Разделы:
Цель: соединив художественное слово с музыкальным образом, воспитывать в детях тонкость и чуткость души.
Ход урока
1. Слово учителя.
В нашем классе прошел театральный урок по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». На уроке звучала музыка П. Чайковского к балету «Щелкунчик». Музыка очень понравилась ребятам. И тогда возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором мы попытались ответить на вопросы:
- В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней?
- Какие музыкальные темы появились?
Учащиеся выделили три темы:
1. Сочельник. Ожидание чуда.
Насколько точно удалось П. Чайковскому передать настроение детей?
2. Бой Щелкунчика с мышами.
3. Волшебное чудо любви передает самая красивая мелодия — «Вальс цветов», под которую танцуют принц и Мари.
Предлагаю вашему вниманию несколько сочинений учащихся.
Сочинения учащихся.
Саша. «Мир сказок разнообразен и чудесен. Но особенно запоминаются сказки в соединении с музыкой. Одной из таких моих любимых сказок является «Щелкунчик» Э. Гофмана. Музыка П. Чайковского делает сказку более яркой и запоминающейся. Это новогодняя сказка, а ведь в новогоднюю ночь происходят самые невероятные чудеса.
Таинственная музыка передает волнение детей, ожидание праздничных чудес. И вот одно из них перед нами. Это великолепная, пушистая, нарядная елка. Она стоит, сверкая и переливаясь разноцветными игрушками, искрясь золотым дождем. Лесная красавица! Но самое долгожданное то, что находится под елкой — чудесные подарки. Среди них деревянная фигурка с саблей. Это Щелкунчик. Щелкая им орехи, дети сломали его. Маша нашла Щелкунчика в углу. Во рту у него застрял большой орех, сломавший ему челюсть. И вот в тишине звучит добрая, нежная, ласковая колыбельная песня. Это Маша, заботливо забинтовав Щелкунчику челюсть, укладывает его в кукольную кроватку.
Вдруг колыбельную прерывает пронзительный, свистящий, тревожный звук. Это из всех щелей стали выбираться мыши. Их становилось все больше и больше. Они строятся в полки и двигаются на Щелкунчика и Машу, чтобы расправиться с ними. Но Щелкунчик поднял на битву с мышами все игрушки. Затрубили трубачи, забили барабаны. Строятся игрушечные войска, чтобы защищаться от злых и коварных мышей. Битва была долгой и упорной, но поредели полки игрушек. И вот мышам удалось захватить и связать Щелкунчика. И тогда Маша очень испугалась за него. Она сняла со своей ноги туфельку и со всей силы кинула в самую гущу мышей. Она попала в их предводителя.
Взаимосвязь музыки и слова в системе музыкального образования
... полному раскрытию таланта и индивидуальности исполнителя. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что музыка и слово является неотъемлемой ... частью культурного наследия в системе образования. Бережно сохраняя прошлое учителю музыки важно умело, выразительно и точно использовать фольклорный источник, самостоятельно и избирательно находить «живое» слово о музыке, ...
И тогда на смену боевой музыке приходит чудесная, волшебная мелодия. Злые чары разрушились, принц освобожден от мышиного колдовства. Так добрая, волшебная сказка и чудесная музыка еще раз убеждают нас, что доброта и любовь делают настоящие чудеса.»
Хочется верить, что Саше помогла написать такое хорошее сочинение работа над ролью Фрица в нашем спектакле.
Надя . «Часы пробили ровно двенадцать раз. Вдруг послышалось перешептывание, шуршание за шкафами. И из-под них вылезли семь мышиных голов в коронах.
Мыши стали наступать на Щелкунчика. Он попросил Мари достать ему саблю. Мари взяла саблю у солдатика и дала Щелкунчику. Но мыши все наступали и наступали на Щелкунчика.
Тут Мари сняла башмак, бросила в самую гущу мышей и попала прямо в их мышиного короля.
