Разработка по литературе для 7 класса : Чингиз Айтматов «Белый пароход»

Сочинение

/

  • Айтматов

Произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя, раскрывающим в своем содержании тему вечного противостояния злу добра.

Главным героем повести писатель представляет маленького киргизского мальчика семилетнего возраста, который в силу сложившихся обстоятельств вынужден существовать не только в реальности, но и в собственном вымышленном мире.

Придуманная мальчиком фантазия в виде сказочных легенд обусловлена несправедливостью реальной действительности, которую ребенок остро ощущает и воспринимает как взрослый человек. В первую очередь, мальчик воспитывается дедом в связи с тем, что его родители давно существуют раздельно в других семьях. Также ребенок наблюдает несправедливое отношение людей по отношению друг к другу в виде унижений, злорадствований, жестокости.

Поскольку в душе каждого человека существует тяга к доброте и справедливости, то в случае их отсутствия в его существования, человек создает доброе и прекрасное в собственной внутренней фантазии, особенно данный факт проявляется в детском возрасте. Именно поэтому в душе ребенка хранятся две сказочные истории, первая из которых услышана мальчиком от дедушки, а вторая – придуманная им самим, поскольку дедова сказка не имеет счастливого конца в виде победы добра над злом.

Героиней легенды, рассказанной дедом, становится мать-олениха, отличающаяся красотой своих рогов, которая спасает киргизский род от вымирания, однако в дальнейшем люди забывают поступок оленихи и начинают охоту на маралов, в связи с чем животные вынуждены покинуть насиженные территории.

В собственной истории мальчика господствуют справедливость и доброта в виде камней, которых ребенок наделяет вымышленными именами и соответствующими характерами (вредные, смелые, любимые).

В сказке мальчика присутствует и его отец, плавающий матросом на белом пароходе, к которому ребенок мечтает добраться, превратившись в рыбу.

Мечта мальчика исполняется, но при этом ребенок встречается с человеческой жестокостью, приводящей к гибели матери-оленихи руками собственного деда, которого принуждают к зверскому убийству животного.

Финал повести остается недосказанным, поскольку на вопрос о причинах несправедливости человеческих поступков ответа писатель не находит, представляя читательской аудитории самостоятельно поразмышлять на тему добра и зла.

Сочинение по произведению 2

Повесть своеобразно раскрывает тему противостояния добра и зла. Хотя, истина очень горька и болезненна, она непременно заставляет задуматься о смысле жизни, толкает человека на принятие правильного выбора. Автор призывает совершать добрые поступки, делать правильные выводы, характеризуя зло в ее самом худшем виде. Зло все разрушает и отвращает. Добро и зло имеют тесную взаимосвязь с восприятием духовного развития. «Белый пароход» это наиболее известное произведение Чингиза Айтматова.

6 стр., 2504 слов

Добро в русской и зарубежной литературе: примеры из книг

... вознеслись в небеса, где обрели вечный покой. В результате зло в обличье Святополка не одержало победу, поскольку бессмертные души невинно убиенных братьев оказались в раю. Добро для спасения ... путь нравственного очищения. Студент Примеры милосердия в русской литературе — герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать ...

Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.

Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.

Главный герой живет на лесном кордоне вместе с дедом. Он не знает своих родителей, так как ни разу их не видел. Но мечтал встретить когда-нибудь своего отца и сказать ему: «Здравствуй отец, это я, твой сын». Он любит деда, так как старик был очень добр к нему.

По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.

В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.

Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло. Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния.

Другие темы: ← По повести Белый пароход↑ Айтматов

`

Белый пароход — Айтматов Чингиз Торекулович

Чингиз Айтматов

Белый пароход

(ПОСЛЕ СКАЗКИ)

I

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь.

В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.

Сначала был куплен портфель. Черный дерматиновый портфель с блестящим металлическим замочком-защелкой, проскальзывающей под скобу. С накладным кармашком для мелочей. Словом, необыкновенный самый обыкновенный школьный портфель. С этого, пожалуй, все и началось.

Дед купил его в заезжей автолавке. Автолавка, объезжая с товарами скотоводов в горах, заглядывала иной раз и к ним на лесной кордон, в Сан-Ташскую падь.

Отсюда, от кордона, по ущельям и склонам поднимался в верховья заповедный горный лес. На кордоне всего три семьи. Но все же время от времени автолавка наведывалась и к лесникам.

5 стр., 2188 слов

Дружба в рассказе Белый пудель, Куприн

... сочинение ** тему «Белый пудель бескорыстная дружба»… В рассказе писателя А.И.Куприна «Белый пудель» изображена бескорыстная дружба и забота о «братьях наших меньших». Белый пудель по ... и мальчик были, по сути, чужими людьми ... генерального штаба. После очередной сдачи экзамена по плану местности, он приходит домой расстроенный ... принципов, жалости и сострадания. Это другой мир, и они не понимают, что ...

