Подготовка к сочинению «Храм Покрова на Нерли» презентация по русскому языку (8 класс)

Сочинение

Сочинение на тему Чудный собор 8 класс упр 102

Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

Храм возвышается над берегом реки на живописном холме, поросшем разноцветьем трав и высоких деревьев.

Храм Покрова был воздвигнут во времена князя Андрея Боголюбского, по его желанию увековечить победу Владимирского княжества над болгарами.

Поражает воображение, что этот великолепный храм, являющийся вершиной архитектурного зодчества, был выстроен всего лишь за один год. Красивейший и стройный, как свеча, собор как бы парит над землёй, устремляясь своей главой в поднебесную высь.

И белоснежные каменные плиты, и узкие вертикальные окна – всё это усиливает впечатление высоты, создаёт ощущение полёта, стройности и гармонии.

Впервые я увидел этот божественный по своей красоте храм на картине какого-то художника. Изображение храма потрясло меня до глубины души. Захотелось узнать об этой чудесной церкви буквально всё: и когда она была построена, и где находится, и как называется.

Порывшись в различных источниках, я очень много узнал о соборе. Теперь мне хочется непременно побывать на Владимирской земле и увидеть это великолепие своими глазами.

Этот рукотворный храм, созданный восемь веков назад, своей величественной простотой и изяществом вызывает чувство гордости за свою русскую землю и преклонения перед древними мастерами, сумевшими создать это произведение искусств.

Так идеально было выбрано место для постройки этого собора, что возникает ощущение, что храм вырос из-под земли, и стоя на холме над пересечением двух рек, он парит в воздухе, пытаясь взлететь. Прозрачные воды реки, и живописная природа, окружающая церковь, и сам чудесный храм, всё вместе это создаёт такую гармонию, что невозможно поверить, что это творение рук человеческих.

Я думаю, что храм Покрова на Нерли по праву занимает достойное место среди величайших памятников архитектуры, и я уверен, что этот великолепный храм простоит ещё немало веков, радуя и поражая своей непревзойдённой красотой наших будущих потомков, а наша задача – беречь свою историю.

Урок русского языка в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения «Чудный собор» , Русск 8 кл Р/р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102)

Ход урока

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя

— Замечательный русский писатель Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони» написал: «В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя. Однако есть понятия, вопросы… которые обязательны для каждого человека.

12 стр., 5764 слов

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию ...

... собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду. Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм ... строгому посту. Известна легенда, будто увидев чудный храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, ... планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы. При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, ...

Ты можешь быть химиком, электриком…футболистом…генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве»,Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, вологодское кружевоВладимирская Божья Матерь».

Попробуем ответить на вопрос: зачем?

Ответы учеников.

Учитель:

Мы должны знать нашу культуру, литературу, историю, чтобы испытывать чувство самоуважения, чтобы годиться своей страной, чтобы ощущать, что и ты являешься носителем русской культуры.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие к истокам русской культуры, вспомним особенности православной архитектуры, поговорим о великолепной постройке- храме Покрова на Нерли.

Тема нашего урока: Сочинение – описание «Чудный собор».

Учитель:

Обратимся к храму Покрова на Нерли

Чтобы настроиться на восприятие, послушаем стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли» и в это время просмотрим видеоролик с изображением церкви

Читает подготовленный ученик:

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

(в это время просматривается видеоролик)

2.34 —

Вопросы классу:

  • Какой видится церковь поэту?
  • Какие архитектурные детали отмечает автор?
  • Какие средства художественной выразительности использует Н. Коржавин?

Учитель: Об

ратимся к истории строительства храма.

Историческая страничка (сообщение подготовленного ученика)

Храм этот построен очень давно, а история его построения очень интересная.

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построилукреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября).

Учитель:

Рассмотрим своеобразие древнерусских храмов., Вспомним основные особенности, для этого повторим термины.

Барабан — опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Аркатура – (нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

Купол – (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений.

Апсида абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Учитель:

Отметим основные архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли.

Сообщение подготовленного ученика

Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм. Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты?

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестово-купольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам).

Посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей.

Учитель:

Многие художники обращались к образу церкви Покрова на Нерли.

