Значительную часть времени на этом уроке необходимо уделить изучению теоретических сведений об однородных и неоднородных определениях и правил постановки запятых между ними. Урок можно начать с наблюдения над языковым материалом, предложив учащимся проанализировать два предложения: Наступила дождливая, грязная, темная осень. Как тихо веет над долиной далекий колокольный звон (Ф. Тютчев).
Вопросы: 1) По какому признаку или признакам характеризуют предмет определения в обоих предложениях? 2) Можно ли поставить между определениями союз
и?
3) С какой интонацией произносятся определения? 4) Какими частями речи выражены определения? В § 23 материал изложен достаточно полно.
Можно предложить учащимся познакомиться с содержанием параграфа. Эффективному усвоению теории способствует коллективная работа по составлению алгоритма. Например: Определения характеризуют предмет В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру – описание зимнего леса с использованием однородных и неоднородных определений. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки Препинания.
Подчеркните неоднородные определения
услов Ной линией. Первый ж.. лтый листок березы первый вес..ник осени и пр.. мета созр..вания брусники. Р..стет брусника у нас по всей лесной зоне но встречает.. ся даже на Новой Земле.
Особе..о любит она зан..мать маленькие солнечные полянки в хвойных и смеша..ых лесах. В ее нарядных ярких плодах природа собрала многие полезнейшие соед.. нения. Готовят из брусники здоровый ар..матный приятный на вкус напиток.
2. Дополните предложения: А) однородными определениями. 1. Низкорослый лес скупо ронял… листья. 2. Над церковью Сиял… купол.
3. Срубленные осины придавили… траву. Б) неоднородными определениями. 1. … вечер был прохладен. 2. Его шею укутывал… платок.
3. На меня в темноте почти наткнулась… птица. 3. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию При однородных членах предложения. Найдите однородные И неоднородные определения. Объясните постановку запя Тых.
Осложненное простое предложение
... при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые ...
1. Вдруг по вершинам деревьев прошелся сильный, свежий ветер (Б. Полевой).
2. Лес весь разукрашен в желтые, красные, золотистые краски осени (Г. Скребицкий).
3. После сильного вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода (К. Симонов).
4. За столом у керосиновой лампы сидел маленький плотный старший лейтенант с круглым бледным лицом (К.
Симонов).
5. На улице шел долгий осенний дождь. 6. Веет легкий, чистый ветер с поля (И.
Бунин).
6. Трудный десятый этап спортивной эстафеты пройден. 7. В полушубке стареньком своем я шагаю за скрипучими санями (В.
Федоров).
4. Лингвистическое исследование. Подберите к данным словам По 5-7 определений. Какие из них можно отнести к однород Ным, а какие – к неоднородным?
Деревья, дорога, радость, цветок, человек. 5. Лингвистическая игра “Третий лишний”. Найдите в каждой группе слов предложение с неоднородными определениями. I. 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий (К.
Паустовский).
2. К станции подошел длинный товарный по Езд (А. Чехов).
3. Солнце приобретает тусклый, несколько сере Брящийся цвет (К.
Паустовский).
II. 1. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет (К. Паустовский).
2. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор (М. Лермонтов).
3. Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге (В. Короленко) III.
1. Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки (Л. Толстой).
2. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (М.
Пришвин).
3. Были это веселые, сильные и смелые люди (М. Горький).
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Константин Паустовский
... построил из бамбуковых стволов эоловую арфу около своей хижины на Новой Гвинее. Ветер свирепо завывал в полых стволах бамбука, отпугивал суеверных туземцев, и они не ... где прошло это детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения. Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, ...