Единственный мальчишка на все три двора, он всегда первым замечал автолавку.

  • Едет! — кричал он, подбегая к дверям и окошкам. — Машина-магазин едет!

Колесная дорога пробивалась сюда с побережья Иссык-Куля, все время ущельем, берегом реки, все время по камням и ухабам. Не очень просто было ездить по такой дороге. Дойдя до Караульной горы, она поднималась со дна теснины на откос и оттуда долго спускалась по крутому и голому склону ко дворам лесников. Караульная гора совсем рядом — летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро. И там, на дороге, всегда все видно как на ладони — и пеший, и конный, и, уж конечно, машина.

В тот раз — а это случилось жарким летом — мальчик купался в своей запруде и отсюда увидел, как запылила по откосу машина. Запруда была на краю речной отмели, на галечнике. Ее соорудил дед из камней. Если бы не эта запруда, кто знает, может быть, мальчика давно уже не было бы в живых. И, как говорила бабка, река давно бы уже перемыла его кости и вынесла бы их прямо в Иссык-Куль, и разглядывали бы их там рыбы и всякая водяная тварь. И никто не стал бы его искать и по нем убиваться — потому что нечего лезть в воду и потому что не больно кому он нужен. Пока что этого не случилось. А случись, кто знает, — бабка, может, и вправду не кинулась бы спасать. Еще был бы он ей родным, а то ведь, она говорит, чужой. А чужой — всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи. Чужой… А что, если он не хочет быть чужим? И почему именно он должен считаться чужим? Может быть, не он, а сама бабка чужая?

Но об этом — потом, и о запруде дедовой тоже потом…

Так вот, завидел он тогда автолавку, она спускалась с горы, а за ней по дороге пыль клубилась следом. И так он обрадовался, точно знал, что будет ему куплен портфель. Он тотчас выскочил из воды, быстро натянул на тощие бедра штаны и, сам мокрый еще, посиневший — вода в реке холодная, — побежал по тропе ко двору, чтобы первым возвестить приезд автолавки.

Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны, если не по силам было их перескочить, и нигде не задержался ни на секунду — ни возле высоких трав, ни возле камней, хотя знал, что были они вовсе не простые. Они могли обидеться и даже подставить ножку. «Машина-магазин приехала. Я приду потом», — бросил он на ходу «Лежащему верблюду» — так он назвал рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил мимо, не похлопав своего «Верблюда» по горбу. Хлопал он его по-хозяйски, как дед своего куцехвостого мерина — так, небрежно, походя; ты, мол, обожди, а я отлучусь тут по делу. Был у него валун «Седло» — наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне. Был еще камень «Волк» — очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощным загривком и тяжелым надлобьем. К нему он подбирался ползком и прицеливался. Но самый любимый камень — это «Танк», несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется «Танк» с берега и пойдет, и забурлит река, закипит белыми бурунами. Танки в кино ведь так и ходят: с берега в воду — и пошел… Мальчик редко видел фильмы и потому крепко запоминал виденное. Дед иногда возил внука в кино на совхозную племферму в соседнее урочище за горой. Потому и появился на берегу «Танк», готовый всегда ринуться через реку. Были еще и другие — «вредные» или «добрые» камни, и даже «хитрые» и «глупые».

2 стр., 655 слов

О чем меня заставил задуматься рассказ Прилепина «Белый ...

... с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа - «Белый квадрат ». Это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, ... до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом». ... говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни ...

Среди растений тоже — «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. Колючий бодяк, например, — главный враг. Мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было — бодяк все рос и умножался. А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, — самые умные и веселые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают — что утро, что вечер, им все равно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные… И если сидеть возле них совсем тихо, то кажется, что они, проснувшись, неслышно шепчутся о чем-то. Муравьи — и те это знают. Утром они бегают по вьюнкам, жмурятся на солнышке и слушают, о чем говорят цветы между собой. Может быть, сны рассказывают?

Днем, обычно в полдень, мальчик любил забираться в заросли стеблистых ширалджинов. Ширалджины высокие, цветов на них нет, а пахучие, растут они островками, собираются кучей, не подпуская близко другие травы. Ширалджины — верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное — они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь иди улететь, чтобы никто тебя не нашел и чтобы все потом вздыхали и ахали — исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдем?.. И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во все, чего ты ни захочешь. Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. Надо только уметь узнавать, что изображают облака.

А в ширалджинах тихо, и они не заслоняют небо. Вот такие они, ширалджины, пахнущие горячими соснами…

И еще разные разности знал он о травах. К серебристым ковылям, что росли на пойменном лугу, он относился снисходительно. Они чудаки — ковыли! Ветреные головы. Ид мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут — куда дунет, туда они и клонятся. И кланяются все как один, весь луг, как по команде. А если дождь пойдет или гроза начнется, не знают ковыли, куда им приткнуться. Мечутся, падают, прижимаются к земле. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются. Утихнет гроза, и снова легкомысленные ковыли на ветру — куда ветер, туда и они…

Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать к ней. Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!

Когда мальчик добежал до дому, автолавка уже подъезжала ко двору, сзади домов. Дома на кордоне стояли лицом к реке, надворье переходило в пологий спуск прямо к берегу, а на той стороне реки, сразу от размытого яра, круто восходил лес по горам, так что подъезд к кордону был один — сзади домов. Не добеги мальчик вовремя, никто и не знал бы, что автолавка уже здесь.

2 стр., 614 слов

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (по повести М. Горького «Детство»)

... нелегкую жизнь, в которой было много потерь и поражений. Но она не утрачивает в своей душе веру в светлое, чистое, доброе. В повести ... по суровым законам, которые существенным образом давили на ребенка, мальчик постепенно начинает отвоевывать себе необходимую для развития личности ... слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ...

Мужчин в тот час никого не было, все разошлись еще с утра. Женщины занимались домашними делами. Но тут он пронзительно закричал, подбегая к раскрытым дверям:

— Приехала! Машина-магазин приехала! Женщины всполошились. Кинулись искать припрятанные деньги. И выскочили, обгоняя одна другую. Бабка и та его похвалила:

Популярные сочинения

  • Сочинение про Цветы

    Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!

  • Сочинение по картине Радуга Куинджи

    Красивое природное явление – радуга, не менее таинственное и чарующее. Она всегда бывает после дождя, когда из-за туч появляется солнце и озаряет всё вокруг.

  • Сочинение-описание по картине Оттепель Васильева (4 класс)

    Картина Васильева «Оттепель» написана в 1871 году, но стала известной только через несколько десятков лет, после того, как умер автор картины.

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Тема урока: Ч. Ай

Цели:

1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное

2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями

3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).

Тип:

урок-анализ художественного текста

Метод:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём:

слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой

Оборудование:

интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Ход урока:

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Ай. Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.

ІІІ. Опрос домашнего задания:

1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.

Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)

Моя родина – аил Шекер… С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу…река, вскормившая всё в округе…

2 путь – использование эпиграфа

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:

Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» — «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…

2 стр., 848 слов

Чингиз Торекулович Айтматов. Белый пароход

... того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах. На кордон тем временем приехали люди ... гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол ...

3 путь – высказывание своих мыслей, мнений

:

Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?

Какой смысл таится здесь?

Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…

«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».

Вывод:

Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями?

И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).

4 путь – краткие пересказы содержания повести

Фабула повести:

  1. Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.
  2. Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.
  3. Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.
  4. Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.
  5. Белый пароход – мечта мальчика.

Словарная работа:

Кордон-место малолюдное

Расторопный-елпек, елгезек

Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела

ІҮ.Подробный анализ текста

Проблематика повести

:

  1. Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.
  2. Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
  3. Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества

Ү. Выводы и закрепление:

1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:

Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.

2. Решая философскую проблему, мы говорим:

Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:

Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.

ҮІ. На дом:

анализ повести, чтение других произведений писателя.

ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.

Рецензии на книгу «Белый пароход» Чингиз Айтматов , Белый пароход

Герои повести

Характеристика главных героев:

14 стр., 6664 слов

Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту троеполького из повести ...

... многие вещи. Проблема воздействия природы на человека. , Сочинение ЕГЭ: Осенью лес по-особенному красив. Желтые и красные листья, ... заставить задуматься над важными вопросами. В данном тексте Г. Н. Троепольский поднимает проблему влияния природы на человека. Эта ... Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим еще больше разволновался. -(12)Ну, мальчик, ищи! 13)Бим пошёл! 14) Малым ...

  1. Мальчик — семилетний сирота, наивный, добрый ребенок.
  2. Момун — родной дед мальчика, помощник егеря.
  3. Бабка — жена Момуна, обладающая скверным характером.
  4. Бекей — тетя мальчика и дочь Момуна, несчастна в браке.
  5. Орозкул — муж Бекей, начальник кордона, егерь, властный, злопамятный, резкий.

В 2013 году Министерство образования и науки России опубликовало список из 100 книг, рекомендуемых для чтения школьникам, куда попало и произведение киргизского автора. С тех пор повесть Чингиза Ай читают гораздо чаще, чем в прежние годы.

Краткое содержание

Маленький заповедный кордон состоит всего из трех дворов. Единственный мальчишка в этом месте — семилетний сирота, у которого даже нет имени. Он растет и узнает мир по окружающей природе, с утра до вечера пропадая на улице. Друзьями ребенок воображает вещи, например, «верблюд» — большой камень, наполовину ушедший в землю.

Воспитанием кое-как занимается дед по матери. Момун не обучает ребенка наукам, но рассказывает тому сказку и заботится, как может. Запруда, которая спасает мальчика от бурных речных вод, сделана руками деда.

На кордоне было всего 3 женщины:

  • бабка;
  • тетка Бекей;
  • жена лесника Гульджамал.

Бекей бездетна, поэтому муж Орозкул, когда выпьет, поднимает на нее руку. Орозкул занимает пост начальника, но предпочитает труду разъезды по знакомым. Его тестя Момуна, напротив, звали расторопным за умение успеть с любой работой. Старик ухаживает за скотом и пасекой, всегда приветлив с людьми, но уважения все равно не добился.

Мальчик не помнит своих родителей и ни разу их не видел. Однако он точно знает: его отец служит матросом на белом пароходе, который ходит по Иссык-Кулю. Мама после развода в одиночку переехала в город.

У ребенка есть план:

Дедова сказка

По вечерам Момун рассказывает внуку свою сказку. Давным-давно на берегу реки Энесай поселилось племя киргизов, но пришли враги и убили почти всех. В живых остались двое: мальчик и девочка, которых убийцы взяли с собой. Хан отдал детей Рябой Хромой Старухе, чтобы та избавилась от киргизов. Старуха повела сирот к берегу Энесая, но не успела утопить. Из леса выскочила маралуха и попросила ей отдать ребят. Старую отдала мальчика и девочку оленихе, но предупредила: «Они вырастут и убьют твоих оленят… Они и друг друга не жалеют».

Маралуха привела детей к Иссык-Кулю, они выросли и поженились. Прежняя девочка, а теперь уже женщина, понесла и начала рожать. Роды были очень тяжелыми, муж перепугался и стал просить мать-олениху о помощи.

В ответ на зов издалека послышался звон, из лесу вышла мать-олениха и на рогах своих принесла бешик — колыбель. Звон раздавался от колокольчика, который весел на дужке колыбели. Женщина родила сына. Родители стали звать его Бугубаем — именем маралухи. С этого начался род Бугу.

Много позже умер богатый киргиз. На его могиле установили большие маральи рога. После этого маралы в иссык-кульских лесах жили в страхе. Их истребляли, пока не найти стало ни одного оленя в местных горах. Ушла и мать-олениха, сказав, что никогда больше не вернется.

9 стр., 4410 слов

Дошкільна освіта за кордоном ( )

... його разом з мамою. Данія. Найпоширенішими типами закладів суспільного дошкільного виховання Данії є денні ясла, садки, ясла-садки, ігрові майданчики та цілодобові дошкільні заклади, ... п’ятий працівник датських дошкільних закладів є чоловіком. У Данії знаходиться центр Міжнародної Монтессорі-асоціації. Ізраїль. Дитячі садки в Ізраїлі перебувають на утриманні муніципалітетів, релігійних і жіночих ...

Дальнейшие события

Наступила осень. Орозкул с Момуном тащили по склону два сосновых бревна. Начальник кордона был настолько зол, что хотел избить жену, но возвращаться домой было далеко. Момун увидел маралов и обрадовался до слез, чем еще больше разозлил Орозкула.

Уже у самого кордона мужчины поссорились: дед отпрашивался с работы, чтобы встретить мальчика из школы. Орозкул был против, пару раз огрел старика по голове, но тот все равно бросил в реке бревна и умчался за внуком.

Бекей плакала и ругала отца

Мальчик порывался рассказать деду о маралах, которых видел в лесу, но взрослым было некогда слушать детские восторги. Тогда ребенок вспомнил сказку и стал просить маралуху, чтобы принесла тетке Бекей на рогах колыбель.

На кордон приехали леди за бревнами. Пока вытаскивали лес из реки, Момун ходил за Орузкулом, как преданный пес. Приезжие тоже видели маралов, олени не испугались людей, значит, пришли с заповедных земель.

Вечером мальчик вернулся на кордон и увидел на огне казан, от которого пахло мясом. У костра стоял пьяный Момун, раньше внук никогда деда таким не видел. Орузкул и один неместный сидели у сарая и делили тушу. Поодаль лежала рогатая маралья голова. Мальчик оцепенел. Он хотел сбежать, но не мог сделать и шага. Все стоял и смотрел на голову матери-маралухи.

Скоро накрыли на стол. Мальчика тошнило. Он слышал, как пьяные люди, чавкая, ели оленину. Сайдахмат, лесник, стал рассказывать, что заставил Момуна стрелять в маралуху.

Никто не заметил, как мальчик спустился к бурной речной воде и ступил туда. Он решил стать рыбой, уплыть и никогда не возвращаться на кордон.