Описание по скульптуре Чайкова — Футболисты

Сочинение
  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Скульптура Чайкова — Футболисты

Скульптура Чайкова — Футболисты

Я смотрю на эту скульптуру… и просто глазам не верю. Так здорово! Она похожа на водоворот. Непонятно даже, как она не падает. Второй футболист просто висит в воздухе, будто в фантастическом фильме (например, в «Матрице»), второй почти рухнул на землю, а в центре композиции – мяч. Вокруг мяча всё и строится!

На скульптуру эту интересно смотреть с разных сторон. При этом она в постоянном движении. Так и кажется, что эти футболисты сейчас оживут.

Я люблю футбол. Знаю, какой там накал страстей бывает, азарт. Кажется, что, действительно, летишь! Здесь автор очень хорошо поймал момент.

Видно, что это не самая современная скульптура. Сейчас вот так уже не одеваются, не обуваются. Наверное, так было модно ещё во времена моего дедушки.

Кстати, падающий футболист – это вратарь. Я узнал по перчаткам. Тем более интересно – ведь там сейчас или будет гол, или нет. Представляю – весь стадион замер, а через секунду все воскликнут – или от радости, или от огорчения. По факту – от того и от другого вскрикнут, но болельщики разных команд.

Это хорошая скульптура ещё и потому, что на этих ребят хочется стать похожим – они в хорошей форме! И сразу хочется из класса бежать во двор – в футбол играть. Очень полезная скульптура.

Сочинение для 7 класса

Другие интересные картины ← А дождь идёт…↑ На свободную темуСочинение на тему Я и взрослый мир →

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура – это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура – это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения – статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура – это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

Интересные факты

Ни для кого не секрет, что выдающиеся произведения искусства продаются на арт-аукционах за бешенные деньги, но мало кто знает, что самая дорогая скульптура была оценена в 141 миллион 800 тысяч долларов США. Она называется «Указующий человек» и была создана в 1947 году известным ваятелем Альберто Джакометти.

13 стр., 6475 слов

Скульптура – один из видов изобразительного искусства

... Древнем Египте, но сейчас встречается редко. Одна из разновидностей рельефа - «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и ... полнее воспринять содержание образа, то такая скульптура называется круглой. Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена искусственным или естественным светом. ...

Помимо того, что скульптуры могут очень дорого стоить, они бывают порой очень больших размеров. Самой высокой в мире считается статуя Будды Шакьямуни в Мьянме. Ее высота составляет порядка 130 метров, если считать с постаментом. Без него она имеет высоту более 115 метров.

Современные люди привыкли видеть античные скульптуры естественного цвета, но как показали недавние исследования, греки и римляне красили их различными красками, причем довольно ярко. Просто со временем краска выгорала на солнце и под воздействием других природных явлений стиралась.

Многие древние скульптуры дошли до нашего времени с различного рода изъянами: сколы, отсутствие некоторых частей и т. д. Искусствоведы, музеи и мастера-ваятели XIX-XX веков поначалу старались самостоятельно восстановить недостающие части, но со временем после многочисленных реставрационных неудач люди поняли, что произведения древности лучше не восстанавливать, а оставлять в том виде, в котором они были найдены.

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе – яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени – Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.

В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

11 стр., 5192 слов

Скульптура эпохи эллинизма

... Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительного искусства. Ни в одном другом виде; искусства сущность и характер эллинистической эпохи не отразились так ...

Введение

За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да»,- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие — нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, — то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

1. Скульптура и ее виды, Скульптура

  • вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Что же обозначает само слово «скульптура?» Наряду с термином «скульптура», происшедшим от латинского sculpere — вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово «пластика», происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения — лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида

: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них — статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.

Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптурный станок — деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.

25 стр., 12440 слов

Монументально-декоративная скульптура Москвы первой половины 30-50х годов

... античные статуи древней Греции и Египта, и на примере которых, он постигает основные законы построения композиции круглой скульптуры и рельефа, о чём к сожалению, не пишут в своих ... XVIII - начале XIX веков искусство рельефа достигло больших высот, занимая важное место в постройках того времени. А.Г.Ромм в своей работе «Русские монументальные рельефы» справедливо замечает, что основной ...

Статуэтка — вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.

Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Хрисоэлефантинная скульптура — скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

круглой скульптуре

несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока — камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: «1000-летию России» в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.

Рельеф

(от итальянского relievo — выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).

Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).

Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.

Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas — низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut — высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется «койланоглиф». Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. «Классический рельеф», особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.

Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза — горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому «классический рельеф» можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.

живописный рельеф

«. По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.

Виды назначений скульптуры

По своему назначению скульптура подразделяется: — на монументальную; — на монументально-декоративную; — станковую; и — скульптуру малых форм.

монументальной скульптуры

, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает).

Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору — жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.

Монументальная скульптура

Скульптура: — рассчитанная на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение; — адресуемая массовому зрителю; — призванная конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.

К монументальному искусству относятся: — памятники и монументы; — скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий; — витражи; — городская и парковая скульптура; — фонтаны и т.п.

Акротерий — скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.

Бига — скульптурное изображение на здании или на арке колесницы, запряженной парой лошадей.

Герма — в парках и садах XVIII в. — скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.

Десюдепорт

  • живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением.

Канефора — органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн.

Кариатида — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее.

Маскарон

— выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д.

Пандатив — скульптурное лепное украшение, расположенное (висящее) в вершине свода.

Постамент — либо архитектурное основание произведения скульптуры (пьедестал); — либо подставка, на которой устанавливается произведение станковой скульптуры.

Протома — скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека.

Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур – занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки – стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться.

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала – камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Влияние на культуру

К какому бы виду скульптура не относилась, она все равно является предметом искусства, поэтому оказывает непосредственное влияние на него. Это один из сильных средств самовыражения, украшения городов, интерьера, экстерьера и т. д.

Издревле скульптуры оказывали огромное влияние на искусство и культуру в целом, являясь их частью. Они и сегодня считаются важным элементом в жизни человечества.

Многие известные статуи сейчас являются символом религии, города или даже целой страны. Вспомнить хотя бы знаменитую статую Христа-Искупителя, которая сегодня не только символизирует Рио-де-Жанейро, но и всю Бразилию.

Приблизительно то же самое можно сказать и о статуе Свободы в Нью-Йорке или статуе Родина-Мать в Волгограде. И таких примеров огромное количество. Практически в каждом крупном городе есть своя примечательная скульптура или несколько.

Помимо знаменитых и символичных статуй, существуют и обычные городские скульптуры, которые не представляют большой исторической или культурной ценности, а созданы исключительно для украшения городских улиц. Как правило, они делаются из недорогих материалов, вроде бронзы, железа и т. д.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура – это создание настоящих шедевров из живых растений – деревьев или кустов.

Современный этап

Сегодня все чаще появляются экстравагантные стили и виды живописи и скульптуры, благодаря чему новые мастера стремятся привлечь к себе внимание и эпатировать публику. Однако благодаря этому мир скульптуры стал более разнообразным, интересным и современным.

Достаточно вспомнить творения известного колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, изделия которого сегодня красуются во многих крупных городах и столицах мира. Его «пухляши» произвели настоящий фурор в мире искусства.

Помимо него, конечно, есть и другие современные мастера, скульптуры которых являются экстравагантными, но в то же время чем-то свежим и новым в искусстве. Это основная тенденция в Новейшей истории человечества.

Примечания

  1. О’Махоуни, 2010, с. 46.
  2. 1 2 3

    ГосНИИР.

  3. 1 2

    О’Махоуни, 2010, с. 48.

  4. 1 2 3 4 5 6

    Бушуева, 2008.

  5. О’Махоуни, 2010, с. 47.
  6. О’Махоуни, 2010, с. 181—182.
  7. 1 2

    О’Махоуни, 2010, с. 246—247.

  8. 1 2

    О’Махоуни, 2010, с. 184.

  9. Богоманшина, Юлия; Панкин, Максим; Козловский, Станислав.

    Скульптуру «Футболисты» Иосифа Чайкова скопируют с помощью лазера // ТВ «Центр» : Телевидение. — 2020. — 9 Июнь.

  10. Аронов, Никита.

    Возвращение на Арену // Коммерсантъ : Газета. — 2020. — 30 Июнь.

  11. О’Махоуни, 2010, с. 49.
  12. О’Махоуни, 2010, с. 183.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/skulptura/

  • Бушуева, Елена (старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи).

    Скульптор Иосиф Чайков — монументальная композиция «Футболисты» 1928 г. // Эхо Москвы : Радиостанция. — 2008. — 16 Ноябрь.

  • О’Махоуни, Майк.

    Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура. — М: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-8679-3815-4.

  • Чайков Иосиф Моисеевич (1888—1986).

    Скульптурная композиция «Футболисты». 1928—1938. ГосНИИР. Проверено 29 июля 2020.

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.