргономическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к изделию. Значение этих требований неодинаково для изделий разного рода. Основными критериями при создании формы изделий быта служат функциональные свойства, а также требования эстетики и моды[7].

Основополагающие свойства формы — материальность и характер расположения в пространстве.

Материальную форму условно называют объемом. Объем ограничивает часть пространства определенной конфигурации и величины. Поверхности, грани, линии, точки объема представляют собой геометрические элементы формы. Эстетически обусловленная взаимосвязь предмета с его составляющими геометрическими элементами, с его внутренним и окружающим внешним пространством представляет важнейшую категорию композиции, именуемую объемно — пространственной структурой (ОПС).

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех её зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, масса, фактура, текстура, цвет.

Геометрический вид — свойство формы, определяемое соотношением её размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы.

Другой важнейшей категорией является способность воспринимать нагрузки или противостоять им, способность сопротивляться воздействию динамических или статистических сил, зримо отображать напряженные несущие и легкие несомые элементы композиции. Художественно осмысленное выражение всех перечисленных особенностей формы представляет собой тектоника.

Понятие «тектоника» связывает две важнейшие характеристики изделия: его конструктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях. ОПС и тектоника должны быть взаимосвязаны между собой, конструкция должна работать и форма изделия четко подчеркивать несомые и несущие элементы.

Основными средствами, организующими и гармонирующими композицию, являются: контраст и нюанс, симметрия и ассиметрия, метр и ритм, пропорции, масштаб и масштабность, динамика и статика (рис 2.3.).

Рисунок 2.3 — Средства композиции

Контраст — это резкое различие элементов, предметов, форм по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству. Выделяют: одномерный контраст (различие по одной категории) и многомерный контраст (противопоставление по нескольким категориям).

Чтобы визуально уменьшить доминирование контрастных решений в композиции, наряду с контрастом применяется противоположное уму средство гармонизации — нюанс. Нюанс — это незначительные отличия элементов в композиции.

Понятие статики в композиции связано с равновесием, состоянием покоя, устойчивости и симметричным расположением элементов относительно вертикальной или горизонтальной оси[7].

Динамика в композиции характеризует выраженное стремление движения и асимметричное расположение элементов, т.е. сдвиги их вправо, влево, вверх, вниз относительно вертикальной или горизонтальной осей формата композиции, что ярко выражено в данной дипломной работе.

Симметрия характеризует правильное расположение элементов относительно оси, центра или плоскости. Симметричные элементы должны полностью совмещаться друг с другом при повороте вокруг центра, оси или плоскости.

Композиционное равновесие характеризует композицию, в которой все элементы сбалансированы (уравновешены) между собой по количественному соотношению и пропорциям форм, цветовым решениями расположением оси симметрии.

Асимметрия — это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается.

Масштаб — мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Масштабность определяется отношением всего произведения к человеческому росту и обращению к пространству; отношением абсолютных размеров всего произведения к привычным и оптимальным размерам его элементов.

Пропорция — это соразмерность элементов, согласованная система отношений частей между собой и целым, придающая предмету гармоническую выразительность[7].

Важное место среди всех основных видов пропорции занимает пропорциональная система «Золотое сечение».

Форма керамической скульптуры образована с применением «Золотого сечения», а так же с учетом системы пропорций «Модулор».

Учение о золотом сечении возникло в результате тщательного исследования природы чисел. Считается, что деление отрезка в среднем и крайнем отношении впервые было осуществлено 2500 лет назад великим философом и геометром древней Греции Пифагором. Он показал, что отрезок единичной длины AB можно разделить на две части точкой С так, что отношение большей части (CB=x) к меньшей (AC=1-x) будет равняться отношению всего отрезка (AB=1) к большей части (CB): CB/AC=(AC+CB)/CB, или x/(1-x)=1/x (рис.2.5).

Отсюда следует алгебраическое выражение x 2 + x — 1 = 0. Положительным корнем этого уравнения является (-1+5)/2, так что отношения в рассматриваемой пропорции равны: 1/x = 1,61803…Число 1,618 в честь древнегреческого скульптора Фидия обозначается буквой Ф. В соответствии с величиной Ф единичный отрезок точкой С делится в отношении 0,382+0,618=1, что соответствует пропорции: 1:0,618 = 0,618:0,382 = 1,618.