Именно этот храм изобразил на своём полотне и Сергей Васильевич Герасимов.

Учитель:

Пора подвести итоги нашей работы. Ответим на главный вопрос: каково значение православных храмов для развития русской культуры?

Рефлексия

  • Как вы оцените свою работу на уроке?
  • Работа кого из одноклассников вам наиболее понравилась?
  • Чьи ответы показались наиболее содержательными?

Домашнее задание

Сочинение «Чудный собор» (упр.100, 101)

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли»

По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая. Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Так в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень. Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.

Материалы для сочинения:

История строительства

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построилукреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября).

Архитектурные особенности

Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм. Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты?

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестово-купольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам).

Посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Материалы для сочинения:
История строительства

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построилукреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября).

Архитектурные особенности

Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм. Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты?

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестово-купольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам).

Посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Сочинение Чудный собор (про Храм Покрова на Нерли)

Россия всегда была и богата достопримечательностями и прекрасными старинными постройками. Архитектура, которой несет в себе столько истории, загадок, и интереса. Множество храмов по всей нашей необъятной Родине отнесены к заповедным архитектурным богатствам, которые необходимо хранить и рассказывать о них следующим поколениям с гордостью и достоинством. Одним из таких храмов является Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли – это шедевр архитектуры, который не может оставить равнодушным кого либо. Кажется, что это песня, которая захотела остаться в камне, для того, чтобы донести до нас всю прелесть и мощь свою. Кажется, что этот камень хранит в себе грусть, красоту природы и созерцания. Размеренно протекающая речка, прекрасные луга, возвышающиеся деревья и будто свеча стоит белоснежный, как ангел расправивший крылья – храм, возвышающийся над всей этой прелестью.

Храм Покрова на Нерли, расположен вдали от селений и шумных дорог, стоит он на берегу прекрасной реки Нерли. Каждый год храм принимает множество людей, желающих увидеть это чудо! Сотни тысяч людей готовы преодолеть не маленький пеший путь ради того, что бы увидеть стены, которые хранят в себе около девяти веков истории.

Сам храм расположен на маленьком холме в низине, на обворожительном лугу. Именно этот храм стал первым, который посвящен празднику Покров Божьей Матери. А построили его люди князя Андрея в 1165 году так, чтобы храм всегда был виден в окна княжеские.

Наверное, это единственный храм, который с первого взгляда кажется таким простым и таким изящным. Его гармоничное слияние с окружающей природой просто впечатляет и не оставляет никого равнодушным.

Несмотря на то, что современному зрителю покажется, что в нем нет ничего особенного, то это совершенно не так! Он отличается от современных построенных храмов. Храм Покрова на Нерли обладает эффектом стройности и высоты, а еле уловимые детали четко подчеркивают ось здания. Стены украшены резными различными фигурами.

Сочинение по картине «Церковь на Нерли»

Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана Сергеем Васильевичем Герасимовым. На ней в самом центре изображена церковь, стоящая на холме берега реки погожим летним днем. Белые стены церкви перекликаются с белыми пушистыми облаками в небе. Возможно, автор хотел акцентировать внимание именно на этой белизне небес и церкви, чтобы показать, что храм — это часть божьего промысла на земле. Церковь окружают спокойные воды реки Нерль, в которых отражается небо и сам белокаменный храм. На картине не видно солнца или его лучей, но купол церкви так и горит багровыми тонами золота, словно светится ими изнутри. Рядом с церковью растут пышные деревья, они не загораживают прекрасный вид на церковь, а скорее удачно оттеняют ее белизну. Справа от церкви виднеются фигуры удаляющихся богомольцев и служителей. Похоже, что не так давно закончилась служба и теперь они возвращаются домой. Слева, на реке тихонько покачивается лодка, привязанная к берегу. Это наводит на мысль о том, что какой-нибудь прихожанин из дальней деревни приплыл сюда, для того чтобы помолиться в храме. Нерль предстает перед зрителем безмятежным водоемом, поражающим своей глубокой синевой. Снизу, на противоположном берегу, женщина в яркой кофте следит за малышом, играющим с чем-то на земле и одновременно любуется открывшимся перед ней пейзажем. Женщина с легкостью отпустила ребенка играть на землю, наверняка ей хорошо и спокойно гуляется под защитой дома Господнего. Художник демонстрирует название церкви путем этого тонкого момента – женщина находится под непроницаемой защитой Покрова Пресвятой Богородицы, покровительствующей детям и матерям. Для своей картины Герасимов использовал яркие цвета – зеленый, голубой и белый. Глядя на картину, зритель может ощутить тепло летнего дня, захочет втянуть запах реки и свежей зелени. Храм, изображенный Герасимовым, отмечен изяществом и пропорциональностью форм. И пусть картина не до конца передает все детали, вполне можно заметить, как аккуратно оформлены стены храма. Церковь, запечатленная художником, как будто вся находится в небе, в то время как остальные объекты совершенно очевидно стоят именно на земле. Она являет собой то место, где осуществляется связь души с горним миром. Художник передает чувство прекрасного, замеченного им в простом летнем виде на церковь. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский, в честь победы над булгарами в 1165

