Урок русского языка в 8классе « — репортаж по картине»

Сочинение

Сочинение- репортаж по картине, С.В. Герасимова

Сочинение репортаж по картине 1

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы Ситдикова Э.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reportaj-otkryitie-tserkvi/

Цели урока

1) подготовить учащих­ся к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры, изображенном на картине;

2) закрепить знания о жанре публицистики — репортаже ;

3) актуа­лизировать и обогатить лексику учащих­ся словами на тему «Памятник культу­ры»;

4) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащих­ся: на основе изображения храма По­крова на Нерли дать представление о духовном и эстетическом идеале древ­нерусского искусства;

  • Культуроведческий фон (обо­рудование урока): репродукция карти­ны СВ . Герасимова « Церковь Покро­ва на Нерли»;
  • коло­кольный звон (грампластинка: «Ростов­ские звоны». М., Мелодия, 1985).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

  • Цель нашего урока — подготовить­ся к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле — о церкви Покрова на Нерли, что под Владимиром.

(Звучит песнопение «Слава земле Русской». На его фоне учитель продолжает свой рассказ.)

Художник и историк искусства И. Э. Грабарь, повидавший лучшие архитек­турные памятники Европы, признавал: «…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

Итак, сегодня вы можете попробовать свои силы в жанре репортажа и познакомиться с особенностями работы журналиста-репортера. С этой целью мы с вами отправимся к жемчужине архитек­туры Владимиро-Суздальской Руси. Поможет нам в этом картина С. Герасимо­ва «Церковь Покрова на Нерли» (1953).

Рассказ о художнике., Беседа по картине.

Нравится вам картина? (Очень нравится. Хочется попасть в удивитель­ное место, изображенное на картине, по­бегать по лугу, подышать воздухом, по­стоять у храма. В картине столько воз­духа, света, простора! Яркие, сочные краски радуют глаз: зеленые, голубые, желтые, золотистые.)

— Расскажите, что вы видите на хол­сте. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней. (Большую часть картины зани­мает лазурное небо. На его фоне, в цен­тре композиции, ослепительно белый храм. По небу Рассказ о художнике  1 рассеяны золотисто-розо­вые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, — столетние деревья. Рассказ о художнике  2

7 стр., 3467 слов

Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления ...

... и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных. Новый этап в истории жанра анималистики ... набросках. Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины. П.П.Соколова, в живописных ...

Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой Рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана — лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в крас­ой юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, ско­рее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.)

(Красота хра­ма и окружающей природы вызывает добрые, светлые чувства, умиротворе­ние.)

у-мир-о-твор-е-ние.

умиротворение.

— Какие художественные средства использует автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Как ему удается придать картине праздничное настрое­ние? (Главное в картине — компози­ция. Самое значительное место занимает храм. Он четко выделяется на фоне изумрудной зелени травы, синевы реки и голубизны неба. И где бы мы ни вста­ли, далеко или близко от картины, преж­де всего видим белый храм. «Вот что является главным!» — как бы говорит нам художник. Далее наш взгляд оста­навливается на фигурках матери и ре­бенка, затем устремляется к небу, кото­рое занимает большую часть полотна. Мирное небо, беззаботное детство, веч­ная красота — вот три элемента компо­зиции, дающие представление о замыс­ле художника.)

(Краски яр­кие, сочные. На изумрудной зелени луга рассыпались ярко-желтые одуванчики.)

Скорее всего не случайно. Наверное, в это время года храм особенно красив.)

— Да, весной можно наблюдать чу­десную картину: Клязьма и Нерль раз­ливаются, вода затопляет луговую пой­му и в этой воде отражаются и вековые деревья, и храм. Но мне, ребята, кажет­ся, что в этом заложен более глубокий смысл: есть какая-то связь между фи­гуркой ребенка, его матерью, весной и храмом. Давайте порассуждаем. Что символизируют весна, храм, мать, ма­лыш? (Весна — вечное обновление жизни. Храм — вечную красоту, память о прошлом. Мать — добро, благополу­чие, продолжение жизни. Девочка — продолжение рода человеческого, его будущее.)

— А все вместе символизирует жизнь. По-видимому, именно весенняя приро­да позволяет художнику ярко выразить свое мироощущение: жизнь будет про­должаться, обновляться до тех пор, пока мы будем понимать и ценить красоту, бережно хранить память о прошлом, любить и знать свой народ, его историю.

9 стр., 4321 слов

По картине «Церковь Покрова на Нерли»

... «Храм Покрова на Нерли». На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется ... Григорьевны Назаренко. «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение) Вариант 1 Церковь ... храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви. На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на ...

