Материал к м по подготовке к устному сочинению

Сочинение

Материал к м по подготовке к устному сочинению 1

Еще в 18 веке М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию говорил о необходимости работы над умением мыслить, рассуждать, доказывать и убеждать. Вопросы развития речи интересовали Ф.И.Буслаева, автора первой методической работы «О преподавании отечественного языка» (1844).

К.Д.Ушинский считал родной язык главным, центральным предметом, основой духовного развития детей, основой познания мира. Он писал: «Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета…»

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одна из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Писать сочинения школьнику всегда трудно, еще труднее работать над устным сочинением.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет человека упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. В начале своей педагогической деятельности я испытывала большие трудности, когда готовилась к урокам по развитию речи (работа над сочинением).

Ведь хороших подробных разработок к урокам по развитию речи (в частности, к урокам по подготовке написания сочинений) нет. Есть общие фразы. Схемы урока, а учителю, на мой взгляд, необходим подобранный материал к уроку, начиная с целей и задач и заканчивая выводами и даже примерными ответами учащихся. Творчески работающему педагогу такие пособия помогут найти свой стиль работы, а любому другому – хотя бы грамотно провести урок. Одним из приемов, которым я пользуюсь, придающим эмоциональную настроенность урокам по развитию речи, стало необычное начало, с музыки, стихотворения, загадок, скороговорок, настраивающих ребят на соответствующую тему.

2 стр., 691 слов

Напишите – миниатюру «Зачем нужны в речи предложения с вводными ...

... добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. (Круг чтения) Тест по теме «Вставные конструкции» 1. .Какое утверждение является ... 1) уточняющий член предложения 2) вводная конструкция 3) вставная конструкция 6. На месте каких цифр должны быть запятые, скобки или тире? А слово сказала 1 она подавала на ...

Все сочинения как письменные, так и устные составляются по плану. От готовых планов дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выявления их содержания.

К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.

Тематика устных сочинений определяется программой по литературе, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Устное сочинение является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу. В конечном счете, обучение учащихся систематизировать свои мысли, впечатления, подбирать нужные словаи синтаксические конструкции способствует развитию личности, формированию творческих способностей учащихся.

Последний лист осени

Последний лист осени 1 Последний лист осени 2Последний лист осени 3Последний лист осени 4

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Стихотворения про осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

3 стр., 1451 слов

Сочинение прекрасное святое воспоминание сохраненное с детства ...

... впечатления не может жить человек <….> Именно оно создаёт капитал для дальнейшей жизни” (3; 92). “Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, ... Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, “вечными” вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства. ... сердцах мальчиков. Даже на ...

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья

Не только радость, но и обязанность, Вопросы и задания:

  1. В данном сочинении учащиеся должны высказать свое мнение по поводу отношения к домашним животным. Желательно построить свое высказывание в форме рассуждения.

  2. Примерное начало сочинения: «Наверное, очень многие хотят иметь дома какое-нибудь животное. Но могут далеко не все. И не только потому, что не позволяют условия. Домашнее животное – это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться…»

  3. Слова для справок: выводить гулять, живое сушество, многие не выдерживают, отдают, продают, выбрасывают, тощие, злые, с потухшими глазами, кто-то обрек их, не дрогнула рука, не дрогнуло сердце.

  4. Включить в текст сочинения примеры из жизни.

Не только радость 1

7класс

ЦЕЛИ:

  • повторить, что такое тема широкая и узкая, что такое эпиграф, идея текста:

Вкус труда

Вопросы и задания:

  1. Сравнить пословицы: «Без дела жить – только небо коптить», «Труд человека кормит». Как вы понимаете их ?

  2. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы понимаете смысл выражения «вкус труда»?

    2. Что вырабатывает у человека постоянная привычка к труду?

    3. Чем создано все то, что окружает нас в повседневной жизни?

    4. Как вы понимаете выражение «оставить след на земле»?

  3. Объясните правописание следующих слов: незначительный, сиюминутный, настойчивость, повседневный, обновляемый, выдающийся, гениальный, труженик.

  4. Основные мысли в своем сочинении постарайтесь передать обобщенно, сжато. За основу возьмите следующий план:

    1. Труд сделал человека человеком.

    2. Все в повседневной жизни создано трудом

      6 стр., 2560 слов

      Оптимальная модель народного образования. «роль образования ...

      ... развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, ... Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики ...

    3. Труд вырабатывает лучшие качества человека.

    4. Выдающиеся люди – это великие труженики.

