КТО ТАКОЙ РАСКОЛЬНИКОВ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА

Сочинение

От редактора: Мы представляем вам цикл статей про настоящих и вымышленных злодеев. Нам кажется, что у них есть чему поучиться, если отбросить ярлыки, которые на них принято вешать. Поверьте, никто так не сфокусирован, не одержим идеей, не мотивирован на действие, кроме настоящего крутого злодея. Начинаем мы с Родиона Раскольникова.

Красные лужи повсюду – в комнате, коридоре, прихожей. Кровь свертывается и липнет. На полу два трупа – две пожилых женщины. У одной обухом топора размозжено темечко, у другой – расколот лоб. Это зверское преступление совершил человек с «великим сердцем», герой и гуманист своего времени – Родион Раскольников. Если вы думаете, что «убивец» – последний человек, с которого стоит брать пример, то глубоко ошибаетесь. Есть по крайней мере три вещи, которым неплохо бы поучиться у Раскольникова.

Умение противостоять судьбе

Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека

Родион Раскольников – умный, образованный и начитанный. В свои 23 знал о жизни больше, чем многие седые дяденьки. Настоящий интеллигент, терпеть не мог лицемерия и чванства. Приехал в «мегаполис» в поисках лучшей жизни. Но что он нашел?

Грязную каморку, похожую на гроб, безработицу, долги и тотальную нищету. На дне жизни люди, как в едком желтом дыму, задыхаются от разложения собственных душ. Безнадежность, словно ластиком, стирает для них все формальные и моральные границы.

Но ужас в другом. Блестящие «верхи» ничем не лучше гниющих «низов» – то же пьянство и разврат (только зовется красивее – аперитив да досуг).

Подонки с деньгами и без них ничем не отличаются (спросите Свидригайлова).

Бунт Раскольникова – не просто протест против социальной расслоенности. Он восстал против людей, смирившихся с судьбой. Сколько сейчас «незолотой молодежи», подобной Родиону? Казалось бы, острый ум и энергия молодости – крепкий фундамент счастья. Но, следуя маршрутом «школа – ПТУ – армия – ипотека», сложно не стать «тварью дрожащей». Все достойны лучшей жизни. И могут ее добиться. Вопрос лишь в средствах. Раскольников с ними явно прогадал. Но его стоит уважать хотя бы за то, что он не смирился с начертанной судьбой. Он хотел выбраться из болота нищеты, понимая, что, имея деньги, он сможет многого добиться, а при его доброте – еще и многим помочь.

Столкновение теории и жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Верность своим идеалам

Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.

4 стр., 1969 слов

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» ...

... темам: сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание преступление раскольникова наступает воскрешение человека в раскольникове через любовь когда возродился раскольников преступление и наказание раскольников Этапы отношений Знакомство Странное стечение обстоятельств, случайная встреча ...

Кто сегодня похвастается своей, особенной, философией? Многим не хватает ума даже на то, чтобы принять чужие идеалы; про выработку собственных – и говорить нечего.

Острый пытливый ум привел Раскольникова к теории «сильных личностей». Заметьте: не мыслишке, а настоящей социально-философской доктрине. Он выносил ее, как дитя, сформулировал (написал по ее мотивам статью в журнал) и проверил.

Последнее – особенно ценно. Много ли вы знаете людей, безоговорочно преданных личным идеалам? Раскол совести главный герой пережил еще до преступления (он прекрасно понимал греховность убийства), но пошел на него, так как должен был апробировать свою теорию.

Достоевский недвусмысленно показал несостоятельность раскольниковских идеалов и вообще любых наполеоновских настроений. Тем не менее, даже на каторге Родион долго не отступался от своих убеждений – черт возьми, чем его теория глупее других?

Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф

Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

1 стр., 382 слов

Почему Раскольников приходит к Соне и признается ей в убийстве ...

... Соня терпелива и внимательна, она подсказывает Родиону единственно возможный путь спасения и возрождения души – признание вины и искреннее и глубокое раскаяние в содеянном. И пусть Раскольников не сразу принимает ... после убийства старухи. Реакция Сонечки на признание Раскольникова Слабая и беззащитная девушка мужественно воспринимает ужасное известие. Она сразу же понимает, что Родион рассказывает ...