году. По некоторым сведениям, храм Покрова на Нерли задумывался как мемориал погибшего в той войне сына князя Андрея – Изяслава Андреевича. Для церкви выбрано интересное место, она находится практически посреди реки на искусственно созданном возвышении. Картина «Храм Покрова на Нерли» берет свое начало в биографии самого художника, в детстве. Мать Герасимова была верующей христианкой и старалась прожить жизнь как можно более приближенную к заповедям Христа. Она была чиста душой и часто посещала церкви со своим сыном, примечая при этом эстетику русской природы. Маленькому мальчику очень хотелось запечатлеть всю эту красоту на холсте и после обучения в академии Герасимов все же воплотил свое желание в реальность. Изображая на переднем плане картины женщину с ребенком, Герасимов выразил свои первые детские впечатления о природе и величестве храма. Картина никого не может оставить равнодушным, ведь она пробуждает в душе самые высокие, приятные чувства, навевает добрые мысли. Возникает сильное желание оказаться рядом с церковью, вдохнуть свежий речной воздух, прогуляться по желтому песку и сочной траве, полюбоваться видом. В картине нет места недосказанности, в ней все дышит простотой, и все же эта простота завораживает с первого взгляда. Церковь Покрова на реке Нерль считается древнейшим памятником русской архитектуры, за счет вытянутой формы она кажется высокой и стройной. Изысканная архитектура храма преодолевает тяжесть камня и кажется, что храм невероятно легок. У каждого человека свой взгляд и свои ассоциации относительно данной картины, но многие люди имеют схожие впечатления, когда смотрят на это полотно. Глядя на картину, хочется узнать историю создания церкви и какие события помнят ее стены. Кажется, будто в каменных выступах хранится летопись древнейших времен. Видно, с какой любовью автор относится не только к белокаменной церкви, но и к природе своей родины. Не случайно он рисует церковь в самом центре композиции, и старается аккуратно вплести ее в родные просторы России. Природа здесь показана чрезвычайно живой и реалистичной, как если бы зритель находился на берегу Нерли. Художник, создавая различные картины из жизни русского народа, всегда старался передать через них национальный характер. В этой картине он передает стойкость перед невзгодами и неугасимую веру в заповеди Христа. Картина Герасимова вызывает исключительно умиротворение, она приносит гармонию и спокойствие.

​Мини-сочинение по картине «Церковь на Нерли» (вариант — 2)​​​

Популярные сегодня темы

Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях.

Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей

Роман Федора Достоевского «Белые ночи» относится к сентиментальному жанру, то есть ведущей темой произведения являются чувства, переживания, эмоции героев, а сюжет служит лишь их отражением и не имеет реальной значимости

Шедевром можно назвать уникальный и неповторимый плод творчества человека, аналогов которому нет, и не может быть. Соответственно, такая работа является верхом мастерства – ее невозможно превзойти, улучшить либо перерасти.

Источник статьи: https://sochinimka.ru/sochinenie/russkij-yazyk/chudnyj-sobor-8-klass-upr-102

Сочинение на тему: Чудный собор

Собор — место совершения богослужений, там люди становятся ближе к высшим силам, могут получить тепло, поддержку и понимание. В соборах собираются паломники, мечтая получить духовное обогащение, исцеление или просто помолиться. Не знаю чем это объяснить, но проходя мимо любого храма или собора, от увиденного великолепия хочется сказать лишь одно: Что это за чудный собор! Об этом мы и напишем наше сочинение за 8 класс, рассуждая на тему чудного собора.

