Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

Сочинение

II. Актуализация опорных знаний (обобщение знаний о литературной сказке)

(Этот структурный элемент урока проводится в виде конкурса — викторины).

  • «Дрова громко зашкварчали и начали трещать, словно там, в печи, кто-то лущил орехи. По окнам, полу и потолку бегали розовые зайчики».
  • Что это за зайчики, которые бегали по комнате?
  • «Так прошел год. Поступила годовщина того дня, когда он стал царствовать».
  • Кто стал царствовать? Что означает слово царствовать? Над кем он правил? Как прошел тот год?
  • «Однажды в хлеву случилось несчастье. Как приходил вечером хозяин с большой охапкой сена для коз, его неожиданно позвали из хлева…»

Развертывание исследования

Анализ сказок и произведений

В этом разделе исследования будет проведен анализ нескольких известных сказок и произведений. Будут рассмотрены следующие вопросы: содержание сказок, авторы, герои и характеристики персонажей, а также основные идеи и темы произведений.

Сказка «Какая сказка?»

  • Какая сказка?
  • Кто автор?
  • Какое несчастье случилось?
  • Кто помог избежать трагедии?
  • Назовите персонажей, которые участвуют в этом эпизоде сказки.

Сказка «Там, где горы и долины»

  • Каким именем?
  • Из какого произведения отрывок?
  • Кто автор?
  • Чем отличается от предыдущих отрывков сказок?
  • Что такое ураган? Каким вы себе его представляете?

«Люди приходили в палату и не могли надивиться из такого чуда…»

  • О каком чуде идет речь?
  • Из какой сказки это предложение?
  • Кто автор?
  • Какова главная мысль этой сказки?
  • Назовите главных действующих лиц.
  • Какие фантастические герои появляются в этой сказке? Какую роль они играют в раскрытии сюжета?

«Ой, была же тогда потеха — …».

  • Какая была потеха?
  • Из какой сказки начало предложения?
  • Кто автор?
  • Чем отличается от предыдущих отрывков сказок?
  • Что хотел сказать автор своей сказкой? О чем она? (определение темы и идеи произведения).

Угадай героя по его описанию

В этом разделе планируется проверка понимания понятий «персонаж» и «портрет», а также знания текстов прочитанных сказок. Будут приведены описания героев, и задача учащихся будет состоять в угадывании героя по этому описанию.

4 стр., 1727 слов

Контрольная работа: Защита прав авторов на музыкальные произведения

... актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных. Авторские права на музыкальные произведения охраняются законом. В законе подробно описываются все ситуации, предусматривающие защиту прав авторов различных произведений, а ...

  1. «Была она и сама такая рыхлая, как мох. Имела долгую волничку, что, словно шелком, покрывала все ее тельце. Сама только мордочка была голенькая и напоминала садовую желто-горячую цветочек — «братки». И были еще в нее голенькие снизу розовые лапки.»
  2. «Сегодня рано Святой Николай вылепил меня из небесной глины, присмотритесь, какая она голубая. И оживил меня своим духом…. Неслыханный синий зверь, весь в колючках и с таким здоровенным, словно вылитым из меди, хвостом…»

Шаг третий — «Открой секреты литературной сказки»

Проанализировав ваши ответы на вопросы и выполнение заданий, можно сделать вывод, что вы хорошо знаете тексты литературных сказок. Теперь пришло время раскрыть секреты их создания и определить особенности этого жанра.

Литературная сказка – это произведение художественной литературы, предназначенное для детей. Важной особенностью сказки является наличие магических и фантастических элементов, а также наличие ярких, запоминающихся персонажей.

Персонажи литературных сказок – это главные герои, которые воплощают определенные черты характера и выполняют определенные роли в сюжете. Описание внешности героев является одним из способов создания их образа, помогает читателю лучше представить себе героя и раскрыть его характер.

Для описания внешности героев автор использует различные средства художественной выразительности. В приведенных портретах можно наблюдать эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы и антонимы. Все эти средства служат тому, чтобы передать особенности внешнего вида героев, их характерные черты и создать впечатление о них.

Одним из таких средств является и портрет – это описание внешности героя, его черт лица, волос, глаз, а также одежды. Портрет помогает читателю лучше понять и представить себе, как выглядит герой.

В литературных сказках портреты играют важную роль. Они помогают создать образы героев, раскрыть их характер, а также вызвать у читателя определенные эмоции и ощущения. Описание внешности героев позволяет нам лучше представить себе происходящее, создает атмосферу иллюзии и вовлекает в сказочный мир.

Также внешний вид героя может служить средством передачи его характера и важнейших черт. Отличительные особенности внешности, такие как поднятые волосы, загрязненное лицо или чубик на головке, могут указывать на подвижность, резвость или медлительность героя.

Представьте себе героя Хуху. Какими средствами вы бы описали его внешний вид? Какие слова и эпитеты пришли бы вам в голову, чтобы передать его характер и особенности? Попробуйте создать свой портрет героя и представить, как выглядит Хуху.

  • Что такое сказка?
  • Что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной?

