«Обучающее сочинение-рассуждение о богатстве русского языка»
Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
О БОГАТСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Тип урока:
Вид урока:
Форма урока:
Технология:, Возрастная группа:
Цели урока:
Образовательные:
1) совершенствовать умения анализировать готовый текст через понятия тема , основная мысль ;
2) обеспечить понимание типов речи, композиционных особенностей текста-рассуждения.
Развивающие:
1) создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
2) развивать умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
1) развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
2) воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
патриотизм
Методический комментарий.
Ход урока
Первый этап.
I. Индуктор.
1. Слово учителя.
– Каждый из нас обладает несметным богатством, необходимо только правильно пользоваться им, чтобы оценить его в полной мере. Этот дар, это сокровище – наш язык. Что значит любить свой язык? Если бы все в жизни подчинялось логике, наверное, существовала бы формула, объясняющая, из чего состоит такая любовь.
2. Работа в группах. Решение уравнения.
Любовь к родному языку = ? + ?
3. Социализация. Проверка выполненного задания.
Ответственность, грамотность, уважение, знание, увлеченность.
4. Записи в тетрадях.
Дата, тема, рабочие материалы.
II. Деконструкция.
1. Групповая работа.
Повторение сведений о типах речи.
Заполнить пустые ячейки таблицы. Объяснить выбор. Подготовить монологический ответ «Рассуждение как тип речи».
Названия типов речи |
На какой вопрос дается ответ и высказывание |
О чем говорится в высказывании |
Наиболее характерные для типов речи временные отношения |
Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы) |
Описание |
Каковы предмет, человек, природа |
Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод |
||
Повествование |
О событиях и действиях |
Последовательность |
||
Рассуждение |
Разные временные отношения |
2. Социализация. Проверка и обсуждение выполненного задания.
Названия типов речи |
На какой вопрос дается ответ и высказывание |
О чем говорится в высказывании |
Наиболее характерные для типов речи временные отношения |
Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы) |
Описание |
Каковы предмет, человек, природа |
О признаках предмета, человека, природы… |
Одновременность |
Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод |
Повествование |
Что происходит с человеком, предметом, природой |
Последовательность |
Развитие событий, действий |
|
Рассуждение |
Почему предмет, человек, природа таковы |
О причинах признаков, событий, действий |
Разные временные отношения |
Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод |
3. Работа в парах.
тезис, аргументы.
Устно приведите примеры аргументов к следующему тезису «Нужно беречь окружающую среду».
4. Социализация. Представление выполненного задания.
5. Групповая работа по карточкам.
Карточка 1
Задание. Прочитать высказывания о русском языке. Кому принадлежат рассуждения о русском языке? Что объединяет этих людей? Какая общая мысль содержится в их высказываниях? Что показалось особенно интересным, необычным?
Вопросы для работы с высказыванием К. Паустовского.
1) Какие качества русского языка называет писатель?
2) Какую он видит связь между любовью к своей стране и своему языку?
3) К чему призывает автор этих слов?
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Паустовский
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа.
Академик В. В. Виноградов
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. К. Толстой
Карточка 2
Задание. Прочитать высказывания о русском языке. Кому принадлежат рассуждения о русском языке? Что объединяет этих людей? Какая общая мысль содержится в их высказываниях? Что показалось особенно интересным, необычным?
Вопросы для работы с высказыванием К. Паустовского.
1) Какие качества русского языка называет писатель?
2) Какую он видит связь между любовью к своей стране и своему языку?
3) К чему призывает автор этих слов?
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Паустовский
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
…Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, – язык, который сам по себе уже поэт.
Н. В. Гоголь
Карточка 3
Задание. Прочитать высказывания о русском языке. Кому принадлежат рассуждения о русском языке? Что объединяет этих людей? Какая общая мысль содержится в их высказываниях? Что показалось особенно интересным, необычным?
Вопросы для работы с высказыванием К. Паустовского.
1) Какие качества русского языка называет писатель?
2) Какую он видит связь между любовью к своей стране и своему языку?
3) К чему призывает автор этих слов?
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Паустовский
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Д. С. Лихачев
Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.
А. Н. Толстой
Карточка 4
Задание. Прочитать высказывания о русском языке. Кому принадлежат рассуждения о русском языке? Что объединяет этих людей? Какая общая мысль содержится в их высказываниях? Что показалось особенно интересным, необычным?