Чудный собор

Почти в каждом городе нашей страны имеется множество храмов и соборов. Больших и маленьких, старых и совсем новеньких, при этом многие из них имеет многовековую историю, пережив разрушение и период восстановления. Как не восхищаться этим великолепием? Вы хоть раз бывали в соборе? Не важно, будь это собор Святой Софии в Нижнем Новгороде или Успенская церковь в Угличе, храм Святого Семейства в Барселоне или собор Святой Екатерины в Крыму. Все они по-своему великолепны своей лепниной, куполами, белоснежными стенами и внутренним убранством. Невозможно без восторга смотреть на эти иконы, иконостас, расписные потолки и фрески. При этом собор чудный в любую погоду, будь сейчас солнечно или дождливо, при заходящем солнце или рассвете. Купола все равно будут сверкать, блестеть, манить своим золотым сиянием, переливаясь красными, синими, оранжевыми голубыми и зелеными оттенками.

Порой удивляешься, а человек ли создал всю эту красоту? Быть может это высшие силы возводили удивительные и восхитительные чудные соборы, изумительные церкви, и теперь эти необыкновенные святыни являются не только местом паломничества православных людей, но и украшением сел, городов и деревень. Сколько в них мощи, красоты, силы, древней роскоши, жизни. Очень сложно передать словами те чувства, что появляются в душе, когда переступаешь порог храма. Чтобы понять каково это на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор.

Источник статьи: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-chudnyj-sobor.html

Статья на тему: «Успенский собор Московского Кремля»

Успенский собор Московского Кремля

Знакомство с Москвой обычно начинают с Кремля. Это и понятно, ведь история его уходит далеко в глубь веков. Однако ставший для нас привычным его облик с краснокирпичными стенами и стройными башнями, златоглавыми церквами и величественной колокольней сложился в основном на рубеже XV–XVI столетий, когда началась грандиозная реконструкция всего кремлевского ансамбля. И началась она постройкой нынешнего Успенского собора.

Размах строительства отразил важные изменения, происходившие в то время. Русь только что сбросила более чем двухвековое ордынское иго и завязывала широкие международные контакты. Москва наконец стала полноправной столицей большого и сильного государства. Великим князьям нужна была представительная резиденция. Ею и стал новый Кремль с его парадной соборной площадью и Успенским собором. Здание, которым мы сегодня любуемся, не первое. Сначала на этом месте была деревянная церковь с кладбищем московской знати вокруг нее, в конце же XIII века скорее всего появилась каменная. В начале XIV столетия Москва стала центром самостоятельного княжества и после того, как Иван Калита добыл в Орде ярлык на великое княжение, уже не теряла больше статуса стольного града. Особенно возрос ее авторитет среди других русских городов в 1325 году, после переселения на московскую землю из Владимира главы русской церкви – митрополита Петра. И вот в следующем, 1326 году летопись упоминает о том, что при участии митрополита Иван Данилович заложил каменный храм, в котором Петр был вскоре погребен (с этого времени до конца XVII века Успенский собор служил усыпальницей глав русской церкви).

Небольшое здание довольно скоро обросло приделами, посвященными памятным событиям в истории Московского княжества. По-видимому, древнейшим был придел во имя воина-мученика Дмитрия Солунского, которого очень чтили на Руси. В 1329 году воздвигли северный Петроверигский придел, а потом и южный Похвальский, получивший это имя после отражения молодым Иваном III воинов Седиахмета, которые, по словам летописца, «похваливая на Русь пошли… и не пропусти их князь великий, отбися от них, они же побегоша». К концу XV века здание, не раз страдавшее от пожаров, сильно обветшало: его «уже древни толстыми… подпираху». Да, старая постройка больше не могла отвечать задачам, которые ставились перед главным храмом Москвы – столицы объединенного Русского государства. Однако строительству нового собора, начатому в 1472 году московскими зодчими, не суждено было завершиться. Что подвело – недостаток строительного опыта или отмеченное летописями землетрясение, только 21 мая 1474 года почти завершенная постройка «падеся в 1 час нощи».