Рекомендуем прочесть: Пособия Матерям-Одиночкам В 2020 Году Выплаты И Льготы В Свердловской Области

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Суд времени Убийца Раскольников: какой приговор ему вынесет казахстанская Фемида

Герои классических литературных произведений не отличаются идеальным характером, как полагается, для остроты сюжета, это неординарные, крайне эксцентричные особы, на протяжение сотен страниц они находятся под влиянием противоречивых чувств. Для придания душераздирающего драматизма, персонажи часто совершают убийство или другое тяжкое преступление, за что, крайне редко, получают заслуженное наказание, по всей строгости судебной системы той поры. Эти образы остаются актуальными и в наше время, чего не скажешь о судопроизводстве, правоприменительной практики и т. п., которые претерпели кардинальные изменения. Но, как известно, нравы криминального мира неизменны, меняются только законы и система их исполнения. В связи с чем, думаем, не безынтересно будет узнать какому наказанию, например, вымышленный преступник из 19 века подвергнется, возьмись за него современное правосудие: строже оно стало или мягче спустя столетия?

Роковой клиент Алёны Ивановны

Самый знаменитый литературный убийца в российской империи, бесспорно является Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского, само названием говорит, что он не избежал возмездия, за свое злодеяние. Действие происходит в Петербурге, Раскольников нищий студент, из-за нехватки денег вынужден был прекратить учебу в университете, его близкие родственники тоже вынуждены влачить жалкое существование, чтобы поправить свое материальное состояние и помощь сестре, в голове Раскольникова созревает план убийства Алёны Ивановны — старушки-процентщицы. Но желание личного обогащения стояло все-таки на втором плане, студент под свое мероприятие подводит выдуманную им идеологическую концепцию, которую изложил в собственной газетной статье «О преступлении», по его убеждению люди делятся на две группы: наполеонов и некое разумное стадо, к первым себя причислял Раскольников, во имя неких высоких целей они могут самыми радикальным способом убирать со своего пути «тварей дрожащих», к коим относилась жадная процентщица. Примерно через месяц после выхода статьи, студент приводит в исполнение свой преступный план, он настолько продумал его, что сосчитал количество шагов до дома Алены Ивановны: ровно семьсот тридцать.

Спрятав топор под верхней одеждой, Раскольников пришел к ней под предлогом заложить серебряную папиросочницу, старушка с подозрением открывает дверь, но все-таки пускает в квартиру, и когда поворачивается к нему спиной, получает по голове обухом топора: «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост». Удостоверившись, что старушка мертва, «Он бросился всё перевертывать», находит драгоценности: браслеты, цепочки, серьги, булавки, золотые часы. Неожиданно слышит, как в квартиру кто-то входи, раздается легкий крик — это была Лизавета, сестра убитой. Ее ожидает ужасная смерть: «Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась.» О девушке писатель говорит «она была поминутно-беременна», так что, возможно, находилась в момент убийства снова в положении. В ходе повествования, следователь Порфирий Петрович, после прочтения статьи Раскольникова и по ряду других причин, подозревает именно его в преступление, официально он не предъявляет обвинение, а только в ходе долгих бесед, дает хорошо понять студенту, что ему известно кто убийца.

7 стр., 3088 слов

Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ...

... Раскольников, персонаж убивает старуху — процентщицу, и случайно становится убийцей Лизы. Однако в этом ли состоит основное преступление Раскольникова? Герой сам сказал Соне, что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, ... Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление ... него становятся свобода и власть, которую ... Раскольников вынашивает мысль об убийстве. ...

Империя наносит ответный удар

Внутренне раскаявшийся в содеянном, Раскольников является в полицию с явкой о повинной, что смягчает меру наказания, суд приговорил его к восьми годам каторжных работ второго разряда, он отбывал наказание в сибирском остроге. Действия романа происходит в середина 60-х годах девятнадцатого столетия, тогда судьи руководствовались Сводом законов Российской империи, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. За самые жестокие убийства неполитического характера полагалась не казнь, а только каторга (на срок 10-20 лет или бессрочно).

Смертная казнь, преимущественно через расстрел, применялась военно-полевым судом за тяжкие воинские преступления.

Перенесемся в наше время, согласно Уголовному кодексу РК, Раскольников совершил совокупность преступлений, самое тяжкое — «Убийство» статья 99, ч.2 п.1 «убийство двух или более лиц». Если Лизавета была снова беременна, вряд ли он мог об этом изнать, иначе ему пришлось бы отвечать согласно ч.2 п. 4 «убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности». Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества или без таковой.

Вина Раскольникова отягчается совершением второго преступления — «Кража» статья 188, ч. 3 «Кража, совершенная в крупном размере». Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества. В итоге, при вынесение приговора, происходит поглощения менее строгого наказания более строгим (результатом сложения наказаний с использованием данного принципа является определение окончательного наказания, равного тяжести более строгого наказания, назначенного за преступления, входящие в совокупность).

Даже, не смотря на смягчающие обстоятельств, перечисленные в статье 53 УК РК, такие как явка с повинной, чистосердечное раскаяние, Раскольникова в современном Казахстане ждет куда более суровое наказание чем в имперской России. Мы, конечно, не сравниваем, где комфортнее условия содержания: в колонии строгого режима или сибирском остроге, но в целом в нашей республике подсудимому придется отсидеть 15 -18 лет, то есть почти в два — два с половиной раза дольше срока указанного в романе. Кроме того, родные и близкие убитых могут взыскать с него моральную компенсацию, она крайне низкая, не превышает двух миллионов тенге.

17 стр., 8141 слов

Раскольников есть истинно русский человек

... смогли испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с окружающим ... Соню Мармеладову. Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На картине Кожина ... характер. Достоевский же, будучи и сам Раскольников — главный герой историко-философского, социально-психологического романа «Преступление и наказание», ...

Сантехник-убийца

В Казахстане за 2020 год было зарегистрировано 1672 преступлений по статье 99 «Убийство», мы, к сожалению, не обнаружили в судебной практике за этот период преступление, «копирующее» на 100% злодеяние совершенное Раскольниковым. Но вот ряд примеров, которые ярко показывают, насколько жестче стало современное законодательство к убийцам не только двух, но и одного человека. 28 сентября 2020 года в Лисаковске (Костанайская область) в квартире был обнаружен труп 83-летней пенсионерки, ее убил в алкогольном опьянении местный сантехник, он сначала задушил женщину подушкой, несколько раз ударил молотком по голове, а потом еще пырнул ножом, после совершения убийства, забрал ее сбережения деньги, и выпрыгнул в окно с третьего этажа, в результате сломал позвоночник в двух местах. Не смотря на то, что раскаявшийся сантехник стал пожизненно инвалидом, суд приговорил его к 18 годам лишения свободы.

Несколько лет назад в Акмолинской области вынесли приговор преступнику, совершившему двойное убийство, трупы двух мужчин были найдены на окраине города Макинска, в резервуаре очистных сооружений. Руки и ноги убитых были связаны. К одному из тел был привязан фрагмент железнодорожной рельсы, у второго под одеждой были сложены камни. Сотрудники полиции в ходе оперативной работы установили личность потерпевших, оказавшихся жителями Макинска, а затем задержали и подозреваемого. Суд установил, что в ходе распития спиртного между обвиняемым и его знакомыми вспыхнула ссора, обвиняемый нанес обидчику удар ножом, от которого тот скончался на месте. Преступник и второй собутыльник, с целью сокрытия следов преступления, отнесли тело к очистным сооружениям, связали погибшему руки и ноги и утопили, наложив под одежду камней.

Через месяц обвиняемый свел счеты и со свидетелем, убив его монтировкой во время пьяной драки. Чтобы скрыть и второе преступление, он связал руки и ноги убитого проволокой, а затем, привязав к трупу кусок рельсы, скинул его в очистные сооружения. Суд приговорил преступника к 17 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, он должен выплатить в пользу родственника одного из потерпевших моральный вред на сумму один миллион тенге.

Павел ПОПОВКИН

( Журналист, Темиртау — Караганда)

«Кто Раскольников: преступник или фанат идеи»

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи. Рассмотрим все за и против. Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление.

Раскольников — преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников — юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.

2 стр., 581 слов

Покаяние Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание ...

... свои убеждения и осталась такой же благочестивой, что и в начале сцены. Соня верит в высокое предназначение человека и не понимает, как Раскольников может считать человека «вошью». Теория Раскольникова проигрывает перед жизнью, и он терпит ...

Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.

Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.

Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «…но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время

Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.

Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в_ помощь, то… я… одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я — тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери — все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше? «Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336

7 стр., 3276 слов

Сочинение раскольников и базаров можно ли строить жизнь по теории

... наши дни. Базаров один из нас. Раскольников каждый из нас Однако студенчество разделяет мнение критики и видит в Раскольникове всего лишь слепой шарж на университетскую молодежь. По странному ... в сторону убожества и слабости Можно ли обучить творчеству? Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией. ...

помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.

Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие.

Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей.

Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

9 стр., 4138 слов

Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»

... природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, ... жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной ...

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям.

Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Большой Бейсуг

В.Г. Белинский когда-то сказал молодому Ф.М. Достоевскому: «Цените ваш дар и будете художником». Его пророчество сбылось, потому что Ф.М. Достоевский — великий русский писатель, мастер по описанию внутреннего мира человека. Его бессмертный роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году, показывает нам весьма неординарную натуру Родиона Романовича Раскольникова. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то совсем личное, присущее только автору, хотя они совсем непохожи друг на друга.

Если сначала коснуться внутреннего мира главного героя, то мы не сможем полностью представить и понять всего Раскольникова, ведь полностью представляется герой после того, когда мы узнаем о нем. У Раскольникова есть мать и сестра, которых он горячо любит. Родион Романович был когда-то студентом, но поскольку у него больше не было возможности оплачивать свое обучение, он перестал учиться. Раньше он зарабатывал хоть какие-то гроши: получал стипендию и подрабатывал преподаванием.

11 стр., 5500 слов

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского ...

... правда» — с другой.Здесь искали: правда раскольникова и правда сони правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание правда сони и правда раскольникова Рубрика: Сочинения Несколько интересных сочинений Сочинение Ромео и Джульетта любовь и трагедия любви 7, 8 класс рассуждение Каждый человек ... него Раскольников – заложник своей теории Родион Раскольников создал теорию, которая ...

И вот в темной каморке, когда совсем нечего было есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю. Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы овладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помогать матери, а лишь потому, что он был верен своей теории. Теория Раскольникова может показаться странной на первый взгляд. А что же такого особенного было в мировоззрении Раскольникова, если каждый критик, который писал критическую статью о «Преступлении и наказании», непременно касался теории Раскольникова? На самом же деле ничего такого выдающегося, на мой взгляд, не было ни в теории Раскольникова, ни в нем самом. Обычный юноша того времени, возомнивший себя Наполеоном, «властелином», вершителем судеб. Раскольников разделил всех людей на «тварей дрожащих» и «властелинов». Основа его теории заключалась в том, чтобы проверить: является ли он «властелином» или «тварью дрожащей». Если он властелин», то есть такой же, как и Наполеон, то ему все можно. Он может убить и не будет нести за это никакой ответственности, его не будет мучить совесть. Совесть… Вся его бессмысленная теория основана лишь для проверки совести. Жажда денег — все это лишь внешняя завеса.

Нет, не это нужно было Раскольникову… Переступая через закон и кровь, Раскольников решает стать таким «властелином». Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что невозможно делать хорошее, выбирал для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага. Если коснуться истории, то она показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Ведь многие, например большевики, надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразить мир. Но не может же группа людей заставить всех остальных людей делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой, в том числе и военной, навязать остальным слою волю. Это лирическое отступление, которое, как мне кажется, в чем-то напоминает («властелинов», к которым и отнес себя Родион Раскольников. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?

Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому что, как считает сам герой, оказался «вошью», «тварью дрожащей». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все. Хотя разум Раскольникова и не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной же теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, но чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись».

Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречем носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Если бы не сострадание и любовь Сони Мармеладовой, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.

Достоевский не зря сводит двух, на первый взгляд, совершенно разных людей. Что может быть общего у падшей женщины и бедного, потерявшего все в жизни Раскольникова? Чем ближе знакомятся Соня и Родион Романович, тем больше мы находим в них общего. Оба они погрязли в нищете, но это не главное… Соня и Раскольников — это, на мой взгляд, симбиоз. Она не может без него, а он не может без нее. Если бы не Сонечка, то Раскольников никогда бы не признался в преступлении. Родион Романович же не воспринимает Соню, как все пользующиеся ею мужчины, падшей, она была для него другом, очень хорошим и понимающим и спасающим от психологических травм.

Поскольку «Преступление и наказание» — это и философский, и психологический, и нравственный роман, то можно рассматривать все душевные терзания Раскольникова с разных сторон. Но одно остается непреложным: он совершил преступление и поплатился за него сполна, потому что этот грех на всю оставшуюся жизнь будет лежать у него тяжелым бременем на сердце. Раскольников же, несмотря на все беды в его жизни, остаётся жив, его душа жива. Сам же он не смог бы выжить, поэтому надо отдать должное Соне. Здесь мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.

Трудно читается роман, не сразу «разгадываешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь, что Н.Н. Страхов не ошибся, когда назвал Раскольникова «истинно русским человеком именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум», потому что только русскому человеку под силу вернуться к жизни после долгих испытаний и мучений.