— Итак, композиция позволяет худож­нику выразить свой замысел. Но мы знаем, что настроение передается и ли­ниями рисунка, и узором красочных пятен. Вы верно отметили контрастное сочетание зеленого, голубого, желтого, белого, которое придает картине праздничное звучание, выражает преклонение художника перед вечной красотой ис­кусства и восторг перед вновь возро­дившейся, всегда молодой природой. Расскажите о линиях картины. (Линии картины плавные, полукруглые и вол­нистые. Угловатых, изломанных, кото­рые могут вызвать тревогу, нет.)

— Обратите внимание на то, как с по­мощью линий автор выражает мысль о гармоничном слиянии окружающей при­роды и храма. В плавных линиях силу­эта, в согласованности его отдельных частей и форм словно воплотились мяг­кие очертания отлогих холмов, озера, окаймленного волнистой лентой берегов.

Такая гармония во всем создает в нас чувство умиротворенности.

Словарно-стилистическая работа.

1) подобрать синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм (цер­ковь , шедевр, гениальное творение древ­них зодчих, животворящая святыня, древнее здание (сооружение), чудесная постройка, чудо, поэма в камне, жемчу­жина архитектуры, строение);

2) подобрать эпитеты к слову храм (белопенный , фантастический, белокаменный, ослепительно белый, изумительный, взлетающий, необычайно легкий, величавый, невесомый, изящный, чарующий, изысканный, гармоничный, устремленный ввысь, неповторимый);

3) подобрать эпитеты к словам облака (белоснежные , ярко-белые, затененные, золотистые, розовые), воздух (пьянящий, бодрящий), вода (синяя, лиловато-холодная), зелень (изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная), одуванчики (ярко-желтые, трогательные, спутники весны), деревья (столетние, вековые), небо (голубое, лазурное, ослепительно голубое, ясное, мирное);

  • (с каменным цветком, облаком, парусом, свечой, маяком);
  • теплеет, все стихло, замерло, слег подул ветерок;

Работа над репортажем.

  • О каких событиях обычно рассказывается в репортаже? (О каком-то значимом государственном событии, празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей;
  • об исторических местах, знаменитых людях и т. д.)

(В устной и письменной.)

(Журналист-репортер.)

— Постарайтесь вспомнить репорта­жи переданные в прямом эфире. Все­гда ли журналист, ведущий репортаж по телевидению, является участником события? (Нет, не всегда. Если журна­лист рассказывает о каком-то значимом государственном событии, то его появ­ление в кадре не предусмотрено, так как он является наблюдателем, комментато­ром, а не участником. Если же это спе­циально организованная передача об ис­торических местах, знаменитых людях, к которым телевидение «приходит» до­мой, то тогда репортер может стать од­ним из действующих лиц.)

— Каковы задачи журналиста, созда­ющего репортаж? (Он должен воссоз­дать картину того , о чем идет речь, под­робно, выразительно, живо рассказать о происходящем. Задача автора состо­ит в том, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выраже­ние личного отношения к происходя­щему.)

9 стр., 4013 слов

Презентация : –репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь ...

... мысли. Вариант 2 Две картины — картина С. В. Герасимова «Цер­ковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной те­ме — изображению здания Храма на Нерли. ... «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение) Вариант 1 ... на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин. Церковь Покрова на Нерли представлена на ...

Таким образом, репортаж — это жанр, подразумевающий личностное от­ношение к происходящему, поэтому еди­ных, обязательных для всех случаев правил его построения нет. Однако есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой долж­на быть вступительная часть? (Главное сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание мес­та действия , погодных условий и др.)

  • Как бы вы начали репортаж о цер­кви Покрова на Нерли? (День чудес­ный,.. Прохладное утро… Мы у нашей национальной святыни…;
  • Владимирская область. Боголюбово. Три часа дня. Давайте совершим прогулку к жемчужине Древней Руси .)

— Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? (Так как ре портаж — рассказ о событии, то ведущим типом речи чаще всего является по вествование. Но тема нашего репортажа — знакомство с архитектурным памятником, поэтому значительное место в те ксте будет занимать описание места, предмета, состояния окружающей среды.)

находим­ся, спускаемся , проходим, видим, наблю­даем, любуемся, знакомимся.

  • Какую мысль вы будете утверж­дать в своем репортаже вслед за авто­ром картины? (Восхищение гармонич­ным слиянием скромной красоты при­роды с изысканной простотой храма Покрова на Нерли.)

— Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описы­ваемому храму и окружающей его при­роде? (Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицатель­ные по интонации предложения, обра­щения, вводные слова и предложения.)

  • Чем обычно завершается репор­таж? (В конце репортажа содержится оценка события или явления, вывод, к которому автор желает привести свое­го читателя.)
  • Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и не­достатки написанного.

