Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Сочинение

Почитатели русской классики знают Михаила Лермонтова как очень талантливого поэта, последователя Пушкина, борца за справедливость, ярого противника самодержавия и рабства. Но мало кто задумывается, каким на самом деле человеком был всемирно известный писатель, как к нему относилось окружение, кого он любил, а кого ненавидел. Современники литератора не очень-то его жаловали, преждевременная гибель Михаила Юрьевича на дуэли никого не огорчила, а царь Николай I так и вообще сказал: «Собаке – собачья смерть».

Внешность и характер поэта

Описание внешности представляет собой интересный факт из жизни Лермонтова. Писатель был небольшого роста, имел кривоватые ноги, большую голову, некрасивое лицо, кифоз. В молодом возрасте Михаил Юрьевич начал лысеть, а несчастный случай во время катания на лошади сделал его еще и хромым. К физическим недостаткам следует еще добавить и его неопрятность. Писатель не заботился о личной гигиене, очень часто он менял рубашку только после того, как ее разрывали на нем друзья, до того одежда была грязной и дурно пахнущей.

Неприятная внешность сказалась и на характере поэта. Интересный факт из жизни Лермонтова: он был беспощаден к слабостям других людей, не умел вести светские беседы, разговаривал дерзко и язвительно, вел себя высокомерно, никому не прощал личных обид. Современники окрестили Михаила Юрьевича невежей, неприятным типом, «дурным человеком, который никогда ни про кого не отзовется хорошо», «желчным, испорченным и угловатым существом». Из-за сложного характера писателю довелось за свою короткую жизнь побывать на 3 дуэлях.

По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты.

«Портреты» — серия шести юношеских стихо­творений поэта, написанных в жанре «словесного портрета»… В одном из стихотворений цикла, как показалось одной читательнице, Лермонтов изобра­зил себя. В автографе стихотворения есть поздней­шая приписка поэта: «Этот портрет был доставлен одной девушке; она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта». По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов, отрицая сход­ство, или все-таки девушка была права. Когда читаешь воспоминания современ­ников о Лермонтове и сравниваешь с ни­ми строки стихотворения, описывающего внешность неизвестного («он не красив, он не высок», но «взор горит», «власы на нем, как смоль черны», «бледны всегда его уста»), то невольно соглашаешься с мнением девушки. Все, кто знал или просто был знаком с поэтом, отмечали его невысокий рост, бледное лицо, не отли­чающееся красотой, черные волосы, большие черные глаза. Причем многие в опи­сании наружности Лермонтова видели именно взгляд, характеризуя его как «умный взгляд», «глубокий взгляд», «ог­ненный, как удар молнии». И если бы со­зданный поэтом в стихотворении портрет ограничивался бы описанием только внешности, пожалуй, можно было бы уз­нать в этом описании самого Лермонтова. Но перед нами другой портрет, в котором обращают на себя внимание не только рост, глаза, волосы, лицо. В этом портрете перед нами раскрывается весь человек, с его характером, душой, миром чувств, мыслей, с его отношением к жизни, к лю­дям. И в этом случае трудно согласиться с девушкой. Читая те же воспоминания современников о Лермонтове, удивляешь­ся их противоречивости. Одни считали поэта человеком довольно веселым, с «ров­ным характером», «добрым малым», дру­гие о, «надмен­ность», «непомерное самолюбие». Одни обращают внимание на «милое выраже­ние лица», другие указывают, что в его наружности «было что-то зловещее и тра­гическое».

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

... План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно- ... становится важнейшим действующим лицом. Построчный анализ стихотворного текста , Построчный анализ стихотворения А.Блока « ... анализе текста следует подчеркнуть, что поэт принял участие в споре литераторов, проходившем в период его работы: Одни выдающиеся писатели ...

В стихотворении перед нами предстает человек, воспринимающий жизнь «как лживый сон», разочарованный и одинокий («Не знал он друга меж людей»), видящий вокруг себя коварство и зависть.