От автора, от персонажей. Речь действующих лиц

  • Какую роль играет портрет в литературной сказке?
  • Что составляет основное содержание большинства сказок?
  • Борьба каких двух противоположных сил происходит в сказке?
  • Какая сила при этом побеждает?
  • На какие две группы можно разделить действующих лиц в сказках? По каким признакам?
  • Какие художественные средства использовали авторы сказок?
  • Какие необычные события в них происходят?
  • Какие виды сказок вы знаете?

— Назовите сказки о животных. В чем заключается их особенность? Знаете ли вы литературные сказки о животных?

— Назовите героико-фантастические сказки. Кто выступает их героями? Какие события происходят? Что лежит в основе таких сказок?

  • Что составляет специфику бытовых сказок? Назовите примеры таких сказок и их персонажей.
  • Какие литературные сказки (украинские, зарубежные) вы знаете? Назовите их авторов.
  • Какие из них понравились? Почему? Чем?

— Можно назвать литературной сказкой переработку писателем народной? Почему? Из таких сказок вам известны?

Итак, мы сделали последний третий шаг, который отделял нас от мира настоящей, новой, пока что не существующей сказки.

  • А что нужно, чтобы она появилась? Правильно — воображение, фантазия, мечта, желание.

Скачок воображения: представьте, что мы стоим перед лентой, на которой написано: «Сказка — это замечательная мечта», а вдали находится дом, в окнах которого светятся слова:

Заглядывает в окно сказка, Серыми глазами,, Материнская добрая ласка, У нее за плечами.

(В.Симоненко).

Задачи:

А) Дать ответ на вопрос:

— Какой представляется вам сказка, которая заглядывает в окно? Может, и в окна нашего класса она тоже заглядывает, но каждый видит ее по-разному.

  • Разве могут у сказки быть серые глаза?
  • Как вы понимаете эту метафору?
  • На что указывает эпитет «седые»?

Наиболее характерный признак сказки передается словами «добрая ласка»?

  • Что привносит в стихотворение эпитет «материнская»?
  • Какие сказки вам читала или рассказывала мама в детстве?

    Б) Устное высказывание учащихся о том, какой они видят (представляют) свою будущую сказку., Ш.

Подготовка к составлению сказки.

1. Работа над построением технологической карты будущей сказки

Мы с вами вспомнили особенности литературных сказок. Вы уже не раз писали на уроках языка сказки. Но на этот раз задача у нас особое, поскольку сказки будут опубликованы в альманахе. Поэтому мы должны придерживаться всех требований к этому литературному жанру. Для успешной творческой работы составим технологическую карту.

Технологическая карта к составлению сказки

ЗАГОЛОВОК

Сказка о …

Тема (о кого, что? идет речь)

Борьба добра и зла (конкретизировать)

Основная мысль (что я

хочу сказать своей сказкой)

Добро всегда побеждает зло (надо делать выводы из прочитанного)

Действующие лица (герои, персонажи) 2-3, которые олицетворяют хорошие или плохие черты характера

Люди, растения, животные, мифические существа, явления природы, предметы, планеты и т.д

Структура:

— зачин;

— развитие событий;

— концовка

В одном царстве… Жили-были… Первый раз… Второй раз… Третий раз… Жили они долго и счастливо….

Вид сказки:

— о животных;

— фантастическая;

— социально-бытовая

Животные, олицетворяющие человеческие черты; яркий нереальный сюжет с вымышленными героями, противопоставление хороших и плохих поступков, наличие богатых и бедных героев

Языковые средства:

наличие слов с переносным значением, эпитетов, антонимов, синонимов, повторов, фразеологизмов.

Солнце спрашивает девушку, Волк говорит…

Говорили-говорили и.. Добрые люди, умный брат, бедный-богатый Золота видимо-невидимо Как кот наплакал…

2. Обоснование выбора вида сказки, темы, действующих лиц.

Высказывания учащихся по поводу своего выбора. Например:

«Я выбрала фантастическую сказку, потому что с детства люблю все необычное, волшебное. Люблю мечтать, придумывать разных существ, поэтому в моей сказке будут жить русалочки, летучие рыбы, морские пираты. Русалочка будет молодой, мечтательной, доверчивой. В моей сказке на судьбу главной героини выпадет серьезное испытание — ей причинят боли друзья, которые ее изменят, но она выдержит и в конце концов объяснится, простит летучим рыбкам, которые ее бросят, чтобы полететь за богатым кораблем…»

3. Прослушивание образца сказки, ее анализ.

Жил на Солнышке светлый Дивопромінець. Он был очень любознательным и шустрым, всегда все хотел узнать. И вот однажды ему посчастливилось выйти на поверхность Солнышка. То, что он увидел, поразило и потрясло его до глубины души. В черном Космосе плавали звезды, кометы, планеты, и все имели свой цвет, пели свою песню. А вот планета Земля грустно вздыхала, потому что ее покрыли тяжелые и мокрые серые облака.

