На морально-этическую тему план-конспект по русскому языку (8 класс)

Сочинение

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с доской.

III. Работа с пословицами.

IV. Работа с роликом.

V. Работа в микрогруппах.

VI. Выводы, обобщение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведем необычный урок

II. Работа с доской

— Посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске висит плакат и написано стихотворение) и скажите, что символизирует этот рисунок?

Ученики : Голубь является символом мира

— Да, это символ мира, символ дружбы на Земле. Обратите внимание на то, какие тона преобладают на рисунке.

Ученики: синий цвет – цвет истинности и чистоты, зеленый – цвет жизни

— Правильно. Эти понятия являются фундаментом дружбы.

Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Она звучит следующим образом: “Верному другу цены нет” (записывается на доске тема урока).

— Ребята, обратимся к стихотворению, которое записано на доске.

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

(Учитель читает стихотворение выразительно, затем просит прочитать еще нескольких учеников).

— Ребята, о ком и о чем это стихотворение?

Ученики: О дружбе, о преданных друзьях.

— А у вас есть друзья?

Ученики: Да, у нас есть друзья.

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы ... деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их ... организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность ...

— Как мы видим, у каждого человека есть друзья. Ведь человек без друзей, как дерево без корней.

III. Работа с пословицами

— Ребята, народ всегда ценил дружбу и верных друзей. О долге, о дружбе сложено и бытует в народе множество пословиц и поговорок.

Вспомните пословицы и объясните их смысл

Ученики:

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

— А что объединяет все эти пословицы?

Ученики: во всех этих пословицах говорится о бесценности человеческой дружбы.

— Запишите понравившиеся пословицы в тетрадь.

— Какие пословицы вы записали?

Несколько учеников читают и комментируют записанные пословицы.

— Дружба – это бескорыстное чувство, ведь мы дружим не ради выгоды, не ради того, чтобы нам что–то делали, а ради уважения друг к другу, взаимопонимания.

IV. Работа

Ситуация 1.

Девочка хорошо общалась со своими одноклассниками, помогала им в трудных ситуациях. Вместе они проводили свободное время.

Ситуация 2.

Девочка заболела, лежит дома с температурой. Ей очень плохо.

Ситуация 3.

Навестить ее пришла только одна подруга. У остальных нашлись другие дела.

Вопросы

— Что вы думаете об этой ситуации?

— Случались ли с вами аналогичные ситуации?

— Кто именно приходил к вам на помощь?

— Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

— Правильно ли поступили остальные?

— Являлась ли их дружба настоящей или это была корысть?

— Ребята, у вас есть настоящие, верные друзья?

— Приведите примеры настоящей дружбы.

— Лишь у порядочного человека могут быть настоящие друзья, верные и надежные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых мечтает каждый из нас. Прекрасное слово “Дружба”!

V. Работа в микрогруппах

17 стр., 8459 слов

Человек без друзей что сокол. Цитаты про старых друзей

... представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга - наигоршая из бед. Жалости ...

— Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются вырезки из газет и журналов. На них изображены мальчики, девочки, животные, различные предметы, символы (например, в форме сердца) и т.д.

Вам нужно выбрать те изображения, которые вы положите в основу дружбы, и наклеить их на лист, чтобы получилось цельное представление о дружбе.

Таким образом, вы составляете коллаж. На это задание вам дается 3 минуты. Приступайте.

(ученики выполняют задание, учитель следит за работой).

— Время вышло. Прошу одного из участников группы выйти к доске и прокомментировать свою работу.

— Хорошо, все вы положили в основу дружбы теплые и нежные чувства. И дети, и взрослые строят свою дружбу не на корысти, а на взаимопонимании.

VI. Обобщение. Выводы

— Ребята вспомните ситуацию, которая была представлена в ролике.

— Еще в глубокой древности Аристотель писал: “У кого есть друзья, у того нет друга” (данное высказывание записано на доске).

Разделяете ли вы его мнение?

— Ребята, вы думаете, человек может прожить жизнь без настоящего друга?

Сегодня мы с вами проделали большую работу. Наша тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните, какова композиция сочинения – рассуждения.

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…

б)…

в)…

III. Вывод.

— Дома напишите сочинение: “Верному другу цены нет» на черновиках, используя материал урока.