Таким ли был поэт? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Итак, кто же прав, девушка или сам поэт? Ответ на этот вопрос содержится в высказывании одно­го из друзей поэта Д. П. Шан-Гирея: «…все стихотворения ничего не объясня­ют… всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведет к неверному заключению…»

А все дело в том, что человек в жизни и человек в художественном произведе­нии — это не одно и то же. В художествен­ном произведении словесный портрет че­ловека создается при помощи воображе­ния автора. Чаще всего этот портрет является обобщенным, т. е. собиратель­ным, и соединяет в себе черты нескольких известных автору людей. Однако какие-то отдельные детали своей внешности и даже некоторое черты характера могут исполь­зоваться автором. Вот по этим отдельным чертам девушка и «узнала» поэта. Но его душа, его внутренний мир были открыты только ему самому.

По­пробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • лермонтов внешность

Сохрани к себе на стену!

Неумеренность в еде и злые шутки

Излишняя любовь к еде и отсутствие всякого чувства меры – это еще один интересный факт из жизни Лермонтова. Поэт был настолько прожорлив, что поедал абсолютно все блюда, подаваемые к столу, очень часто оставляя своих друзей голодными. Если он видел любимое кушанье, то со смехом и криком бросался на него и вонзал вилку в самые аппетитные куски. Один раз друзья решили подшутить над Михаилом Юрьевичем и приказали напечь для него пирожков с опилками. После длительной прогулки он так проголодался, что съел одну булочку и брался уже за другую, пока товарищи его не остановили, показав несъедобную начинку.

Интересные факты из жизни Лермонтова касаются и его общения с окружающими людьми. Из-за некрасивой внешности поэт не мог нравиться женщинам, поэтому он будоражил их воображение и соблазнял, напуская на себя таинственный и мрачный вид, драпируясь в байронизм. На светских приемах писатель всегда стоял в сторонке, выбирая жертву, на которую потом устремлял пронзительный, ядовитый взгляд. Его черные глаза приводили в замешательство даже мужчин, а женщины так и вообще обращались в бегство.

2 стр., 980 слов

Печорин глазами Максима Максимыча

... сочинения Печорин в рассказе капитана Максим Максимовича. Также читают: Картинка к сочинению Печорин глазами Максима Максимыча Популярные сегодня темы Вопреки убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт ... других людей. Центральной персоной становится Максим Максимович. Повествование чётко описано в главах «Бела» и «Максиксим Максимович». Максим Максимович – ...

Сочинение: Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(664 слова) Для лучшего понимания произведения очень важно представление внешности героев. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» множество интересных и важных персонажей, описание которых создает более точное представление об их характере и образе жизни.

Григорий Александрович Печорин – молодой человек лет примерно двадцати пяти. Среднего роста, стройный, широкоплечий, обладающий крепким телосложением и аристократическими руками. Его пыльный бархатный сюртук был застёгнут лишь на две нижние пуговицы, а походка была ленива и небрежна. Кожа его имела некую нежность, белокурые локоны красиво обрисовывали благородный лоб со следами морщин. В противовес цвету волос были усы и брови – чёрные, являвшиеся признаком породы в человеке. Лицо его украшали белоснежные зубы, немного вздёрнутый нос и карие глаза, которые никогда не смеялись и обладали каким-то фосфорическим блеском. Парадоксальная внешность Печорина обличает его противоречивый характер, а своеобразная красота объясняет, почему герой имел такой успех среди женщин.

Максим Максимович — штабс-капитан, давно служащий на Кавказе, друг Печорина. Мужчина лет пятидесяти. Давно знакомый с кавказским солнцем, Максим Максимович обладал смуглым цветом лица. Его бодрый вид и твёрдая походка никак не сопоставлялись с поседевшими усами. Носил офицерский сюртук без эполет и мохнатую черкесскую шапку. Его облик говорит об образе жизни старого солдата, который всего себя посвятил службе.