Дивопромінець сразу понял, что надо сделать, чтобы Земля стала голубой, светлой, веселой. Он быстро полетел на Землю и вступил в

неравный поединок с черными облаками. И хоть был совсем тоненький и маленький, и смело ринулся в бой и победил. Он разбил полчища туч и пропустил тепло и свет, который излучало Солнце. Земля обрадовалась, но тучи не казались, они швыряли в Дивопромінця градом и дождем, и вдруг он неожиданно переломился…

Но не может погибнуть отважное сердце! Дивопромінець засиял семью волшебными цветами и перевернулся веселым мостику через все небо. С того времени его назвали радугой, потому что от нее становится всем весело, потому что люди знают, что в природе скоро произойдут изменения к лучшему.

Подбор заголовка. Определение героев произведения, основного сюжета, конфликта между силами Добра и Зла.

Решение проблемной ситуации: можно ли считать Марийчин произведение сказкой? Если да, то почему? Если нет, то что нужно сделать, чтобы Маша получила хорошую оценку за домашнее задание с украинского языка.

4. Ситуативное задание к созданию сказки.

Класс по выбору делится на группы:

1) Литераторы-фантасты сочиняют сказку самостоятельно, придерживаясь основных требований к содержания и языкового оформления, но не сдерживая фантазию и воображение.

Терминологический словарик

Зачин

Содержательные особенности текста

Идея художественного произведения

Сказка

Сказки о животных

Героико-фантастические сказки

Концовка

Реальное

Структурные особенности сказки:

Тема

Фантазия

Фантастическое

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/skazka-v-hudojestvennom-stile/

Урок

2) Литераторы-фольклористы составляют сказку за ситуацией: представьте, что к вам обратились с фольклорного журнала с заказом о переработке (осовременивания) известной украинской народной сказки для детей младшего возраста, поскольку в этом почтенном журнале открывается страничка для семейного отдыха. Адресант — писатель, который хорошо разбирается в фольклоре, любит детские сказки; адресат — молодые читатели журнала; цель высказывания — показать красоту и величие украинской народной сказки, ее мудрость и актуальность для любого поколения; стиль — художественный; тип речи — повествование (можно брать сказки для самых маленьких — «Репка», «Колобок», «Рукавичка» и др.).

3) Литераторы-языковеды составляют сказку, в которой героями выступают основные понятия раздела «Синтаксис и пунктуация» или «Текст» или любого другого.

Адресант — волшебник, который прикосновением палочки может оживить любые предметы или понятия (ошибки, оценки, однородные члены предложения, абзац), предоставить им разные черты характера. Единственное, чего не может волшебник, — это нарушать правила и законы языка, хотя может предположить наличие ошибок, непредвиденных ситуаций, которые обязательно исправят ошибки.

IV. Самостоятельное составление сказки выбранного жанра.

1) Работа с черновиком.

2) Проверка и редактирование текста.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Обзор литературы

В данном обзоре будут рассмотрены несколько учебников и пособий по украинской литературе для 5 класса. Данный обзор поможет определиться с выбором учебника и дополнительных материалов для проведения уроков.

1. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы по программе 2005 года.

Учебник написан А.Н. Грабовской и предназначен для использования в 5 классе по программе 2005 года. Книга содержит 172 страницы и издана в Тернополе издательством «Учебная книга — Богдан» в 2005 году.

2. Златів Л., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе).

Этот учебник, написанный Л. Златівым и Г. Бондарчуком, предназначен для изучения родного языка в 5 классе по новой программе. Книга содержит 200 страниц и издана в Тернополе издательством «Учебная книга — Богдан» в 2003 году.

3. Лановик М., Лановик 3. Украинская народная творчество.

Книга «Украинская народная творчество» написана М. Лановиком и Лановиком 3. Она содержит 591 страницу и издана в Киеве издательством «Знание — Пресс» в 2001 году.

4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.

Учебник «Украинская литература» написан Раисой Мовчан и предназначен для использования в 5 классе общеобразовательных учебных заведений. Книга издана в Киеве издательством «Генезис» в 2005 году.

5. Нечволод Л.И., Паращич В.В. Сборник учебных и контрольных упражнений и заданий по всем видам речевой деятельности. 5-й класс.

Этот сборник, написанный Л.И. Нечволод и В.В. Паращичем, содержит учебные и контрольные упражнения и задания по всем видам речевой деятельности для 5 класса. Книга издана в Харькове издательством «Торсинг» в 2005 году и содержит 128 страниц.

6. Онискив Н., Бутрин Л. Сборник текстов и заданий для аудирования на уроках украинского языка. 5-11 классы.

Этот сборник текстов и заданий, написанный Н. Онискивым и Л. Бутрином, предназначен для аудирования на уроках украинского языка для 5-11 классов. Книга издана в Тернополе в 2005 году и содержит 128 страниц.

7. Паращич В.В. Украинская литература. 5-й класс: Планы-конспекты уроков.

Книга «Украинская литература. 5-й класс: Планы-конспекты уроков» написана В.В. Паращичем. Она содержит планы-конспекты уроков по украинской литературе для 5 класса. Книга издана в Харькове издательством «Ранок» в 2005 году и содержит 272 страницы.

8. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений.

<p