Через год строительство возобновил специально приглашенный из Италии опытный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти – «мастер муроль, кои ставит церкви и палаты, тако же пушечник той нарочит… и колоколы и иное все лити хитр вельми». По условиям заказа Фиораванти должен был возвести храм по образцу владимирского Успенского собора, для чего посетил Владимир. Украшенные резьбой белокаменные сооружения древней столицы Северо-Восточной Руси вызвали у него восторг: он счел, что это «неких наших мастеров дело», что в устах итальянца в то время звучало наивысшей похвалой. Строительству кафедрального храма Москвы придавалось огромное государственное значение. За его ходом следили летописцы, отмечая наряду с важнейшими политическими событиями каждый новый этап и все технические новшества, принесенные итальянцем. Фиораванти выкладывал стены из квадров белого камня с забутовкой, а столбы и главы для облегчения – из кирпича. Кирпич, отмечала летопись, был «нашего русского уже да продолговатей и тверже», «а известь же как тесто густое растворяше», «яко на утрие засохнеть, то ножом не мощи расколупати». Стены впервые скреплялись заложенными в них железными, а не деревянными связями, а под фундамент забивались дубовые сваи. Своды и стены возводились с помощью циркуля и линейки – «все в кружало да в правило», с использованием новейших инженерных приспособлений.

Постройка собора завершилась в августе 1479 года. Архитектурный облик его поражал современников Фиораванти и продолжает изумлять нас сочетанием традиционности и глубокой оригинальности. Несомненно, величественная архитектура Успенского собора Владимира повлияла на образ московской постройки. Повторив согласно условиям заказа его традиционные формы и элементы декора: торжественное пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс на фасадах, перспективные порталы, – Фиораванти тем не менее создал новаторское сооружение, внес большой вклад в развитие древнерусского зодчества.

В монументальном и величественном кубическом объеме ощущается особая, неведомая предшествующей русской архитектуре кристальная ясность, геометрическая четкость пропорций: недаром современники замечали, что новый храм построен «аки един камень». Ориентация на фасадное, а не объемное восприятие вызвано включением сооружения в ансамбль соборной площади. Потому-то особенно выразителен южный, обращенный к ней фасад. Строгая гладь белокаменной стены расчленена мерным ритмом лопаток, полуциркульным рисунком закомар, в которые вписаны щелевидные окна, перспективными порталами, горизонтальным поясом арочек на полуколонках, словно врезанным в толщу стены (и оттого утратившим скульптурную пластичность владимирского декора).

Монументальность здания, в котором сгармонированы и уравновешены все части, создает ощущение величавого спокойствия, не нарушаемого ни легкой асимметрией сдвинутых к востоку глав, ни выступами алтарных абсид, нарочито скрытых пилонами. То же впечатление спокойной мощи сохраняется и в интерьере, поражающем необычной для русской средневековой архитектуры пространственностью и обилием света. Как отмечает летописец, храм построен «палатным образом». Четыре круглых (а не кресчатых, как было принято) столпа в центре легко несут тяжесть крестовых сводов. Интерьер не затеснен хорами, по традиции предназначавшимися для великокняжеской семьи и размещавшимися в западной части. Да это противоречило бы и самому образу нового главного собора Руси, ставшего символом духовного единения «всего народного множества». Внутреннее пространство легко обозревается из центра, что сообщило интерьеру необычайно торжественный и гармоничный характер, уподобило его парадному залу. Недаром современники восторженно отзывались о новой постройке: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством, таковой же прежде того не бывало на Руси…» Весь облик храма говорит о том, что его предназначали не только для культовых целей. Здесь проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение: венчание на престол великих князей и царей, поставление митрополитов и патриархов, оглашение важных государственных актов, празднование больших воинских побед.