Вопросы для работы с высказыванием К. Паустовского.
1) Какие качества русского языка называет писатель?
2) Какую он видит связь между любовью к своей стране и своему языку?
3) К чему призывает автор этих слов?
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Паустовский
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое живое целое.
Язык – это жизнь народа.
По К. Д. Ушинскому
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький
6. Социализация. Представление выполненного задания.
7. Групповая работа над названием будущего сочинения.
– Предложите названия сочинения о любви к русскому языку, попробуйте сформулировать заглавия работы в виде цитаты, пользуясь при этом предложенным материалом карточки.
8. Социализация. Представление выполненного задания.
9. Разрыв.
Сопоставление предложенных заглавий с вариантами заглавий учителя.
1. Язык – наше богатство.
2. Волшебный клад.
3. Чудо родного языка.
Темы сочинения можно сформулировать, используя цитаты:
1. «Мощь и величие русского языка» (В. В. Виноградов).
2. «Еще одна тайна» (Н. В. Гоголь).
3. «Язык – душа нации» (А. К. Толстой).
10. Групповая работа над выбором тезиса творческой работы.
11. Социализация. Представление выполненного задания.
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Русский язык – это богатство, переданное нам по наследству…
12. Групповая работа над выбором аргументов к тезису творческой работы.
Подобрать аргументы, пользуясь словами мудрых людей (карточки).
13. Социализация. Представление выполненного задания.
14. Разрыв.
Сопоставление предложенных аргументов с вариантами аргументов учителя.
- Язык отражает историю народа.
- Основное богатство нашего языка – лексика.
- Наш язык необычайно меткий.
- Русский язык входит в состав семи мировых языков.
- Наш язык – это тайна.
15.
Групповая работа над иллюстрацией аргументов и заключительной частью работы.
16. Промежуточная рефлексия.
- Достаточно ли предварительной подготовки к написанию творческой работы?
- Какими интересными мыслями вы могли бы поделиться с одноклассниками?
Второй этап.
III. Реконструкция.
1. Индивидуальная работа.
Создание чернового варианта работы.
2. Разрыв. Слово учителя.
Н. В. Гоголь писал: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания…» Тургенев по этому поводу однажды шутливо заметил: «Коли Пушкины и Гоголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам Бог велел». И. С. Тургенев, кстати, некоторые свои произведения переписывал до десяти раз.
3. Работа в парах над редактированием и корректировкой творческой работы.
- Проверьте сочинение соседа по парте. Любую неточность, на ваш взгляд, подчеркните простым карандашом, исправьте ошибки.
Попробуйте по-иному взглянуть на свою работу после проверки работы товарища по парте. Прочитайте ее вместе, комментируя каждое слово, вызвавшее вопрос.
При необходимости воспользуйтесь предложенным планом:
- Удачна ли вступительная часть, в чем ее достоинства и недостатки?
- Есть ли связующие элементы между частями сочинения?
- Насколько аргументирован тезис?
- Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?
- Логична ли финальная часть? В чем ее достоинства и недостатки?
- Интересна ли ваша работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для нее языковые средства выразительности.
- Нет ли в сочинении отступления от темы?
4.
Афиширование.
5. Итоговая рефлексия.
- Возникло ли желание переделать работу, построить сочинение по-другому?
- В начале урока мы пытались решить уравнение: «Любовь к родному языку = ? + ?». Сколько неизвестных в нашем уравнении? Появились ли у вас новые предложения по решению этой задачи?
Письменно записать уравнение на ватмане:
Любовь к родному языку = ? + ?
(Фиксируются все примеры.)
Домашнее задание., Вариант творческой работы., Приложение для учителя., Карточки 1–4, цитата 1., Карточка 1, цитата 3.
«Словарь русского языка» (под ред. С. И. Ожегова) – 57 тыс. слов.
4-томный словарь (под ред. Д. Н. Ушакова) – 85 тыс. слов.
17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.
«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В. И. Далем) – 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.
пивень, бучило, онучи;
Карточка 3, цитата 3.
Для подтверждения мысли о меткости русского языка подберите пословицы и поговорки. (Можно о языке: Язык до Киева доведет. Без языка и колокол нем. Владеющий речью владеет людьми. Сердечное слово до сердца доходит. У мысли нет дна, у слова нет предела. Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. )