Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал
Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).
№ этапа урока |
Деятельность учителя и учеников |
||||||||||||
1. Орг. момент. |
Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы . |
||||||||||||
2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность) Повторение |
1) Какой по счету в году месяц ноябрь ? (Одиннадцатый.) 2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.) 3) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.) 5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.) 6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 7) Вы – это местоимение … лица. (2л.) 8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.) 9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква).
12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).
|
||||||||||||
3. Слово учителя. Тема и цели урока. |
— Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Читаем эпиграф, комментируем его. Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:
(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения). Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия. |
||||||||||||
4. Повторение известного о типах речи |
|
||||||||||||
Тренировочные упражнения. |
1 у доски — Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете.
Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ написать название каждого типа речи
|
||||||||||||
Остальные: прочитать текст выразительно Анализ текста (устно ): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте? Человек, умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти — книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому) ВЫВОДЫ:
|
|||||||||||||
5. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа) |
— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры . (запись терминов и значений в тетрадь).
В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения . Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему? |
||||||||||||
6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436 |
Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите. (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте? Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его. |
||||||||||||
7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав…». а)Подбор аргументов. |
Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни» Формулирование и запись тезисов и аргументов: Прав дедушка Права внучка 1. 1. 2. 2. Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы. 1. Тезис: прав дедушка 2. Доказательства 1)Мнение подруг из класса – потребительское 2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим. Составление плана сочинения КТО ПРАВ? 1. 1. 2. Прав дедушка 2. Права внучка 1) 1) 2) 2) 3. Вывод 3. Вывод
|
||||||||||||
б)Составление плана сочинения |
|||||||||||||
8. Физминутка |
«Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два-привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. Если устали глаза Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза. |
||||||||||||
9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение. (по вариантам) |
Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение. Соревнования между рядами : кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения 1 вариант — Я уверен… Я думаю (считаю, полагаю…), что… Мне кажется, что… 2 вариант — Докажем это. Почему? А вот почему… Это можно объяснить так… По-моему, прав… Я не могу согласиться с тем, что… но… Могут сказать (возразить), что… 3 вариант — Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… ( открываем доску и проверяем правильность выводов) |
||||||||||||
10. Составление устного высказывания |
А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.) |
||||||||||||
11. Подведение итогов урока |
— Что такое дискуссия? Что такое аргумент? — Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему? — Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении? |
||||||||||||
12. Домашнее задание |
Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?») Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки, |