Украшению Успенского собора всегда уделялось особое внимание – каждый правитель стремился внести свой вклад. Лучшие художники, искуснейшие златокузнецы, резчики и литейщики изготовляли для храма утварь и предметы убранства. Это позволило ему стать бесценной сокровищницей древнерусской культуры. Впервые он был украшен живописью в 1481 году. Архиепископ Вассиан сделал щедрое пожертвование – «100 рублев» известнейшим в то время «мастерами-иконникам Денисию да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» на писание образов для нового иконостаса, «иже и написаша чюдно вельми». Вклад этот был сделан в ознаменование бескровной победы русских войск на реке Угре, положившей конец ордынскому игу. К сожалению, иконостас не сохранился до наших дней. В 1653 году по указу патриарха Никона он был заменен новым, еще более грандиозным, и окован серебряным золоченым окладом. Однако одновременно Дионисий со товарищи выполнили ряд фресковых композиций в алтарной части собора и на каменной алтарной преграде. Некоторые из этих фресок сохранились и по сей день. Из 23 полуфигур святых особой легкостью и точностью цветовых соотношений выделяется «Алексей Человек Божий». Среди фресок алтарной части знаменита приписываемая молодому Дионисию композиция «Поклонение волхвов» в бывшем Похвальском приделе. Ее отличает исключительная слитность с архитектурной формой арки, певучая плавность линий, изысканная праздничность колорита, виртуозность живописной техники.

На рубеже XV–XVI веков был написан и ряд икон, входивших некогда в нижний, местный, ряд центрального иконостаса, а позднее перенесенных в пристенные иконостасы. Среди них такие шедевры московской живописи, как «Апокалипсис», «О тебе радуется», «Митрополит Петр в житии», написанные Дионисием и художниками его круга. По-видимому, в 1481 году собор не был расписан полностью, работу закончили лишь в 1515 году. Но и эти фрески не сохранились. В 1642–1643 годах по царскому указу их сбили со стен вместе со штукатуркой, а затем расписали храм вновь, повторив прежние иконографические образцы и расположение сцен. Выполняла стенопись большая артель живописцев, собранных из многих русских городов, а руководили ею царские изографы Иван и Борис Паисеины. Торжественная монументальность и вместе с тем сдержанность колорита этих росписей полностью соответствует величественной архитектуре и парадному назначению здания. Помимо фресковой живописи, интерьер собора украшают многочисленные иконы и предметы прикладного искусства. Часть икон происходит еще из храма 1326 года, другие были написаны для фиоравантиевского здания, третьи привезены сюда в разное время. Особенно много древних памятников попало в Успенский собор при Иване Грозном, свозившем из Новгорода и других крупных художественных центров наиболее чтимые образа. Здесь они призваны были служить наглядным свидетельством объединительной политики, проводимой царем. Так сформировалась уникальная коллекция древнерусской живописи. Древнейший памятник иконописи в этом собрании – икона «Св. Георгий», привезенная, по всей вероятности, из Новгорода. Перед нами образ мужественного и стойкого воина, от которого в то же время веет открытой доброжелательностью. Недаром он напоминает героев былинного эпоса Древней Руси, прекрасных именно сочетанием духовной и телесной красоты.

Две иконы, стоящие у входа в Дмитриевский придел, рассказывают о времени, когда Русь страдала под тяжким ордынским игом и собирала силы для борьбы за освобождение. Первая из них – «Спас Ярое Око» – была написана для древнего Успенского собора в 40–х годах XIV века. Скорбный и суровый образ Христа как бы обращен к совести каждого, ведь бедствия, постигшие тогда родину, люди воспринимали как наказание за собственные раздоры и неурядицы – свидетельствами об этом полны летописи. Рядом икона еще одного покровителя воинов – Дмитрия Солунского. По преданию, в 1197 году она была привезена из греческого города Фессалоник (Солуни) князем Всеволодом Большое Гнездо и стала храмовой иконой возведенного им во Владимире Дмитриевского собора. Оттуда в 1380 году Дмитрий Донской перевез образ в Москву. С того времени Дмитриевский придел Успенского собора сделался своеобразным памятником Куликовской битвы. В 1700 году, как это часто случалось с особо почитаемыми иконами, она была заново переписана царским мастером Кириллом Улановым. Та же участь постигла и «Троицу», написанную еще в середине XIV столетия. Словно из окна в минувшее на нас смотрит удивительно нежный лик ангела, раскрытый реставратором из-под сплошной записи, сделанной на иконе в 1700 году другим царским изографом Тихоном Филатьевым. Неразрывно связан с русской историей и еще один замечательный памятник живописи – знаменитая икона «Богоматерь Владимирская», находящаяся сейчас в Третьяковке. Она была привезена на Русь из Константинополя и уже в середине XII века стала самой почитаемой русской святыней. Именно поэтому в 1395 году, когда Москве грозило нашествие Тамерлана, ее перенесли из Владимира и установили в Успенском соборе Кремля. Позже сделали несколько списков, один из которых занял сегодня место выдающегося памятника. На полях этой иконы, написанной в 1514 году, помещены сцены, повторяющие чеканные изображения на золотом окладе древней иконы (он хранится теперь в Оружейной палате).