Казбич – разбойник. Он — маленький, сухой, широкоплечий мужчина средних лет. Смуглый и угрюмый. Ходил в изорванном, в заплатах, бешмете, а оружие носил в серебре. Ловкий и быстрый джигит. Его вид говорит о менталитете и ценностях восточных мужчин: они равнодушны к своей внешности, зато конь и оружие у них наилучшего качества.

Бэла – дочь татарского князя (лет шестнадцати).

Юная, красивая девушка: высокая, тонкая, черноглазая и черноволосая. Ее глаза были дикими и таинственными, а взгляд — глубоким. Движения княжны были грациозны и прекрасны. Сама она отличалась скромностью и одевалась закрыто. Облик Бэлы — показатель ее культуры. Она воспитывалась так, чтобы стать украшением своего супруга.

Мария Лиговская – княжна Мэри, молодая девушка примерно шестнадцати лет. Стройная, красивая и благородная дворянка. Обладает гибкой и тонкой талией, нежной кожей и маленькими ножками. Ресницы её настолько длинны, что закрывают глаза от солнца, а сами глаза – магнетически красивы. Портрет княжны — стандарт красоты 19 века в России. Автор намеренно стандартизировал ее черты, чтобы показать типичность женского образа того времени.

Вера – большая любовь Печорина, скорее всего его ровесница. Красивая женщина среднего роста, с правильными чертами лица, но лицо её выглядит болезненно. Она — миниатюрная и легкая блондинка. Ее лицо украшает родинка. Она всегда немного грустна и задумчива. Одевается со вкусом и выглядит очень привлекательно. Ее внешность говорит об изюминке, которая отличает эту женщину от всех прочих: только она смогла покорить и привязать к себе Печорина.

5 стр., 2278 слов

Интересный факт из жизни Лермонтова. Каким был на самом деле великий поэт?

... жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели , а не глаза, — пишет он, — и щели, полные злости и ума». На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела вся внешность Лермонтова: ... как Печорин показан ... глаза приводили в замешательство даже мужчин, а женщины так и вообще обращались в бегство. Описание образа Лермонтова художниками Образ поэта Когда по окончании юнкерской школы Лермонтов ...

Грушницкий – знакомый Печорина, юноша лет двадцати. Смуглый, черноволосый юноша с пышной шевелюрой. Он тонок, но широк в плечах, сложен хорошо. Внешне он выглядит недурно и производит впечатление на некоторых девушек. Лицо его автор назвал «выразительным». Ему всегда давали больше лет, чем ему было на самом деле. Однако в его манерах есть много притворства и жеманства, из-за чего его общество быстро приедается. Завитый хохол молодого юнкера, его солдатская шинель, выставленная напоказ, — все это говорит о позерстве Грушницкого.

Доктор Вернер – знакомый Печорина, примерно его ровесник. Низкорослый, худой мужчина. Одна нога его была короче другой, а голова, в сравнении с туловищем, казалась огромной, стрижка под гребёнку показывала все неровности черепа. Беспокойные чёрные глаза старались заглянуть в душу. Руки были жилистые и маленькие. Вернер обладал отталкивающей на первый взгляд внешностью, которая потом, при рассмотрении, казалась притягательной. Носил сюртук, галстук и жилет чёрного цвета. В его одежде чувствовались вкус и опрятность. Этот человек, судя по его внешности, презирал дешевые эффекты и не пытался скрыть недостатки. Он был честен с собой и окружающими людьми.

Ундина – контрабандистка, девушка примерно восемнадцати лет. Она — прелестная авантюристка с проницательными и хитрыми глазами, правильным носом и длинными русыми волосами. В романе отмечено, что она не красавица, но обладает чертами «породы». Ее худое тело обладает невероятной гибкостью и силой. Весь облик Ундины напоминает портрет русалки, а ее отношения с Печориным едва ли не закончились в морской пучине.

