Технологическая карта . на лингвистическую тему: «Род имен существительных, являющихся названиями профессий». 6 класс (УМК Л.М.Рыбченкова)

Сочинение

Карта урока.

Русский язык 6 класс (УМК Л.М. Рыбченкова)

Тип: урок открытия нового знания

Цель: развитие умений распознавать принадлежность текста к определенной принадлежности языка, сопоставлять тексты разных стилей речи.

Ход урока

Деятельность учителя, Деятельность учащихся, Исследовательская деятельность

  • Прочитайте фрагмент книги И. Ефремова «Юрта Ворона».

  • О чем он?

  • Найдите в тексте существительные мужского рода, называющие лицо по профессии, роду деятельности, и их парные наименования в женском роде.

  • Вспомните, к какому роду относятся имена существительные, называющие названия профессий.

  • Какую стилистическую окраску имеют названия профессий, употребленные в женском роде?

  • Образуйте от существительных мужского рода существительные женского рода, обозначающие лицо профессии, роду деятельности.

  • Определите стилистическую окраску получившихся существительных.

  • Сделайте вывод об употреблении в русском литературном языке существительных, являющихся названиями профессий.

  • Изучают текст упражнения, отвечают на вопросы, используя знания, полученные на прошлых уроках. Делают вывод, аргументируют свой ответ.

  • Приходят к выводу, что имена существительные, являющиеся названиями профессий в русском литературном языке имеют только мужской род. Свой ответ аргументируют.

    3 стр., 1423 слов

    Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

    ... к личности учителя, Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее ... и В.А. Сухомлинского свою актуальность до наших дней? Тема моей курсовой работы – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский основные положения педагогике, а ...

Практическая работа

1)Тезис – ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании;

2)Доказательства (аргументы) – определение нужного грамматического понятия, примеры из текста, не менее 2-х;

3)Вывод.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.

  • Какую мысль вы будете доказывать? (тезис)

  • Какими примерами вы сможете доказать свой тезис?

  • Сформулируйте вывод. Вы доказали тезис?

  • Опираясь на текст, формулируют свой тезис, приводят аргументы, приходят к выводу.

Примерный текст сочинения-рассуждения:

Тезис: «Названия профессий в русском литературном языке могут употребляться только в мужском роде».

Аргументы: «Такая особенность в русском языке появилась еще в царское время в связи с тем, что у женщине не было профессий и все специальности назывались в мужском роде, для мужчин. И до сих пор мы говорим: врач сделала операцию, или используем уменьшительно-ласкательные суффиксы: курсистка, или приходиться добавлять: женщина-врач».

Вывод: «Имена существительные, являющиеся названиями профессий, также могут обозначать и мужчин и женщин, однако относятся к мужскому роду».

Подведение итогов

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?

  • Какая информация для вас стала полезной?

  • Эти знания пригодятся нам в дальнейшем?

  • Д/з: анализ сочинения-рассуждения

  • Отвечают на вопрос, используя знания, полученные на уроке.