- Организационная часть урока.
- Актуализация прежних знаний.
Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.
Ребята, вы знаете, что по указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева 2007 год был объявлен годом милосердия и благотворительности.
— А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)
Благотворительность — творить благо на пользу окружающим;
Милосердие — милый сердцем, отзывчивый, добродушный.
Подготовленный ученик читает объяснения слов
«благотворительность» и «милосердие» по словарю С.И.Ожегова:
Благотворительность — благотворительная деятельность. Благотворительный — 1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).
— Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)? Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.
- Работа по теме.
1.) Слово учителя.
- В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.
- А кто это — бабушка? (Мать отца или матери.)
В словаре С.И.Ожегова так и написано:
Деньги как инструмент благотворительности
... лучше, если направит их на благотворительность. Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких ... жертвовавшие средства на милосердие и благотворительность. На всю страну были известны имена благотворителей из династии Строговых, Демидовых и другие. Известными благотворителями ...
1.Мать отца или матери.
2.Вообще о старой женщине.
— Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на татарском языке бабушку называют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.
Любят вас бабушки? А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? ( Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам.) Существует народная мудрость: «Первый внук — первый ребёнок». Т.е. в жизни человека бабушка играет немаловажную роль.
По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)
(Обращаем внимание на выставку книг.)
- Недавно мы познакомились с творчеством В.П.Астафьева и прочитали его автобиографическое произведение » Конь с розовой гривой» (В 7-8 классах это может быть «Фотография, на которой меня нет», Произведение М.Горького «Детство» и т.д.).
Это рассказ о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказе звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий «нарушения душевной связи людей». В развитии и становлении личности Астафьева тоже большую роль сыграла бабушка.
- На уроке литературы вы получили задание написать сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)
— Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и
близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную
роль. Но обратите внимание на слова В.П.Астафьева: « …нарушение душевной связи людей». Как вы понимаете эти строки? (Люди перестают уважать, понимать, любить друг друга.)
— Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?
Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой « Поговорим о бабушках».
2.)Чтение текста.
Поговорим о бабушках.
Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, Когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Сила жизни. По тексту Г. Косицкого и И. Дьяконовой «Осенью около ...
... вприсядку, а впоследствии снова управляет машиной в воздухе! Как можно назвать силу, позволившую герою достичь этого? Сила жизни? Сила духа? Любовь к Родине, любимому ... по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и ...
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе « жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все — таки попытайся.
3.) Анализ текста.
А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.) Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.) Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.
Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)
В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели? ( Воздействовать на читателя, убедить его.)
Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст? ( Публицистический.)
Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.
- Риторические вопросы («Ну что дальше?»);
— восклицательные и побудительные предложения («Давайте поговорим…»);
- обращения к собеседнику («Знаешь, что делать с бабушкой?», «Давай поговорим…»);
- ряд однородных членов;
- обратный порядок слов;
- предложения связаны между собой параллельной связью;
- много союзов.
Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.
Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?
Кустодиев «сенокос» описание картины, анализ,
... разные типы женщин России. Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание) Правая часть картины была написана Кустодиевым абсолютно самостоятельно. «Волжские серии» ... Все это мы видели и видим. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Лишь эта посадка из ... норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Б. М. восторгался многими листами. Передний план художник отдал ...
( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.
Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.
Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема
- Вводная часть. 1. Начало разговора. Описание предмета,
- Основная часть. 2. «Ох уж, эта бабушка!» состояния человека.
«Что делать с бабушкой?» Рассуждение. Возрастные особенности.
3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.
- 1 абзац. Вступление.
- 2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?
(« Ох уж, эта бабушка!»).
Как вы думаете, почему? ( Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж,..- разговорная речь.)
Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.
Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?
( Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда. Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо? (Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.) А автор выступает от своего лица? ( Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.) «Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким…» Согласны? « Позорит…» Кто позорит? — Бабушка. Кого позорит? — Внука. Что начинается с этих слов в тексте? Описание внутреннего состояния человека. « Стыдно, трудно сдержаться, хочется вытолкнуть возражения …» Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)
-3абзац. О чём говорится в третьем абзаце? «Что делать с бабушкой?»
( Записываем в план.)
Прощать, терпеть, опекать, беречь. Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать. Какой это тип речи? ( Рассуждение.) Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?
- 4 абзац. Возрастные особенности.
( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)
— Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)
4.) Повторное чтение текста и запись изложения.
4. Домашнее задание.
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ... ССЦ между собой. Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о ...
Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.
Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.
5. Итог урока.
Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-na-temu-pogovorim-o-babushkah/
-Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М: Линка- Пресс, 1994.
-Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва. 2000.