Методика обучения сочинению-рассуждению на примере рассказа «Зимний дуб»
Обучение сочинению-рассуждению — процесс длительный и кропотливый, а для того, чтобы у ребят появилось желание писать качественные и обдуманные сочинения, необходимо сделать так, чтобы эта работа стала для них интересным и увлекательным занятием, а не скучным и утомительным трудом.
Предлагаю своим коллегам использовать один из таких способов.
Работу над сочинением-рассуждением можно планировать на основе небольших художественных текстов (например, рассказов).
Таких текстов (рассказов) может быть много (на усмотрение самого учителя).
Расскажу, как я готовлю своих учеников к написанию сочинения по одному из текстов.
В данном случае мы будем говорить об известном рассказе Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Действие 1.
Внимательно прочитать рассказ. Определить примерные проблемы данного рассказа.
(Вместе с детьми мы определяем следующие проблемы, с которыми и будем впоследствии работать).
- Проблема взаимоотношения учителя и ученика;
- Проблема отношения человека к природе;
Действие 2.
Учащиеся читают текст рассказа во второй раз (теперь уже самостоятельно) и подчеркивают в тексте ключевые слова и фразы по интересующим нас проблемам.
Затем проверяем написанное. Учащиеся зачитывают вслух свои варианты, вместе с ребятами составляем рабочие материалы.
По проблеме взаимоотношений учителя и ученика можно взять из текста следующие предложения:
- «Ты опять опоздал, Савушкин? – Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.»
- Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:
- Зимний дуб!
- Зимний дуб! – повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.
- Почему зимний? Просто дуб.
- Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!
- Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать!
- Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.
- «Трудный мальчик», – подумала Анна Васильевна.
- – Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?
Рассмотрение взаимоотношений между учителем и учеником
Действие 1: Анализ первой части текста
В данном разделе мы проведем анализ взаимоотношений между учителем, Анной Васильевной, и учеником Савушкиным до его посещения леса.
Проблема лицемерия, двуличия (по тексту из рассказа А. П. Чехова ...
... Сочинение на тему: «Лицемерие» Часто ли мы лицемерим, обманываем себя и других? Что несет в себе эта ложь? К проблеме ханжества, лицемерия, двуличия привлекает наше внимание гениальный писатель, мастер коротких рассказов ... не бывает лжи во благо. Каждая новая «маленькая» ложь – это новый шаг на пути гибели человеческой души. Популярные сочинения Главные люди в жизни человека (семья) сочинение На ...
Отношение Анны Васильевны к Савушкину до посещения леса |
Из анализа текста можно дать следующую оценку:
- В начале рассказа учительница недолюбливает ученика, сердится на него, так как он постоянно опаздывает, на уроках отвлекается и слушает учителя невнимательно, что приводит к неправильным ответам (примеры из текста).
- Анна Васильевна полагает, что Савушкин обманывает ее во время беседы и решает поговорить с его матерью.
- После уроков она провожает Савушкина домой (примеры из текста).
Действие 2: Анализ второй части текста и взаимоотношений с природой
Прежде чем приступить к заполнению второго столбика «Отношение Анны Васильевны к Савушкину после посещения леса», мы рассмотрим отношение человека к природе в данном тексте.
Из текста можно выделить следующие предложения:
- Анна Васильевна признает, что в лесу ей лучше помалкивать.
- Взгляд Савушкина, словно говорит, что все уже выяснили и необходимо ли ей еще что-то от него.
- Анна Васильевна печальна и предполагает говорить с родителями ученика после уроков.
Результаты анализа второй части текста могут представить следующую оценку:
Отношение Анны Васильевны к Савушкину после посещения леса | Отношение человека к природе |
— | Анна Васильевна понимает важность сохранения природы и осознает, что в лесу ей лучше помалкивать. |
— | Внешне светлый лес символизирует независимость ученика и его способность увидеть прекрасное в окружающем мире. |
— | Анна Васильевна намерена поговорить с родителями ученика после уроков и возможно пересмотреть свои подходы. |
Действие 3: Заключение
Таким образом, взаимоотношения между Анной Васильевной и Савушкиным демонстрируют эволюцию от недоверия и разочарования до понимания важности учета особенностей ученика и сохранения природы. Данный анализ может быть использован для более глубокого понимания динамики отношений учителя и ученика, а также их отношения к окружающему миру.
Раздел 4: Развитие событий
Во время посещения леса Анна Васильевна постепенно меняет свое отношение к Савушкину, ее ученику. Она начинает видеть совершенно другого человека — заботливого, внимательного и понимающего лес и его обитателей. В глазах учительницы Савушкин становится чудесным и загадочным гражданином будущего.
Анна Васильевна, взрослая женщина, вдруг осознает, что в лесу она уже не учитель, а скорее неумелый и неграмотный ученик, который ничего не знает о лесе и его обитателях. Она с любопытством и радостью присматривается к Савушкину, и в ее сердце появляется чувство вины за несправедливое отношение к ученику.
Молодая учительница вдруг понимает, как ошибалась в отношении к мальчику. Об этом говорят заключительные строки рассказа: «Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках…»
Результаты и выводы
В результате посещения леса и взаимодействия с Савушкиным, Анна Васильевна меняет свое отношение к ученику и осознает свои ошибки. Она понимает, что каждый человек может быть удивительным и загадочным, независимо от своего внешнего вида или общественного статуса. Это важное открытие позволяет учительнице лучше понять и оценить своих учеников, а также стимулирует ее к дальнейшему изучению природы и окружающего мира.
Заключение
Посещение леса стало для Анны Васильевны не только уроком природоведения, но и уроком самоанализа и изменения взглядов. Она осознала важность уважения к каждому человеку, независимо от его внешности и происхождения. Рассказ о походе в лес стал отражением эволюции мышления и восприятия учительницы, а также побудил ее к дальнейшему изучению и пониманию мира природы.
Используя свои рабочие материалы и заполненную таблицу, учащиеся пишут сочинение-
рассуждение по теме: «Отношение учителя и ученика» по рассказу Юрия Нагибина «Зимний
дуб».
(Также можно написать сочинение — рассуждение по теме: «Проблема отношения человека к
природе», где на примере Савушкина можно показать бережное и заботливое отношение
человека к природе. Такой пример тем более ценен тем, что заботится о лесе не взрослый
человек, а ученик начальной школы).