Рассуждение «Кто прав в споре о подарке?» 6 класс

Сочинение

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал

Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).

этапа урока

Деятельность учителя и учеников

1. Орг. момент.

Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность)

Повторение

1) Какой по счету в году месяц ноябрь ? (Одиннадцатый.)

2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)

3) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)

5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)

6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)

7) Вы – это местоимение … лица. (2л.)

8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.)

10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква).

12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

3. Слово учителя.

Тема и цели урока.

— Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаем эпиграф, комментируем его.

Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

  • Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое дискуссия.

(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия.

4. Повторение известного о типах речи

  • Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

  • Как различаются типы речи?

Тренировочные упражнения.

1 у доски — Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок:

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события

Общее впечатление о предмете.

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

написать название каждого типа речи

1. Общее впечатление о предмете.

2. Признаки предмета.

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

1. Начало события.

2. Продолжение события.

3. Конец события.

Остальные: прочитать текст выразительно

Анализ текста (устно ): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?

Человек, умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти — книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)

ВЫВОДЫ:

  • Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?

  • Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)

  • Какое слово связывает доказательства и вывод?

5.

Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).

Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры . (запись терминов и значений в тетрадь).

В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения .

Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему?

6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436

Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.

(О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его.

7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав…».

а)Подбор аргументов.

Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»

Формулирование и запись тезисов и аргументов:

Прав дедушка Права внучка

1. 1.

2. 2.

Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы.

1. Тезис: прав дедушка

2. Доказательства

1)Мнение подруг из класса – потребительское

2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.

Составление плана сочинения КТО ПРАВ?

1. 1.

2. Прав дедушка 2. Права внучка

1) 1)

2) 2)

3. Вывод 3. Вывод

  • Что должно быть в пункте 1?

  • О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)

  • Какой тип речи должен быть во вступлении?

  • Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?

  • Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)

б)Составление плана сочинения

8. Физминутка

«Отдых наш-физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Если устали глаза

Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение.

(по вариантам)

Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.

Соревнования между рядами : кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения

1 вариант — Я уверен…

Я думаю (считаю, полагаю…), что…

Мне кажется, что…

2 вариант — Докажем это.

Почему? А вот почему…

Это можно объяснить так…

По-моему, прав…

Я не могу согласиться с тем, что… но…

Могут сказать (возразить), что…

3 вариант — Итак…

Таким образом…

Следовательно…

Я понял, что…

( открываем доску и проверяем правильность выводов)

10. Составление

устного высказывания

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)

11. Подведение итогов урока

— Что такое дискуссия? Что такое аргумент?

— Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему?

— Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?

12. Домашнее задание

Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?»)

Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки,