Сочинение рассуждение отойдя недалеко анна васильевна

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области, Жуковой Влады Леонидовны

Обучение сочинению-рассуждению — процесс длительный и кропотливый, а для того, чтобы

у ребят появилось желание писать качественные и обдуманные сочинения, необходимо

сделать так, чтобы эта работа стала для них интересным и увлекательным занятием, а не

скучным и утомительным трудом.

Предлагаю своим коллегам использовать один из таких способов.

Работу над сочинением-рассуждением можно планировать на основе небольших

художественных текстов (например, рассказов).

Таких текстов (рассказов) может быть много (на усмотрение самого учителя).

Расскажу, как я готовлю своих учеников к написанию сочинения по одному из текстов.

В данном случае мы будем говорить об известном рассказе Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Действие 1.

Внимательно прочитать рассказ. Определить примерные проблемы данного рассказа.

(Вместе с детьми мы определяем следующие проблемы, с которыми и будем впоследствии

работать).

1) Проблема взаимоотношения учителя и ученика;

2) Проблема отношения человека к природе;

  • Действие 2.

Учащиеся читают текст рассказа во второй раз (теперь уже самостоятельно) и

подчеркивают в тексте ключевые слова и фразы по интересующим нас проблемам.

Затем проверяем написанное. Учащиеся зачитывают вслух свои варианты, вместе с

ребятами составляем рабочие материалы.

По проблеме взаимоотношений учителя и ученика можно взять из текста следующие

предложения:

1) «Ты опять опоздал, Савушкин? – Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее

вопрос прозвучал почти жалобно.»

2) Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:

  • Зимний дуб!
  • Зимний дуб! – повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика

учительницы.

  • Почему зимний? Просто дуб.
  • Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!
  • Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать!

Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

3) «Трудный мальчик», – подумала Анна Васильевна.

2 стр., 854 слов

«Хорошие учителя создают хороших учеников» (конкурсная ...

... опыт и избежит никому ненужных ошибок. Я полностью согласна с мнением, что «хорошие учителя создают хороших учеников». Ребёнок, видящий искреннее уважение и любовь со стороны педагога, скорее всего, поверит ... в рассказе «Зимний дуб» русского писателя Ю. Нагибина. Молодая учительница русского языка была немного самоуверена и считала себя опытным педагогом. Её ученик Коля Савушкин не только раскрыл ...

4) – Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

  • Просто не знаю, Анна Васильевна. – Я за целый час выхожу.
  • И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут

пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.

  • А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес…
  • Напрямик, а не напрямки, – привычно поправила Анна Васильевна.

5) Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью. Она

молчала, надеясь, что Савушкин скажет: «Простите, Анна Васильевна, я с ребятами в

снежки заигрался», или что-нибудь такое же простое и бесхитростное. Но он только

смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: «Вот мы всё и

выяснили, чего же тебе еще от меня надо?»

  • Печально, Савушкин, очень печально! Придется поговорить с твоими родителями.
  • А у меня, Анна Васильевна, только мама, – улыбнулся Савушкин.
  • После уроков ты меня проводишь.»

(Эти предложения помогут нам разобраться в наших вопросах)

Действие 3.

а) Анализируем записанное, составляем таблицу «Отношение учителя и ученика».

Сначала заполняем первый столбик «Отношение Анны Васильевны к Савушкину до

посещения леса».

Разбираем и обсуждаем все, что мы записали, и у ребят появляется примерно такая запись:

«В начале рассказа учительница недолюбливает ученика, сердится на него, т.к. он

постоянно опаздывает, на уроках отвлекается, о чем-то мечтает,

слушает учителя невнимательно и поэтому дает неправильные ответы. (привести примеры,

опираясь на текст)

Учительница думает, что Савушкин обманывает ее во время беседы, она решает поговорить

с матерью ученика и после уроков идет вместе с ним домой.»

(Эта запись также сопровождается примерами из текста)

б) Прежде чем приступить к заполнению второго столбика

«Отношение Анны Васильевны к Савушкину после посещения леса»,

составляем рабочие материалы одновременно и по второй проблеме

«отношение человека к природе».

Из текста можно выписать следующие предложения:

1) Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать.

2) – Так вот он, зимний дуб!

Савушкин с усилием отвалил глыбу снега… Там, в ямке, лежал шарик… Сквозь листья

торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

  • Вон как укутался! – Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом.

Затем он раскопал снег у другого корня… там сидела коричневая лягушка… Савушкин

потрогал лягушку, та не шевельнулась.

  • Притворяется, – засмеялся Савушкин, – будто мертвая! А дай солнышку поиграть,

заскачет ой-ой как!

Он продолжал водить ее по своему мирку.

Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потайную

2 стр., 684 слов

Прогулка по зимнему лесу

... мы еще сходим туда. Прогулка по зимнему лесу Несколько интересных сочинений Произведение Бориса Степановича Житкова ... в детстве любой человек. Софья Васильевна Ковалевская – она не только ... зимние каникулы. В эти дни можно гораздо чаще выбираться в гости к природе. русский язык 4 класс Сочинение Прогулка в лесу зимой (6 класс) ... глубь личности каждого и выносит на свет потаенное, чтобы сплести ...

жизнь леса

3) Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб и увидела у его

подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою

учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым

удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных

валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой

нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего.

Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке»

(примеры могут быть у каждого – свои)

в) Затем разбираем и обсуждаем свои рабочие материалы.

В результате этой работы у детей может появиться примерно такая запись:

«Во время посещения леса отношение учителя к своему ученику постепенно меняется.

Анна Васильевна видит совершенно другого человека: заботливого, внимательного,

понимающего лес и его обитателей. Она, взрослая женщина, вдруг отчетливо осознает, что

теперь здесь, в лесу, она уже не учитель, а скорее всего неумелый и неграмотный ученик,

который ничего не знает ни о лесе, ни о его обитателях. Она с любопытством и

нескрываемой радостью присматривается к Савушкину, и в ее сердце появляется чувство

вины за несправедливое отношение к ученику. Молодая учительница вдруг поняла, как она

ошибалась в мальчике. Об этом говорят заключительные строки рассказа: «Анна

Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а

маленький человек в разношенных валенках…

Действие 4.

Используя свои рабочие материалы и заполненную таблицу, учащиеся пишут сочинение-

рассуждение по теме: «Отношение учителя и ученика» по рассказу Юрия Нагибина «Зимний

дуб».

(Также можно написать сочинение — рассуждение по теме: «Проблема отношения человека к

природе», где на примере Савушкина можно показать бережное и заботливое отношение

человека к природе. Такой пример тем более ценен тем, что заботится о лесе не взрослый

человек, а ученик начальной школы).