Урок русского языка в 8 классе «Репортаж-описание»

Сочинение

Репортаж-описание

Урок 33

Цели: познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем; воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить учащихся слушать друг друга.

Предметные

Уметь определять признаки репортажа; сходство и различие репортажа и информационной заметки

Метапредметные

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль коррекция оценка действия партнёра) умение убеждать

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления процессы связи и отношения выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания

Личностные

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, Планируемые результаты УУД, Мотивация к деятельности

Цель этапа:

в деятельность.

3 мин

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

В классе необычная тишина.

Итак, урок начинается…

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа:

4 мин

Назовите тему предыдущего урока.

А как же строится репортаж?

  • Какие композиционные части можно выделить в предложенных вам репортажах?
  • Начало (зачин)
  • Центральная часть – рассказ о событии.
  • Краткий вывод, оценка события (концовка).

Послушайте фрагмент репортажа:

С. Герасимов вошел в историю русского изобразительного искусства как мастер жанровой картины. Во мно­гих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в вели­чавых и гармоничных формах древне­го храма отразился характер русского человека. Большую часть картины зани­мает лазурное небо. На его фоне, в цен­тре композиции, ослепительно белый храм. По небу рассеяны золотисто-розо­вые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, — столетние деревья. Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой Рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана — лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в крас­ой юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, ско­рее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.

5 стр., 2153 слов

Урок русского языка в 8классе « — репортаж по картине»

... урока Вступительное слово учителя. Цель нашего урока — подготовить­ся к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле — о церкви ... ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, ско­рее ...

Какой тип речи преобладает в репортаже?

Записывают слова, комментируют

Проверка, оценивание

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа:

2 мин

Судя по началу нашего урока и записям на доске, вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке? (называется тема, определяются цели).

Определяют тему и цель и задачи урока, Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог., Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

5 мин

Текст №1

Радуга игрушек

Восточный зал художественного музея расцвёл всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной.

В центре большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки».

На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии.

40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки.

Текст №2

  • Владимир Юрьевич, в каких фильмах Вы снимались?
  • «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «приключения Тома Сойера».
  • Пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни?

— Да. Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.

Учащиеся приходят к выводу, что первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельно сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни. Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

3 стр., 1249 слов

Творческий проект: определение, цели, задачи, этапы

... результата проекта. Технологический Это этап рабочего процесса. Что надо делать на этом этапе: действовать согласно составленной программе; при необходимости по ходу работы над творческим проектом ... творческого проекта Общие требования к оформлению Текст проекта ... проекта следует задаться вопросом: «Что необходимо сделать для достижения цели?» При оформлении проекта эти задачи описывают такими ...

Текст №3

Русский музей с парадного подъезда

Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решётки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвящённое 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.

Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображённый подвальный вестибюль, новый кассовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изданий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображённым и похорошевшим.

(С.Алёхин)

Текст №4

Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панора­мой одиноко белеющего в нерлинской пой­ме храма Покрова на Нерли. Если вы пе­шие, как говорили в старину, — то час пути от Владимира, если конные — считанные минуты. Современные люди выбирают ав­томобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир — Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголю­бово.

Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотри­тесь в голубое небо и белоснежные обла­ка… Кажется, будто белопенное здание плы­вет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод.

Здесь необыкновенно хорошо! «Ле-по-та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны — одуванчики.

Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком-то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не созда­но руками человека. При виде древних стен, изысканных в сво­ей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается вол­нение, радость, вера в прекрасное — то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо.

Сегодня нам важ­но было рассказать об идеально гармонич­ном слиянии красоты природы с гениаль­ным творением древних зодчих. В этой гар­монии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление на­ших предков о прекрасном.

Пора возвращаться. Но как-то грустно расставаться с этой красотой, с удивитель­ным ощущением умиротворенности. Красо­та искусства и природы питает и воспиты­вает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!»

Физминутка

Работа в парах

Отвечают на вопросы

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

1 стр., 426 слов

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели…» В.Г. Белинский

... приемы и способы для осуществления деятельности, действие, то есть сам процесс реализации цели, и результат – конечный итог. Сама наша жизнь – это череда целей, которых мы достигаем, с помощью который ... тем, что она целесообразна, а значит без цели и, соответственно, без мотива, интереса, она не будет осуществляться. Рассмотрим ее структуру. Деятельность складывается из таких элементов, как мотив, ...

Первичное закрепление

Цель этапа

8 мин

Аналитическая беседа

  • Докажите, что третий и четвертый текст – репортаж.

  • Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих текст. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)

  • Определите вид и время глаголов. (Четыре глагола несовершенного вида настоящего времени и один глагол будущего времени)

  • Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? Какие действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события)

  • Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость)

  • Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении)

  • Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа

Выполняют упражнение в парах

Отвечают на вопрос

Выполняют задание

Самооценка

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа

Цель этапа:

учебной деятельности

7 мин

Сегодня мы будем с вами писать репортаж-описание на тему «Мы в школьном музее»

Самостоятельно (в парах)

Проверка, оценивание

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа:

10 мин

Домашнее задание

2 мин

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

    5 стр., 2002 слов

    Правовые базы данных в юридической деятельности, их цели и задачи

    ... документов. Цель работы - раскрыть сущность вопрос связанного с базами данных в юридической деятельности, общеправовые базы данных. 1. Базы данных в юридической деятельности. Основные понятия Справочно-правовые системы предназначены для управления различными информационными и справочными массивами, в число которых входят и базы данных. ...

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Написать сочинение в жанре репортажа о любом архитектурном памятнике, Подведение итогов. Самооценка., Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)