Открытый урок в 6 классе «Роль числительных в речи»( -рассуждение). план-конспект по русскому языку (6 класс)

Сочинение

Урок в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой (углубленное изучение), Тема: Роль числительных в речи(сочинение-рассуждение), Тип : урок развития речи

Цели: выяснить роль числительных в речи, понимать важную роль этой части речи в текстах, определять роль числительных в тексте, понимать значение слова «мечтать», важность мечты в жизни человека.

На дворе весна – прекрасное время года. Через четыре недели наступит третий месяц весны – май, который завершит 2014-2015 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул пройдут как один день. И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся 7 класса первого сентября соберётесь в своём двадцать втором кабинете. Это я немножко помечтала. Ребят, а люди должны мечтать? Конечно, без мечты жить будет очень скучно и сложно. Сегодня шестое апреля две тысячи пятнадцатого года. Первый день недели. Каникулы наступят через сорок восемь дней. Третий урок русского языка. Скажите, вы уже догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

  • Ребят, а если мы уберём все числительные из текста?

На дворе весна – прекрасное время года. Через недели наступит месяц весны – май, который завершит учебный год. Прекрасные месяцы летних каникул пройдут. И вы, подросшие и поправившиеся, на правах учащихся класса в сентябре соберётесь в своём кабинете. Сегодня день недели. Каникулы. Урок русского языка.

Тема урока – роль числительных в речи., Какова цель нашего урока?

Да, ребят, но урок наш сегодня – урок развития речи. Это значит, что мы будем писать сочинение- сочинение на лингвистическую тему и будем мы это делать так, как это делают на экзамене ученики 9 класса. В этом году мы уже с вами писали такое сочинение, кто помнит тему этого сочинения?(Роль прилагательных в речи) Было ли сложно?

  • Какого типа будет это сочинение? Какова структура?

— Как будет звучать тезис ?(роль числительных в речи велика, важна или без числительных в речи обойтись нельзя) Как подойти к тезису? (вспомнить параграф д.з.)

Для аргументации я предлагаю вам текст Владимира Железникова «Вожак». Чтение текста учителем.

(1) — Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.

3 стр., 1197 слов

Урок развития связной речи. Подготовка к контрольному сочинению ...

... (тезис). II. Доказательства: а)… б)… в)… III. Вывод. Темы сочинений Что такое счастье? Любовь к матери — святейшее человеческое чувство. ... в человеке? Как я отношусь к людям, не похожим на меня Истинная красота человека Варианты вступления Любить свою семью, ... сердца. Самый счастливый человек тот, кто делает счастливыми наибольшее На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные ...

(2)— Скучно, — сказала девочка.(3) — Мы там недавно были.

(4) — Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.

(5)— Жарко, — ответила девочка. (6)— Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7) Они сидели поджав ноги.(8) Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи.(9) А девочка — лицом. (10)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы.(11) Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.

(12) — Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я, приблизившись к ним.

(13)Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:

(14)— Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно.(15) Очень скучно…

(16) — А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.

(17) — Да, тяжёло.

(18)Они вздохнули. (19)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

(20)— А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.(21) Только обязательно.

(22) — Интересно.(23) А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.

(24)— Ну кто?(25) Кто-нибудь из вас троих.

(26)— Нас не трое, — сказал второй мальчик. (27)— Нас четверо.(28) Сейчас ещё Димка придёт.

(29)— Димка у нас странный, — сказала девочка.

(30) — Чем же он у вас странный?

(31)Она засмеялась:

(32)— Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

(33)— А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик.(34) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль, чудак.

(35) — А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (36)Иду я. (37)Тихо.(38) И вдруг слышу: (39)«Молчишь, не отвечаешь?(40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43)Смотрю — никого. (44)Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?»(46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

(47)— С морем? — удивился я.

(48) — Ну да.(49) Оно ведь живое.

(50) И в это время появился сам Димка.(51) Он летел стрелой.(52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.

(53)Ребята повернулись в его сторону.

(54)— Я видел, я видел гремучую змею! — сказал Димка.(55) — Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств.(57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58)И я примчался за вами.

(59)Мальчишки тут же вскочили.

(60)— А она нас не укусит? — спросила девочка.

(61)— Трусиха! — сказал первый мальчик.

(62)— Девчонка! — поддержал его второй. (63)— Пошли, Димка, без неё.

(64) — Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: (65)— Эта змея обыкновенный уж.(66) Про гремучую я придумал для интереса.(67) И убивать мы её не будем.(68) Ужи — безвредные змеи.

16 стр., 7886 слов

Рассказ о себе Ниже вы найдете сочинения для девочки и мальчика

... что это начало большой биографии большого человека. Рассказ О себе Меня зовут Белова Анжелика. Взрослые называют меня ... родить детей и жить долго и счастливо. Сочинение для мальчика На свете нет ни одного человека, ... детей. Девочек. И собаку заведем. И дом построим! Вот такие мои планы и мысли. Кратко о себе… ... каникулы – это сказка! Так, что ещё сказать? Люблю крупы. Их легко варить, они полезны. Мама ...

(69)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71)Он научит их всех ____________ .

  • Ребята, какое слово пропущено в тексте?(мечтать)

Важно уметь мечтать о многом, хорошем. Есть очень хорошая фраза: «Умеющие мечтать, в отличие от тех, кто мечтать не умеет, получают желаемое». Вот таким мечтателем был Димка.

Как эту мысль помогают понять нам числительные, которые автор использует в тексте?

Собирательное числительное обозначает несколько предметов как одно целое. В данном тексте автор использует числительное «четверо», чтобы показать дружбу ребят — они единое целое.

Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при счёте. Автор в тексте использует числительные «первый», «второй» (пр.1,4 и др.), называя мальчиков. Употребляя числительные « первый» и «второй», автор разграничивает речь этих ребят. Давая имя только Диме, автор подчёркивает, что именно он вожак.

Делая вывод, мы должны обобщить.

Следовательно, используя в речи числительные, человек считает предметы, устанавливает порядок предметов при счёте. Без числительных обойтись невозможно.

Ребята работают до конца второго урока самостоятельно.