На несколько минут Мари потеряла память. Когда она очнулась, то увидела перед собой прекрасного принца. Принц предложил ей руку, и Мари стала невестой. Говорят, что через год он увез ее в золотой карете. Мари, как говорят, поныне королева.
Мне понравилась музыка П. Чайковского больше, чем сказка Гофмана тем, что в музыке есть волнение, радость. Скрипка, арфа вызывают волнение.»
Дима. «В сказке Гофмана «Щелкунчик» на меня особое впечатление произвела глава «Бой», в которой войска Щелкунчика сражаются с войсками Мышиного короля.
Глава начинается с барабанной дроби. Это Щелкунчик созывает своих солдат на бой. Из всех коробок выпрыгнули солдаты и построились на нижней полке ровными рядами. Щелкунчик доверил командование артиллерией и кавалерией отважному генералу Панталоне. :Появились гусары, готовые вступить в бой. Все пушки с пушкарями с грохотом въехали вперед и начали стрелять.
Мари увидела, как в густые полчища мышей полетело драже. Но больше вреда нанесла тяжелая батарея, въехавшая на мамину скамейку для ног, обстреливавшая их пряниками. Много полегло мышей, но они наступали все ближе и ближе к шкафу с игрушками. Куклы Мари бегали в панике по шкафу с игрушками и рыдали. Генерал Панталоне провел несколько удачных атак, покрыв себя неувядаемой славой. Но мыши засыпали гусар зловонными ядрами. Отважные гусары побежали с поля боя. Щелкунчик, рассчитывавший на помощь, остался один «Коня, коня! Полцарства за коня!» — кричал Щелкунчик. В тот же миг к Щелкунчику подбежали два вражеских стрелка. Мари сняла башмак с левой ноги и из всей силы бросила его в самую гущу мышей прямо в их короля. В тот же миг все словно прахом рассыпалось:
Так закончился бой войск Щелкунчика с войсками Мышиного короля.
Мне очень понравилась музыка П. Чайковского. Я представлял себе героев сказки и все, что с ними происходило. Все важные моменты битвы оживали в моем воображении. Музыка помогает полнее и ярче понять и прочувствовать любое произведение. Музыка своим волшебным звучанием творит чудеса, делая нашу жизнь ярче, добрее, счастливее».
О щелкунчике гофмана статья работа
... Мари, Маша), принцесса Фриц (Миша) Марианна, племянница Няня. Дроссельмейер. Щелкунчик, принц Фея Драже Принц Коклюш Кукла. Паяц (шут). Король мышей. ... и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а ... Щелкунчик-принц — В. В. Васильев, Дроссельмейер — В. А. Левашев, Король мышей — Г. Б. Ситников, Щелкунчик — кукла — Елена Ватуля, Французская кукла — Т. Н. Попко. Примечания Данный реферат ...
Таня. (В нашем спектакле сыграла роль Мари) «Наступил веселый рождественский праздник. Детям дарят подарки. Маше и ее брату подарили деревянного человека — Щелкунчика. Но они не знали, что это принц, заколдованный мышиным королем.
Затем был бой с мышами, и он окончился тем, что в рождественскую ночь была разбита корона мышей, и колдовство закончилось. Маша была очень рада, что принц стал прежним. Теперь он не деревянная игрушка, висящая на елке, а настоящий принц. Маша с принцем танцуют вальс цветов. Там были разные цветы: тюльпаны, розы, гвоздики. Все они были очень красивы. Маша была счастлива и весело кружилась в танце.
Мне очень понравилась музыка П. Чайковского к сказке Гофмана. В нем чувствовалось отражение всех моментов сказки. Особенно выразительно звучала музыка во время вальса принца с Машей».
Перекликаются мысли и чувства Вали с мыслями Тани (в нашем спектакле Валя сыграла Мышильду).
«Прелестная музыка! Она такая воздушная, что нам хочется потанцевать с принцем и Машей. Какая грациозная и очаровательная музыка!»
Этими словами мы и завершаем наш урок.