Репортаж-описание
Урок 33
Цели: познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем; воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить учащихся слушать друг друга.
Предметные
Уметь определять признаки репортажа; сходство и различие репортажа и информационной заметки
Метапредметные
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль коррекция оценка действия партнёра) умение убеждать
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления процессы связи и отношения выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания
Личностные
Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, Планируемые результаты УУД, Мотивация к деятельности
Цель этапа:
в деятельность.
3 мин
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Внимание! Я веду репортаж с урока русского языка в 8 классе.
В классе необычная тишина.
Итак, урок начинается…
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Цель этапа:
4 мин
Назовите тему предыдущего урока.
А как же строится репортаж?
- Какие композиционные части можно выделить в предложенных вам репортажах?
- Начало (зачин)
- Центральная часть – рассказ о событии.
- Краткий вывод, оценка события (концовка).
Послушайте фрагмент репортажа:
С. Герасимов вошел в историю русского изобразительного искусства как мастер жанровой картины. Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского человека. Большую часть картины занимает лазурное небо. На его фоне, в центре композиции, ослепительно белый храм. По небу рассеяны золотисто-розовые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, — столетние деревья. Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой Рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана — лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в красой юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, скорее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.
Урок русского языка в 8классе « — репортаж по картине»
... урока Вступительное слово учителя. Цель нашего урока — подготовиться к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле — о церкви ... ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, скорее ...
Какой тип речи преобладает в репортаже?
Записывают слова, комментируют
Проверка, оценивание
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа:
2 мин
Судя по началу нашего урока и записям на доске, вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке? (называется тема, определяются цели).
Определяют тему и цель и задачи урока, Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог., Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
5 мин
Текст №1
Радуга игрушек
Восточный зал художественного музея расцвёл всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной.
В центре большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки».
На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии.
40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки.
Текст №2
- Владимир Юрьевич, в каких фильмах Вы снимались?
- «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «приключения Тома Сойера».
- Пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни?
— Да. Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.
Учащиеся приходят к выводу, что первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельно сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни. Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.
Творческий проект: определение, цели, задачи, этапы
... результата проекта. Технологический Это этап рабочего процесса. Что надо делать на этом этапе: действовать согласно составленной программе; при необходимости по ходу работы над творческим проектом ... творческого проекта Общие требования к оформлению Текст проекта ... проекта следует задаться вопросом: «Что необходимо сделать для достижения цели?» При оформлении проекта эти задачи описывают такими ...
Текст №3
Русский музей с парадного подъезда
Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решётки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвящённое 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.
Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображённый подвальный вестибюль, новый кассовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изданий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображённым и похорошевшим.
(С.Алёхин)
Текст №4
Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорили в старину, — то час пути от Владимира, если конные — считанные минуты. Современные люди выбирают автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир — Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово.
Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака… Кажется, будто белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод.
Здесь необыкновенно хорошо! «Ле-по-та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны — одуванчики.
Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком-то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками человека. При виде древних стен, изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное — то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо.
Сегодня нам важно было рассказать об идеально гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном.
Пора возвращаться. Но как-то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!»
Физминутка
Работа в парах
Отвечают на вопросы
Планирование, прогнозирование (Р),
Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели…» В.Г. Белинский
... приемы и способы для осуществления деятельности, действие, то есть сам процесс реализации цели, и результат – конечный итог. Сама наша жизнь – это череда целей, которых мы достигаем, с помощью который ... тем, что она целесообразна, а значит без цели и, соответственно, без мотива, интереса, она не будет осуществляться. Рассмотрим ее структуру. Деятельность складывается из таких элементов, как мотив, ...
Первичное закрепление
Цель этапа
8 мин
Аналитическая беседа
-
Докажите, что третий и четвертый текст – репортаж.
-
Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих текст. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)
-
Определите вид и время глаголов. (Четыре глагола несовершенного вида настоящего времени и один глагол будущего времени)
-
Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? Какие действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события)
-
Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость)
-
Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении)
-
Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа
Выполняют упражнение в парах
Отвечают на вопрос
Выполняют задание
Самооценка
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа
Цель этапа:
7 мин
Сегодня мы будем с вами писать репортаж-описание на тему «Мы в школьном музее»
Самостоятельно (в парах)
Проверка, оценивание
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа:
10 мин
Домашнее задание
2 мин
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
5 стр., 2002 словПравовые базы данных в юридической деятельности, их цели и задачи
... документов. Цель работы - раскрыть сущность вопрос связанного с базами данных в юридической деятельности, общеправовые базы данных. 1. Базы данных в юридической деятельности. Основные понятия Справочно-правовые системы предназначены для управления различными информационными и справочными массивами, в число которых входят и базы данных. ...
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Написать сочинение в жанре репортажа о любом архитектурном памятнике, Подведение итогов. Самооценка., Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)