Труд (ИЗ МАТЕРИАЛОВ Википедии)

Труд

Труд из материалов википедии  1

«

Черемуха – дерево весны, Вопросы и задания:

1.Подумайте, какое свое название вы смогли бы предложить по этой теме.

  1. В своем сочинении постарайтесь выразить свое отношение к черемухе: любите ли вы ее или нет и почему.

  2. Составьте план. Например:

    1. Похожая на облако

    2. Гибель дерева.

    3. Беречь полезное растение.

    4. Свойства черемухи.

  3. Обратите внимание на сравнение черемухи с облаком. С чем еще можно сравнить черемуху? Подберите такие сравнения.

  4. Подумайте, можно ли использовать следующие предложения: Грустно качает черемуха поломанными ветками. Весной дерево белое, пушистое. Соком костянок черемухи подкрашивают фруктовые воды, конфеты, мармелад.

Черемуха дерево весны 1 Черемуха дерево весны 2Черемуха дерево весны 3

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

    1. класс

Цели:

  • повторить ранее изученные сведения о типах и стилях речи ;

    • исследовать теоретический материал для выявления специфики публицистического жанра « статья »;
    • использовать полученные теоретические знания о жанре на практике развивать в себе морально — этические навыки;
  • через исследование жанра «статья» расширить полученные ранее знания о публицистическом стиле речи ;

    2 стр., 656 слов

    План сочинения железная дорога некрасов

    ... простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса. План стихотворения 1. Описание красоты русской природы ... Некрасов, а нам предстоит сделать . Некрасов: Железная дорога Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога ...

  • формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

  • систематизировать собранный материал;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях

Одна, единственная, твоя профессия, Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете выражение «одна, единственная, твоя профессия»?

  2. Продумайте и составьте план сочинения. Например:

    1. Маленькое чудо.

    2. Рождение мечты.

  1. Какая профессия вас привлекает и почему? Расскажите об этом.

  2. Выясните значение таких слов как психолог и социолог. Почему именно представители этих профессий должны воспитывать у школьников определенное представление к профессии?

  3. Повторите правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Одна 1

Советы школьникам по выбору профессии

  • Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни. Не послушайте лишнюю аудиокассету, не посмотрите лишний фильм, а подумайте о выборе профессии. А лучше – не раз и не два.

  • Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.

  • Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей и добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!

    3 стр., 1165 слов

    Сочинение профессия моей мамы 2 класс

    ... родителей» Повар. Мою маму зовут Гущина Ольга Викторовна. Она работает в больнице поваром. Работа повара ... 2. How old is she? 3. What is she? 4. Can you describe your mother’s appearance? 5. Do you help your mother about the house? Сочинение на тему «Профессии моих ...

  • Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают с вашими – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами . Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам !

  • Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратитесь к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:

Воспитание воли, Вопросы и задания:

  1. Подберите еще варианты названий текста, определите его основную мысль.

  2. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Почему важно изучить свой день? Как это сделать?

    2. От чего крепче становится воля человека?

    3. Как вы понимаете выражение «начать новую жизнь»?

  3. Согласны ли вы с утверждением: «Нескончаемая цепочка «должен – сделал, должен – сделал» сама проводит нас по жизни»?

  4. Обратите внимание на написание слов: резерв, прожектерские планы,

расчет, преодолеть, чувствовать.

5. Повторите знаки препинания при прямой речи и в сложных предложениях.

Воспитание воли 1

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.

О. Бальзак

Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.

В. Белинский

Что такое воля как не мысль, переходящая в дело?

6 стр., 2513 слов

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ 2. «РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ»

... сочинений сочинение-рассуждение проблемного характера (на дискуссионную тему) имеет специфическую форму в силу характера деятельности учащихся и учителя. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему ... сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к ... ответы на вопросы, которые ...

А. Бестужев-Марлинский

Высшим отличием человека является упорство в преодолении жестоких препятствий.

Л. Бетховен

Различие между упорством и упрямством в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, напротив, сильное нежелание.

Г. Бичер

Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над более сильным.

У. Берт

Тот, кто способен все вынести, может решиться на все.

Л. Вовенарг

    1. класс

Цели:

  • развивать умения вдумываться в тему сочинения, составлять цитатный план, собирать и систематизировать материал для сочинения, составлять цитатный план, собирать и систематизировать материал для сочинения;

  • воспитывать любовь к Родине, убеждение в том, что жизнь каждого из нас, внутреннее становление человека немыслимы безбескорыстной любви к Родине.

Мой характер – мое достоинство, Вопросы и задания:

  1. Греческий врач Гиппократ, живший в 460-377 гг до н.э., уловил среди необъятного разнообразия вариаций человеческого поведения некоторые общие черты, позволяющие разделить людей в зависимость от их темперамента на несколько основных типов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. К какому типу вы бы отнесли свой тип характера? Каковы достоинства и недостатки данного типа?

  2. Продумайте содержание своего сочинения, составьте план.

  3. Подберите синонимы к словам характер, концентрировать, ориентация.

  4. Повторите правила правописания и сочетания слов: исследование, профессиональный, инициативный, свойственны, касаться, раз и навсегда.

  5. Обратите внимание на построение предложений с однородными членами предложения.

Тест «Твой характер в твоих руках»

1. Сплетите пальцы рук в замок…

 сплетите пальцы рук в замок  1

Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки — букву «П».

2. Прицельтесь в невидимую мишень…

 сплетите пальцы рук в замок  2

Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот — «П».

5 стр., 2353 слов

Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому ...

... результатов в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе. Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала ... 2) основная часть , в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируются тексты художественного произведения; 3) заключение, в котором ...

3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона…

 сплетите пальцы рук в замок  3

Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой — буквой «П».

4. Поаплодируйте…

 сплетите пальцы рук в замок  4

Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее — буква «П»., Оцените результат по сочетанию букв:

«ПППП» (100-процентный правша) — консерватизм, ориентация на стереотипы, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться.

«ПППЛ» — наиболее яркая черта характера — нерешительность.

«ППЛП» — очень контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…)

«ППЛЛ» — редкое сочетание. Характер близок к предыдущему, но более мягкий.

«ПЛПП» — аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…)

«ПЛПЛ» — самое редкое сочетание. Беззащитность, подвеженность различному влиянию. (Чаще у женщин…)

«ЛППП» — частое сочетание. Эмоциональность, нехватка упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужому влиянию хорошая приспособляемость, дружелюбие и лёгкое вхождение в контакт.

«ЛППЛ» — большая, чем в предыдущем случае, мягкость характера, наивность.

«ЛЛПП» — дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.

«ЛЛПЛ» — простодушие, мягкость, доверчивость.

«ЛЛЛП» — эмоциональность, энергичность и решительность.

«ЛЛЛЛ» (100-процентный левша) — «антиконсервативный тип характера». Способность взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.

«ЛПЛП» — самый сильный тип характера. Неспособность менять свою точку зрения, энергичность, упорство в достижении поставленных целей.

«ЛПЛЛ» — схож с предыдущим типом характера, но более неустойчив, склонен к самоанализу. Испытывает трудности в приобретении друзей.

«ПЛЛП» — лёгкий характер, умение избегать конфликты, лёгкость в общении и заведении знакомств, частая смена увлечений.

«ПЛЛЛ» — непостоянство и независимость, желание всё сделать самому.

Книги, без которых я не могу обойтись, Вопросы и задания:

  1. Текст возможно построить в форме рассуждения «Любимая книга».

  2. Подумайте, без каких книг не можете обойтись вы? Обоснуйте свой выбор.

  3. Продумайте композицию своего сочинения, составьте план.

Схема построения текста

Рассуждение-объяснение

1-е рассуждение-доказательство

2 стр., 522 слов

Что такое Характер рассуждение

... Каждому нужно помнить о своих отрицательных чертах характера, работать над ними и стараться их изменить. ` Что такое Характер Популярные сочинения Николай Всеволодович Ставрогин является важнейшим персонажем романа ... Именно в этот период они открыты для воздействий со стороны. Дети смотрят на взаимодействие между родителями, подражают действиям мамы и папы, считая их эталоном, повторяют ...

2-е рассуждение-доказательство

3-е рассуждение-доказательство

Обратите внимание на особенности построения рассуждений-доказательств, обоснуйте тезис, аргументы, сделайте вывод, поддкрепленный примерами.

  1. Продумайте средства эмоционального воздействия на слушателя: повторы, параллельное построение, ряды однородных членов.

  2. Сделайте самостоятельный отбор произведений, руководствуясь своим вкусом, своими склонностями и интересами, расскажите о них и своем отношении к этим произведениям.

    1. лучших книг: мировая классика

Гомер «Одиссея» и «Илиада»

Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

Иоганн Вольфганг фон Гете «Фауст»

Эрих Мария Ремарк«Триумфальная арка»

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Хулио Кортасар «Игра в классики»