Таким образом, каждый портрет в романе «Герой нашего времени» нарисован неслучайно. В них отражаются судьбы и характеры представителей разных слоев общества 19 века, которому автор дал приговор в своей книге.

Фатальные факты из жизни Лермонтова

Михаил Юрьевич слыл очень невезучим человеком, предвестники трагедии и тень неудачи омрачали жизнь поэта. Он рано остался без родителей, воспитывался бабушкой, остальные родственники относились к нему враждебно. Еще при рождении акушерка неожиданно сказала, что мальчик не умрет своей смертью. Михаил Юрьевич проигрывал во всех состязаниях и азартных играх. Еще один интересный факт из жизни Лермонтова: писатель посетил гадалку Кирхгоф, и та ему предрекла скорую смерть.

Как бы там ни было, Михаил Юрьевич остается одним из самых талантливых русских поэтов.

Влияние матери Лермонтова на его любовный выбор

Первая женщина, в которую влюбляется мужчина, еще будучи маленьким мальчиком, – это его мама. Образ мамы навсегда остается с ним. Вырастая, мужчина ищет ее черты в любой женщине. Делает он это неосознанно, подсознание, где хранятся давно забытые первые любовные впечатления, подталкивает его к определенному выбору.

Часто встречаются семейные пары, где супруги очень похожи друг на друга. Это легко объяснимо: если мужчина внешне похож на свою мать, а жену он неосознанно тоже выбрал, похожую на нее, — вот и получилось, что супруги имеют внешнее сходство.

5 стр., 2154 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил ... Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике. О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. ...

Конечно, нельзя любой выбор сводить только к внешности. Бывает, какая-то девушка, женщина, не похожая на маму, поражает чем-то и вызывает сильные чувства. Кстати, все остальные женщины, в которых влюбится мужчина после этого, нередко бывают похожи именно на ту, первую.

Похожесть заключается не только во внешнем сходстве: это может быть голос, изгиб руки, взгляд, наклон головы, какой-то характерный жест и т.п. Если говорить о внешности, это не обязательно одинаковые глаза, рот или нос. Чаще всего, это овал лица, полнота или худоба – то, что мы называем тип лица или тип фигуры. Это какие-то неуловимые черты, которые трудно осознать, но благодаря которым мы говорим: «Кого-то он (она) мне напоминает».

Как известно, Михаилу Юрьевичу Лермонтову было чуть больше двух лет, когда умерла его мать. Сохранилось его единственное воспоминание, связанное с матерью:«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Анализируя произведения Лермонтова, литературоведы определили, что у поэта очень часто женский образ связан со слуховым восприятием. Первое, на что обращает внимание лирический герой, — это звук голоса.

«Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает…» *** «Она поет, и звуки тают…» *** «слова ее уст ароматных…» *** «…и слышался голос Тамары, Он весь был желанье и страсть…» И т.п.

Эти литературоведческие исследования подтверждают психологическую теорию, которая была описана выше. Но восприятие Лермонтовым своей матери не ограничивалось только звуком ее голоса, который остался в его памяти. Ведь был еще ее портрет, написанный, по словам биографа Лермонтова П. А. Висковатова, крепостным художником примерно в 1810 — 1812 годах. Поэт его постоянно видел, наверняка, подробно рассматривал. Образ матери, основанный на зрительном восприятии, был очень четким. Поэт не мог наблюдать ее движения, позы, жесты, (хотя, не исключено, что какие-то из детских впечатлений и хранило его подсознание), но внешний облик матери должен был оказать какое-то влияние на его любовный выбор. Я решила проверить эту теорию в отношении Лермонтова и сравнить портрет его матери с теми портретами женщин, к которым он испытывал чувства.

Варвара Лопухина

В 1828 году бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, привезла его в Москву, чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных .Когда они познакомились, им было по 14 лет. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений.

Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых… Однако все её движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты.

По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил до конца жизни.

Екатерина Сушкова

Их знакомство состоялось весной 1830 года в Москве. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С ее именем связан цикл стихов 1830, посвященный. преимущественно неразделенной любви.

3 стр., 1086 слов

«Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого ...

... целиком всем и каждому безраздельно и безответно. И это величайшее счастье». В романе «Идиот» писатель показывает человека, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев. По словам Достоевского, «главная мысль ... и чистой любви, которая, по мнению писателя, и спасёт мир. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ...

У врат обители святой

Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! Новая встреча поэта с Сушковой произошла 4 декабря 1834 года в Петербурге. В течение месяца Михаил Юрьевич постоянно бывал в доме Сушковой, уделял ей внимание на балах и, наконец, добился от нее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 января 1835 года поэт написал ей анонимное письмо, которое привело к разрыву (Сушкова до конца жизни не подозревала, что автором письма был Лермонтов).

Наталья Иванова

Познакомились они предположительно летом 1831 года. И Лермонтов, слегка призабыв былую привязанность к Вареньке, с головой окунулся в новое чувство. Ей посвящен большой цикл стихов т. н. ивановский цикл (Н. Ф. И., Н. Ф. И….вой, Романс к И…, К Н. И. и др.).

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;Но ты обманом наградилаМои надежды и мечты,И я всегда скажу, что тыНесправедливо поступила.

Мария Щербатова

М.Ю.Лермонтов был увлечен Марией Щербатовой в 1839-40гг. В то время она была молодой вдовой, красивой и образованной, « высокая

тонкая

, с

бронзовым блеском

в

волосах

». Поэт посвятил ей стихотворения « Молитва» («В минуту жизни трудную…») и М. А. Щербатовой.

Как ночи УкрайныВ мерцании звезд незакатных,Исполнены тайныСлова ее уст ароматных,Прозрачный и синий,Как небо тех стран, ее глазки,Как ветер пустыни,И нежат, и жгут ее ласки.И зреющей сливыРумянец на щечках пушистыхИ солнца отливыИграют в кудрях золотистых.И следуя строгоПечальной отчизны примеру,В надежду на БогаХранит она детскую веру.

Екатерина Быховец

Поэт познакомился с Екатериной Быховец в один из приездов в Москву в 1837- 1841гг. Сама она писала: «Он был страстно влюблен в В.А. Бахметеву (Лопухину)…я думаю, он и на меня обратил внимание оттого, что находил во мне сходство, и об ней его любимый разговор был» (1841г.)

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых — уста давно немые, В глазах — огонь угаснувших очей.

Они, действительно, были очень похожи. Судя по всему, и Екатерина Сушкова, с ее огромными черными глазами, чем-то напоминала Лермонтову Вареньку Лопухину, у которой глаза были «темные, большие задумчивые».

У всех этих женщин есть какая-то неуловимая схожесть с матерью поэта, у каждой – своя, что, видимо, неосознанно чувствовал Лермонтов. К тому же, дошедшие до нас портреты (как, например, миниатюра Сушковой) не могут в полной мере передать реальную внешность женщин.

Мое исследование должно было на этом закончиться, но, чтобы быть более убедительной, мне захотелось привести еще какие-то примеры, подтверждающие эту психологическую теорию.

2 стр., 542 слов

Мой Лермонтов (любимый поэт 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

... но еще и гармонией в жизни. Больше всего на свете мне нравится произведение Лермонтова «Смерть поэта». Здесь он показывает всю любовь, которую он испытывает по ... кумиром. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ` Мой Лермонтов Популярные сочинения Феномен кумира все больше становится известен всем, почти у ... существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч ...

Я решила проверить, а как все это обстояло у Пушкина? Портретов его матери мне удалось найти три. Ввожу в поиск: «Первая любовь Пушкина», нахожу портреты Екатерины Бакуниной, сравниваю…