Рисунок 2.4 — Геометрическое изображение пропорции золотого сечения

Такое отношение принято называть золотой пропорцией, а соответствующее деление отрезка — золотым сечением (рис.2.4).

Естественно, что сущность этой пропорции не меняется от умножения (или деления) ее членов на любое число (за исключением нуля).

Письменные свидетельства, известные человечеству, о золотой пропорции впервые приводятся в “Началах” Эвклида (3 в. до н.э.).

Однако имеются факты, которые говорят о том, что о золотой пропорции знали задолго до Пифагора. В 1202 г. вышло в свет сочинение «Liber abacci» итальянского математика Леонардо Пизанского (1180-1240 г.г.), известного, однако, больше как Фибоначчи.

В книге было представлено решение задачи о размножении пары кроликов в течение года (12 месяцев).

В результате получился рекуррентный ряд чисел — 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144 и т.д., где каждое число равно сумме двух предыдущих; эта последовательность чисел получила название ряда чисел Фибоначчи. Очевидно, что последовательность чисел Фибоначчи можно представить формулой f n+2 = fn +fn+1 , где n — порядковый номер числа Фибоначчи. Позднее было установлено, что не только классический ряд Фибоначчи, но и любой ряд с таким же рекуррентным свойством {fn+2= fn+fn+1}, но с другими начальными членами a, b порождает последовательность a+b, a+2b, 2a+3b, 3a+5b, 5a+8b и т.д., отношение соседних членов которой по мере удаления от начала стремится к величине Ф=1,618 [8].

Рисунок 2.5 — Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC

Рисунок 2.6 — Модулор

Модулор — система пропорций, разработанная архитектором Ле Корбюзье (1887 — 1965 г.).

Ле Корбюзье описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике» (рис. 2.6).

Ле Корбюзье разработал модулор на основе древней традиции Витрувия, Витрувианского человека Леонардо да Винчи, работ Леона Баттисты Альбертии других исторических попыток выявить математические пропорции человеческого тела для последующего использования этих знаний в совершенствовании внешнего вида и функций архитектуры. Система основана на измерениях человеческого тела, удвоении, числах Фибоначчии «Золотого сечения»[8].

Рисунок 2.7 — Гармонизация формы и габаритные размеры изделия

При разработке формы и определении размеров данного изделия было использовано такое средство гармонизации, как пропорция золотого сечения.

Построение форм изделий и габаритные размеры приведены на рисунке 2.7.

2.4 Разработка цветовой композиции

Форма и цвет выявляют особенности и назначение изделия, одновременно облегчая зрительное восприятие изделия.

Цвет — это свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.

Цвета в природе делятся на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета — белый, черные и все серые цвета различных оттенков, образующихся при их смешении. Такие цвета отличаются друг от друга только светлотой (яркостью).

Хроматические цвета — все спектральные цвета со всеми переходами и оттенками между ними[9].

Существует бесчисленное количество хроматических цветов, однако основными среди них являются желтый, красный и синий. Все хроматические цвета подразделяются на две группы: теплые и холодные.

Теплые цвета — красный, желтый, оранжевый и их оттенки являются «активными», возбуждают и волнуют нервную систему человека (особенно красный цвет), стимулируют активную деятельность, приводящую к кратковременному повышению производительности труда, затем яркие цвета начинают действовать на центральную нервную систему угнетающе и производительность резко падает.

Холодные цвета — зеленый, синий, сине-зеленый, голубой и их оттенки, в отличие от теплых — «пассивные», на центральную нервную систему и зрительный анализатор действует успокаивающе, облегчают напряжение глаз. Особенно благоприятны для глаз зеленый цвет и его оттенки, они сохраняют на длительное время высокую работоспособность и поэтому рекомендуется там, где деятельность человека связана с напряженным зрительным или умственным трудом. Белый и черный цвета являются вспомогательными и помогают усиливать контраст основных групп рассмотренных цветов[9].

Цветовой тон — основное отличительное свойство хроматического цвета (определенная длина волны видимого участка спектра, нм), благодаря которому одни цвета называют красными, другие синими.

Следующей важной характеристикой цвета является насыщенность (чистота) цвета, определяемая степенью близости к самому насыщенному спектральному цвету (р=100%).

Снижение показателя насыщенности цвета говорит о добавлении в него белого цвета. Ароматические цвета имеют насыщенность равную нулю.

Светлота (яркость) — качественная характеристика, присущая ахроматическим и хроматическим цветам; определяется она свойством одних цветов быть светлее, ярче, а других темнее и тусклее.

Контраст — это резко выраженная противоположность. Существует прямой и обратный контраст (рис. 2.8).

В данной дипломной работе используется обратный контраст.

а) б)

Рисунок 2.8 — а) обратный контраст; б) прямой контраст

На эмоциональное состояние и настроение людей влияют не отдельные цвета, а цветовые гармонии. Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу.

Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

На рис. 2.9 схематично представлен круг естественных цветов, разработанный известным теоретиком в области изучения цвета Гете, в котором три основных цвета: красный, желтый и синий, образуют основной треугольник, остальные цвета: фиолетовый, оранжевый, зеленый — перевернутый треугольник, а цвета, занимающие так называемое промежуточное расположение, являются смешанными цветами второго порядка (СЗ, СФ, КФ)[9].

Рисунок 2.9 — Круг естественных цветов по Гете

Классическое сочетание цветов по Гете:

  • гармонично сочетаются оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, красный — зеленый;
  • бесхарактерное сопоставление: желтый — оранжевый, оранжевый — красный, красный — фиолетовый, фиолетовый — синий;
  • негармоничное сочетание: желтый — зеленый, зеленый — синий.

Существуют цветовые гармоничные сочетания, проверенные многолетним опытом, вызывающие эстетическое удовольствие:

  • сочетания цветов одного тона, отличающиеся по насыщенности;
  • сочетания из трех цветов, один из которых является результатом смешения двух оставшихся (зеленый, полученный при смешении желтого и синего);
  • сочетания из трех цветов, два из которых располагаются рядом в спектре (темно-синий и светло-синий), а третий является дополнительным к их среднему значению (светло-желтый);
  • сочетание двух цветов: теплый хроматический и ахроматический (терракотовый и черный);
  • сочетание теплых цветов с холодными;
  • сочетание холодных цветов с белыми и светло-серыми;
  • сочетание из двух дополнительных цветов, но для снижения контрастности необходимо брать цвета не сами дополнительные, а лежащие рядом с ними, т.

е. менее насыщенные.

При верном использовании цветовых гармоний можно выигрышно подчеркнуть композицию изделия, скрыть незначительные дефекты и привлечь внимание потребителя. Однако не следует злоупотреблять цветовыми сочетаниями, иногда сдержанная цветовая гамма выглядит торжественнее и аккуратнее ярких «кричащих» цветов[10].

На основании вышеизложенных основ цветокомпозиции, были разработаны три варианта цветового решения керамической скульптуры.

В первом варианте а — присутствует сочетание хроматического цвета самой скульптуры (серебро) и ахроматических цветов (белый фон и черная рамма); вариант б — цветовая гамма, построенная на сочетании хроматических цветов (бежево-розовая скульптура, темно-красный фон золотая рама); вариант в — сочетание хроматического золотого тела и ахроматических цветов (белый фон и черная рама).

Оптимальным был выбран вариант «б», так как соответствует рассмотренной ранее концепции дизайн — разработки, что делает изделию выразительность и теплоту цветов.

Также в разработке цветовой композиции соблюдается равновесие и пропорциональность, т.е. соотношение площадей цветовых пятен. Все это придает цветовой композиции ясность восприятия и образуют органичное целое.

а) б) в)

Рисунок 2.10 — Цветовое решение керамической скульптуры

2.5 Керамическая скульптура в интерьере

Интерьер (фр. intйrieur — внутренний) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением[11].

Скульптура может изменить облик практически любого интерьера, придать ему более величественный и торжественный вид, органично дополнить и подчеркнуть существующую концепцию интерьера. Скульптура может быть как исключительно декоративной, так и утилитарной. Современная скульптура очень разнообразна по материалу, стилю, назначению, однако во всех случаях нужно подбирать скульптуру так, чтобы она гармонировала с предметами интерьера и соответствовала общему стилю помещения.

Данная керамическая скульптура гармонично вписывается в интерьер помещения в минималистическом стиле, где моделирование пространства и освещения происходит с использованием только необходимых предметов мебели и оборудования, а так же простых геометрических форм в отделке помещения (рис.2.11).

Рисунок 2.11 — Вид изделия в интерьере

Наибольшее значение минимализма в интерьере играет правильно спланированное пространство. Главное отличие от других стилей — наличие мягкого, рассеянного освещения, ощущение простора, минимум внутренних перегородок, большое количество окон[11].

Выводы

В данной части дипломного проекта была рассмотрена художественно-конструкторская разработка керамической скульптуры и сделаны следующие выводы:

1.Выбранная форма изделия соответствует требованиям современного дизайна и отлично впишется в интерьер, выполненный в стиле минимализм;

2.Изделие является гармоничным, так как в его построении соблюдены все принципы создания композиции;

3.Керамический арт-объект имеет декоративное назначение.

3. Технологическая часть

В области производства строительных и декоративно-отделочных силикатных материалов широко используется шамот. Этот материал отвечает всем требованиям строительства и дизайна. Шамотная керамика стала популярна и широко используется с середины 20 века. Его текстура, огнеупорность, морозо- и влагоустоичивость, а также экономичность проверены временем и свидетельствуют в пользу этого материала [12].

3.1 Расчет химического состава керамической массы

Керамическая масса представляет собой технически однородную смесь, соответствующую заданному рецепту. Она должна быть хорошо перемешана, равномерно увлажнена и обеспечить формование из нее полуфабриката изделий, соответствующей формы.

Для изготовления данной скульптуры использовалась шамотная керамическая масса, в состав шихты которой входит глина Владимировского месторождения и шамот из Латненской глины.

Шихтовой состав массы, используемой в данной работе, приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Шихтовой состав керамической массы

Наименование сырья

Содержание, масс. %

Глина Владимировская II сорт

60,0

Шамот из Глины Латненской

40,0

Количество воды = 20 л в расчете на 90 кг сухой смеси.

Химический состав сырьевых компонентов приведен в табл. 3.2.

Таблица 3.2 — Химический состав сырьевых компонентов

Наименование материала

Содержание, масс %

У

SiO 2

Al 2 O3

Fe 2 O3

TiO 2

CaO

MgO

Na 2 O

K 2 O

п.п.п

Глина Владимировская

56.51

26.51

1.6

0.85

0.46

0.65

0.97

2.04

10.4

99.9

Шамот Глины Латненской

98

0.2

0.1

1.7

100

Выполняем пересчет компонентов сырьевых материалов на 100% по формуле:

x= [13],

где a 1 — содержание отдельной составляющей,

b- общая сумма.

Глина Владимировская II сорт:

SiO 2 = = 61,93;Al2 O3 = = 23,15;

Fe 2 O3 = = 1,45;TiO2 = = 1,11;

  • CaO = = 0,27;MgO = = 0,61;

Na 2 O = = 0,3;K2 O = = 2,12;

  • п.п.п = = 9,05;

Шамот из глины Латненской:

SiO 2 = = 60;Al2 O3 = = 36,43;

Fe 2 O3 = = 1,38;

  • CaO = = 0,84;MgO = = 0,85;

Na 2 O = = 0,16;K2 O = = 0,46;

  • Данные расчетов представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3 — Химический состав сырьевых материалов, пересчитанный на 100 %

Наименование материала

Содержание, масс %

У

SiO 2

Al 2 O3

Fe 2 O3

TiO 2

CaO

MgO

Na 2 O

K 2 O

п.п.п

Глина Владимировская

56.57

26.54

1.6

0.85

0.46

0.65

0.97

2.04

10.4

100.08

Шамот из Глины Латненской

109.5

0.22

0.11

109.83

Определяем количество оксидов, вводимых в массу с каждым компонентом по формуле:

X i = [13],

где a i — содержание оксида в составе сырьевого материала, %;

  • b — содержание материала в массе, %.

Химический состав глины Владимировской (II сорт), масс. %:

SiO 2 = = 37,16;Al2 O3 = = 13,89

Fe 2 O3 = = 0,87;TiO2 = = 0,67;

  • CaO = = 0,16;MgO = = 0,37;

Na 2 O = = 0,18;K2 O = = 1,27;

  • п.п.п = = 5,43;
  • Химический состав глины Латненской, масс. %:

SiO 2 = = 24; Al2 O3 = = 14,57;

Fe 2 O3 = = 0,55; CaO = = 0,34;MgO = = 0,34;

Na 2 O = = 0,064;K2 O = = 0,18;

Количество каждого компонента в составе массы в прокаленном состоянии определяется по формуле:

x=, [13],

где a i — количество оксида, вводимого всеми сырьевыми материалами;

  • д — потери при прокаливании[13].

SiO 2 = = 68,08;Al2 O3 = = 25,45;

Fe 2 O3 = = 1,6;TiO2 = = 1,23;

  • CaO = = 0,3;MgO = = 0,68;

Na 2 O = = 0,33;K2 O = = 2,33;

  • Данные расчетов приведены в табл. 3.4

Таблица 3.4 — Химический состав массы

Наименование материала

Содержание, масс %

У

SiO 2

Al 2 O3

Fe 2 O3

TiO 2

CaO

MgO

Na 2 O

K 2 O

п.п.п

Глина Владимировская

37,16

13,89

0,87

0,67

0,16

0,37

0,18

1,24

5,43

59,97

Шамот из Глины Латненской

24

14,57

0,55

0,34

0,34

0,064

0,18

40,39

Состав массы в непрокаленном состоянии, %

61,16

28,07

1,42

0,67

0,28

1,04

0,31

2,17

5,43

100

Состав массы в прокаленном состоянии, %

68,08

25,45

1,6

1,23

0,3

0,68

0,33

2,33

100

3.2 Технологическая схема производства керамической скульптуры

Технология изготовления художественного изделия из шамотной массы представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 — Технологическая схема производства изделия из шамотной керамики

3.3 Этапы изготовления керамической скульптуры

Этапами изготовления керамической скульптуры являются:

1) дизайнерская разработка эскиза и подбор цветового решения готового изделия;

2) нанесение на тело альгинатного порошка;

3) Замес высокопрочного сепарированного гипса производится, следуя рецепту приготовления (на 0,4 литра воды добавляем 0,5 кг гипса).

Полученная жидкость заливается в форму из альгината, круговыми движением слегка взбалтывается в форме еще не застывший гипс. Делается это для того, чтобы раствор распределился по всем складочкам и линиям[14];

4) Заливка гипсовым раствором всей поверхности емкости. Сушка гипса занимает около 1 часа;

5) Извлечение слепка из формы;

6) Обработка гипсового слепка, шлифовка наждачной бумагой, нанесение мыльно-масляного раствора в несколько слоев;

  • Снимается форма с гипсового слепка и ставится на медленную сушку (время сушки 10-15 дней);

7) Затем начинается процесс формовки керамического изделия набивкой шамотной массы;

8) Далее изделия в гипсовых формах подсушиваются до нужного состояния и изымаются из форм на стеллажи для подвялки в течение суток;

9) После того как керамическое изделие достаточно подвялилось, начинается процесс обрезки и замывки;

10) Готовые изделия отправляются через определенное время в сушильную камеру для полной сушки;

12) Производится процесс чистки (с поверхности изделия снимается шероховатость мелкой наждачной бумагой);

13) Завершающим процессом при изготовлении керамической продукции является обжиг в камерной печи (рис. 3.2) при температуре 1100 O С.

14) После обжига печам дают остыть до 50?, а затем достают продукцию.

Рисунок 3.2. — Камерная печь

3.3.1 Изготовление слепка с использованием альгинатного порошка

Альгинат — эластичный слепочный скульптурный материал. Сырьем для получения альгинатов являются морские водоросли[15].

Полимеризовавшийся альгинатный материал обладает эластичностью, которая позволяет получать отображение скульптурных и декоративных моделей. Плюсы этого вещества: нетоксичен, легко смывается водой, гипоаллергенный. Единственный минус — вещество можно использовать только один раз, так как в процессе извлечения скульптуры альгинат разрушается.

Для изготовления слепка требуется: альгинатный порошок, гипс, вода, мерная ложка, емкость, нож.

1. Производится раствор альгината в пропорции 1:1 с водой. Замес раствора следует проводить достаточно энергично, чтобы он не успел застыть. Когда в растворе не будет комков — он готов.

2. Опускание в прямоугольную емкость руки армирование тела. Для того, чтобы альгинат попал во все линии и складки нужно слегка пошевелить пальцами. Постепенно альгинат начинает застывать, проходит около 10 минут. После того, как раствор схватился, нужно аккуратно вынуть руку из раствора. На лицо, шею и грудную клетку альгинат наносится поверх тела, размазывающими движениями. Далее производится армирование гипсовыми бинтами для создания каркаса[15].