Не только памятники живописи свидетельствуют о минувших эпохах. В 1551 году по воле Ивана Грозного было создано царское моленное место, так называемый «Мономахов трон». Это подлинный шедевр русской деревянной резьбы с ее тягой к изощренному узорочью и нарядной декоративности. Барельефы на его стенках иллюстрируют предание о присылке царских регалий – шапки Мономаха и барм – византийским императором киевскому великому князю Владимиру Мономаху, чьим прямым потомком и наследником считал себя Иван IV.

В XVII веке Успенский собор украсили многие произведения прикладного искусства: нарядные медные золоченые светильники-паникадила, деревянное резное моленное место цариц. В 1624 году в юго-западном углу собора был сооружен шатер для хранения церковных реликвий, отлитый из меди мастером Дмитрием Сверчковым. Некогда его решетки были украшены изнутри цветной слюдой, что еще более усиливало декоративный эффект, производимый разнообразием и тонкостью ажурного литья. Многое повидал Успенский собор на своем веку. Пришлось пережить ему и лихие годы Смутного времени, и пожары, к счастью, незначительно повредившие его драгоценное убранство, и разорение во время французского нашествия 1812 года. Немало пострадала живопись и от неумеренного усердия поновителей, стремившихся придать храму «благолепие» к каждой коронации. Нынешний облик Успенского собора – результат многолетнего кропотливого труда советских реставраторов и исследователей, которые помогли увидеть его первозданную красоту, вдохнули новую жизнь в памятник, возраст которого уже более пяти веков.

Сочинение Чудный собор (про Храм Покрова на Нерли)

Россия всегда была и богата достопримечательностями и прекрасными старинными постройками. Архитектура, которой несет в себе столько истории, загадок, и интереса. Множество храмов по всей нашей необъятной Родине отнесены к заповедным архитектурным богатствам, которые необходимо хранить и рассказывать о них следующим поколениям с гордостью и достоинством. Одним из таких храмов является Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли – это шедевр архитектуры, который не может оставить равнодушным кого либо. Кажется, что это песня, которая захотела остаться в камне, для того, чтобы донести до нас всю прелесть и мощь свою. Кажется, что этот камень хранит в себе грусть, красоту природы и созерцания. Размеренно протекающая речка, прекрасные луга, возвышающиеся деревья и будто свеча стоит белоснежный, как ангел расправивший крылья — храм, возвышающийся над всей этой прелестью.

Храм Покрова на Нерли, расположен вдали от селений и шумных дорог, стоит он на берегу прекрасной реки Нерли. Каждый год храм принимает множество людей, желающих увидеть это чудо! Сотни тысяч людей готовы преодолеть не маленький пеший путь ради того, что бы увидеть стены, которые хранят в себе около девяти веков истории.

Сам храм расположен на маленьком холме в низине, на обворожительном лугу. Именно этот храм стал первым, который посвящен празднику Покров Божьей Матери. А построили его люди князя Андрея в 1165 году так, чтобы храм всегда был виден в окна княжеские.

Наверное, это единственный храм, который с первого взгляда кажется таким простым и таким изящным. Его гармоничное слияние с окружающей природой просто впечатляет и не оставляет никого равнодушным.

Несмотря на то, что современному зрителю покажется, что в нем нет ничего особенного, то это совершенно не так! Он отличается от современных построенных храмов. Храм Покрова на Нерли обладает эффектом стройности и высоты, а еле уловимые детали четко подчеркивают ось здания. Стены украшены резными различными фигурами.

Я считаю, что этот храм является одним из рукотворных чудес, которое необходимо беречь и хоть раз в жизни там побывать!

Ладыжениская. 8 класс. Упражнение 102

Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления.