После бала по рассказу Толстого (8 класс)

Сочинение

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» автор обращается к проблеме дворянского сословия и бесправия низшего общества, а также к вопросам нравственности. Главный герой, Иван Васильевич, становится свидетелем двух противоречивых сцен, произошедших в короткий период времени: бала и утра после него. Слово «утро» несет в себе светлую, свежую, ясную мысль, в то время как «после» описывает горькое и неприятное послевкусие.

На балу, представленном с красотой дворянского общества, изысканными манерами и обходительностью, присутствует восемнадцатилетняя Варенька, которая вызывает восхищение у Ивана Васильевича. Он испытывает нежные чувства и сравнивает ее с существом, не знающим зла и способным на добро. Любовь к Вареньке распространяется на всех окружающих, включая ее отца, который вызывает у Ивана Васильевича умиление. Варенька гордится отцом и радуется ему.

Однако утром после бала происходит наказание беглого татарина, что символизирует начало Великого поста. Голгофа, на которую ссылается автор, сравнивается со страданиями татарина. В мыслях Ивана Васильевича переплетаются прекрасная музыка бала и звуки солдатских шагов. Полковник, который ранее предстал перед ним с милой улыбкой, теперь показывает свою другую сторону. Иван Васильевич испытывает стыд и осознает, что полковник скрывает свою жестокость под маской добродушия. Отец Вареньки любит свою дочь и не хочет, чтобы она узнала о его безжалостности.

Иван Васильевич не понимает происходящего и испытывает горечь и разочарование. Общественные условия, которым просто подчинялся генерал, ранее казались ему необходимыми. Однако горечь и разочарование главного героя указывают на горечь всей царской России.

Несмотря на богатство и происхождение, главный герой живет по христианским ценностям. Он меняет свою жизнь, отказывается от военной службы и карьеры. Действия генерала, казалось бы, определяются средой, но личная совесть делает его нравственным человеком. Каждый человек живет по своим убеждениям и имеет выбор в том, как поступить.

Развертывание сюжета

Главный герой рассказа, Иван Васильевич, представлен как искренний и благородный человек, который стремится к гармонии во всем и преимущественно видит в людях только хорошие качества и достоинства. Молодой и счастливый Иван мечтает о карьере военного и видит в ней свое призвание.

Однажды, на балу, герой случайно становится свидетелем страшной ситуации, в которой проявляется двуличие и жестокость отца его возлюбленной. Отец, который сперва казался милым и вежливым, стал бить по лицу молодого солдата и требовал, чтобы тот больше наказал преступника. Окровавленная спина бедного татарина отразилась в памяти Ивана навсегда.

2 стр., 907 слов

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)

... -нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу. На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он ... засыпая, он "услыхал и увидел опять все и вскочил". После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но ...

Иван Васильевич, нравственный и совестливый человек, не был способен понять и оправдать такую жестокость и жажду крови. Он испытал глубокий стыд за поведение отца своей возлюбленной и решил остаться верным своим принципам и чистоте своего характера.

Однако, он не смог продолжать отношения с дочерью военного и начал отображать отвращение к своей первоначально искренней и нежной любви. Каждая встреча со своей возлюбленной напоминала ему об ужасном событии, которое пережил герой.

Краткое, но значимое для жизни героя событие изменило его взгляды и мечты, лишив его иллюзий о благородстве и доброте людей, которые могут скрывать свое истинное лицо. Иван Васильевич был вынужден предать свою мечту стать военным, так как не мог продолжать отношения с дочерью такого жестокого и двуличного отца.

Введение

В рассказе «Какой была жизнь в нашем доме», Лев Николаевич Толстой вновь поднимает важные социальные и нравственные вопросы. Главный герой, Иван Васильевич, сталкивается с нестыковкой образов, которые люди показывают в разных жизненных ситуациях. Через него писатель показывает, как легко в жизни можно перейти от блеска и веселья до горя, страдания и жестокости.

Развитие

Рассказ начинается описанием шикарного бала, на котором побывал герой в молодости. Он был восхищен всем: внутренним убранством зала, кавалерами и красотками, которые кружились в танцах, и конечно же, музыкой, которая заполняла воздух. Герой был в своем элементе, и воспоминание о том бале было для него самым приятным в жизни. Но потом Действие переходит к событиям, произошедшим со Старшим священником и бывшим пригожинцем. Писатель также показывает, как одни и те же люди могут по-разному восприниматься людьми, которые знают их из разных ситуаций.

Заключение

С помощью рассказа «Какой была жизнь в нашем доме», Лев Толстой показывает, как в жизни быстро сменяются эмоции и ситуации, и как возможен большой разрыв между тем, как люди себя показывают снаружи и какой они на самом деле. Писатель, словно через лупу, обращает внимание на важные социальные и нравственные вопросы, и вопрошает читателя: можем ли мы оправдать жестокость необходимостью?

Необходимо разграничивать понятия «необходимая жестокость» и бессмысленные издевательства, когда человек упивается своей властью и безнаказанностью. Если бы Иван Васильевич увидел строгого, но справедливого командира, который держит дистанцию с подчиненными, но не переходит грань, у него бы сложилось совершенно другое впечатление.

По рассказу «После бала» можно сделать вывод, что важно уметь отличать необходимую жестокость от бессмысленных издевательств. Когда человек упивается своей властью и безнаказанностью, это уже является негативным проявлением. Однако, если командир держит дистанцию с подчиненными и применяет жестокость только в необходимых случаях, то это можно считать справедливостью.

1 стр., 399 слов

Рассуждение 1462–1533 гг. — правление Ивана III и Василия III

... Югорская и Чернигово-Северная земли. Так сложилось территориальное ядро Московского государства. Сын Ивана III Василий продолжил политику своего отца, в его правление были присоединены земли Тверского ... как во внутренней, так и во внешней жизни страны. Последующим правителям было передано сильное и благополучное государство, центр объединения восточнославянских народов. Полезный материал по теме:

Популярные сочинения

  • Басня — это один из жанров литературы. Особенностью басен является то, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Например, в басне И. А. Крылова «Лягушки, просящие царя» раскрывается тема желания получить власть и последствия этого желания.

  • В произведении Горького «На дне» присутствует большое количество второстепенных героев. Отношение к ним может быть как позитивным, так и негативным. Однако, есть персонажи, отношение к которым вызывает только пренебрежение.

  • Имя Константина Георгиевича Паустовского, русского советского писателя, известно всем. Он также занимался журналистской и педагогической деятельностью.