Пример сочинения-репортажа.

Смотрите внимательно — сейчас вас ох­ватит то состояние души, которое возника­ет только от одного словосочетания «рус­ское поле». Редко кто здесь не испытывает душевного порыва, ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и кончая понятием Русь, Россия. Мы умышленно привели вас на противо­положную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение… Вот оно — чудо!

Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотри­тесь в голубое небо и белоснежные обла­ка… Кажется, будто белопенное здание плы­вет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод.

Здесь необыкновенно хорошо! «Ле-по-та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны — одуванчики.

Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком-то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не созда­но руками человека. При виде древних стен, изысканных в сво­ей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается вол­нение, радость, вера в прекрасное — то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо.

11 стр., 5406 слов

Сочинение в жанре репортажа 8 класс разумовская

... сочинение в жанре репортажа о церкви Покрова на Нерли, изображенной на картине С.В. Герасимова. Слайд 17Описание слайда: Класс под редакцией М.М. Разумовской, ... противоположную сторону реки. Именно ... автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 ... Покрова на Нерли. Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком – то другом месте. Кажется, ...

На лугу беззаботно играет маленькая де­вочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребе­нок с детства приобщается к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись по­нимать и ценить красоту, девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство уже своим детям. Вот на противоположном берегу появи­лась группа людей. Для них, видимо, важ­но рассмотреть архитектурные детали хра­ма. С этой целью мы отправимся к древним стенам в следующий раз. Сегодня нам важ­но было рассказать об идеально гармонич­ном слиянии красоты природы с гениаль­ным творением древних зодчих. В этой гар­монии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление на­ших предков о прекрасном.

Пора возвращаться. Но как-то грустно расставаться с этой красотой, с удивитель­ным ощущением умиротворенности. Красо­та искусства и природы питает и воспиты­вает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!»

Работа с текстом сочинения.

— Рассмотрим вступительную часть. Какие недостатки вы можете отметить? (Эта часть неоправданно затянута. Мно­го лишнего, не имеющего отношения к художественному миру картины. Напри­мер, полотно не предполагает рассужде­ния по поводу дороги от города Влади­мира до поселка Боголюбово. Мысли, связанные с описанием луга, поля, лучше перенести в основную част ь репортажа.) — Отредактируйте вступление с уче­том замечаний. (Мы находимся на древ­ней Владимирской земле, в поселке Бо­голюбово. Приглашаем полюбоваться жемчужиной Древней Руси — одиноко белеющим в пойме реки Нерль храмом Покрова.

Отправимся по луговому раздолью на противоположную сторону реки, подни­мемся на холм. Именно отсюда откры­вается сказочная панорама.)

(Использование глаголов в форме настоя­щего времени.)

(Односоставные предложения с главным членом — сказуемым.)

— Переделайте вступление, используя безглагольные конструкции, неполные предложения. (Древняя Владимирская земля. Поселок Боголюбово. Приглашаем полюбоваться жемчужиной Древней Руси, одиноко белеющим в пойма реки Нерль храмом Покрова. Наш пути — на холм противоположной стороны реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама.)

— Какова основная мысль репортажа? Удалось ли автору сформулировать ее? (Автору удалось сформулировать основную мысль: в гармонии храма с окружающим пейзажем, в его изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном.)

(Мы постоянна чувствуем авторское «я», что и является отличительной чертой репортажа.)

  • Какие изобразительные средства использует автор, чтобы придать зарисовке живость, образность? (Эпитеты: белоснежные облака, белопенное здание, зыбкое отражение, чудесный пьянящий воздух, на изумрудной зелени и др.;
  • сравнение: словно свеча; сопоставитель­ные конструкции: кажется, будто бе­лопенное здание плывет…, взлетает… ;
  • олицетворения: храм вырастает, тя­нется к небу;
  • все дышит миром и спо­койствием. )

— При помощи каких языковых средств достигается эмоциональность изображаемого? (Для выражения эмо­ций автор использует оценочную лек­сику: необыкновенно хорошо, поража­ет гармония, просто невозможно пред­ставить, душа просветляется, это за­мечательно, очень хочется верить. )

16 стр., 7690 слов

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...

... происшествии….». Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод ... в то же время не заслоняют собой главных событий. Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально ...

Всмотритесь в голубое небо…

(Обращение, риторические вопросы, диа­лог с героями картины.)

  • Считаете ли вы удачной концовку репортажа? (Да, концовку можно на­звать удачной, так как автор приводит читателя к выводу о необходимости бе­режного отношения к памятникам ар­хитектуры.)

Задание на дом.