Описание картины Сальвадора Дали «Сон» («Спящий»)

Сочинение

«Сон» («Спящий») - Сальвадор Дали

Классик сюрреалистической живописи двадцатого столетия Сальвадор Дали свою картину «Сон», признанную одной из самых успешных, написал в 1937 году. В этом году он побывал в Италии, и был восхищён произведениями эпохи Возрождения. С этого времени художника стал привлекать академизм, что и сказалось на его творчестве.

В картине «Сон» Дали вновь обратился к излюбленной сюрреалистической теме сна — доступа в бессознательное. «Сон» включен в цикл картин художника «Паранойя и война». Мотив сна в творчестве позволял Сальвадору Дали выразить свои параноидальные фантазии.

Техника написания картины — масло.

Жанр её можно обозначить сюрреалистическим пейзажем или фантазией.

Композиция картины — линейная. Центральный объект изображения размещён по горизонтали.

Всю центральную часть полотна занимает большая голова, отделённая от тела. Эта голова — Спящий, олицетворение сна. Голова держится на подпорках (одиннадцать костылей), чтобы не упасть и поддержать черты её лица. Она смотрится весомой, тяжёлой, а всё, что окружает её в бледно-голубой дымке, кажется эфемерным.

Фон — пустыня. На заднем плане справа виднеется белокаменный город из эпохи Возрождения, напоминающий посещение Италии. Слева одинокая фигурка человека и собака, взирающая на голову. Собака тоже с подпоркой. Смысл подпорок — подчеркнуть, что во сне очень просто потерять опору и легко упасть.

Правее человека и собаки, ближе к центру видна ещё одна мелкая деталь — лодка. Её присутствие в пустыне — абсурд, но сны часто бывают абсурдны. Вдалеке виднеются игрушечные, размытые в дымке скалы.

Пространство полотна не заполнено. Голова Спящего зависает в пустоте, чем усиливается впечатление иррационального.

Цветовая гамма: в картине преобладает голубой цвет, усиливающий оторванность от обыденного мира. Голова смотрится большим жёлто-коричневым пятном на бледно-голубом фоне, переходящем выше в яркую голубизну. Пустыня, в голубоватой дымке напоминающая мираж, вероятно, передаёт состояние души художника, вышедшего из кризиса во время незабываемой поездки в Италию.

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

... вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький ... кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, ... что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго ...

Свет в картине падает с верхнего левого угла, внизу в правом углу густеет сконцентрированная чернота — пятно тени от монстра. Тень расползлась по низу переднего плана уже ослабленная, с лиловым оттенком. Блики солнечного света высветлили лоб и скулу головы. Пустынный пейзаж среднего и заднего плана охвачен мягким, неярким светом.

Идея картины — тяжесть сна, который обрушится, стоит только потерять хоть одну подпорку, и одновременно его хрупкость. Беззащитны и хрупки все фигурки и предметы полотна.

В картине просматривается и идея связи человеческого сознания с Землёй и в сонном состоянии. Голова символизирует мозг, который во сне не свободен от воспоминаний и привязанностей земной жизни: любимые места, друг и даже собака.

В целом картина завораживает, наводит на размышления. Признано её мировое значение как шедевра сюрреалистического направления в живописи.

Понравилось сочинение? А вот еще: