Покаяние Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Сочинение

Социально-психологический роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В произведении автор излагает свои мысли на актуальные проблемы современного общества. Достоевский проводит глубокий психологический анализ состояния героев, которым он раскрывает их внутренний мир. Достоевский показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания.

Эпизоду признания Раскольникова в преступлении Соне Мармеладовой предшествовала сцена с подлым поступком Лужина, который хотел оклеветать Соню за воровство, чтобы рассорить Раскольникова с его семьей.

Покаяние Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) 1

Не выдержав расспросов, Соня заплакала, и в эту минуту Раскольников почувствовал себя, словно он опять стоял за старухой и нельзя больше терять ни минуты. Как и в сцене убийства, он не понимал, что же с ним происходит, а Соня почувствовала ужас всем сердцем. Он попросил её угадать, кто убийца Лизаветы. Пока он ждал ответа, он ощущал, будто «бросался вниз с колокольни». В момент признания Соня реагирует на это, как Лизавета, что «оледенило вдруг его душу». В её движениях он видит маленького ребенка, испугавшегося чего-то.

Покаяние Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) 2

Признание его в убийстве заставило её прежде всего подумать, что он сделал с собой, а не о том, что он убил. После этого Раскольников рассказывает Соне о причинах убийства.

Покаяние Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) 3

Именно признание Сонечке является последним шагом Раскольникова к краху его теории: с этого момента он уже не может доказать свою правоту даже себе. Его «проба» теории ничего не дала и никого не спасла, его миссия оказалась неосуществима, и он понял, что он «такая же вошь, как и все».

Несмотря на попытки убедить Соню в справедливости своего преступления, несмотря на постоянно менявшийся тон, подходы и приемы подачи информац

ии, она до конца не понимала и не принимала его теории. Она не предала свои убеждения и осталась такой же благочестивой, что и в начале сцены. Соня верит в высокое предназначение человека и не понимает, как Раскольников может считать человека «вошью». Теория Раскольникова проигрывает перед жизнью, и он терпит глубокое потрясение.

3 стр., 1105 слов

Теория и поведение Раскольникова

... обезумевший от кромешной тьмы Раскольников делает шаг наугад – и срывается в пропасть. Но чем же предстает Раскольникову его «теория» после убийства? А дело теперь в том, что Раскольников, убив, сжигает свои ... себя тешу; игрушки!»; и до последнего момента Раскольников не верит в осуществимость его «теории». Что же произошло? Рассматривая поведение Раскольникова с момента, когда он услышал на улице ...

Достоевский с помощью описаний портретов и диалогов раскрывает состояние героев в этом эпизоде: «…он должен был объявить ей, кто убил Лизавету, и предчувствовал себе страшное мучение..», «…он только почувствовал это, и это мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью почти придавило его». Через эти ощущения автор показывает невидимую силу, которая опровергает сомнения Раскольникова по поводу признания Соне. Постоянные паузы в разговоре и молчание характеризуют напряжённость эпизода («спросил через пять минут», «прошло пять минут»).

Во время признания в убийстве автор обильно использует многоточия, что показывает, с каким трудом произносит Раскольников эти слова.

Эпизод признания Раскольникова Соне Мармеладовой играет большую роль для последующего развития действий в романе. Благодаря этой встрече, Раскольников решается на признание, выполняя совет Сони и Порфирия Петровича. И, освободившись от мук, которые долго терзали его, наконец-то чувствует облегчение и даже счастье. Из эпизода мы многое узнаём о героях. Мы узнаём о самоотверженности Сони Мармеладовой, она не отвернулась от Раскольникова после признания в убийстве, и этим жестом она навеки связала себя с ним. Несмотря на свою отчужденность от близких ему людей после убийства, Раскольникову необходима была родственная душа.Кто-то,кто принял бы это, поддержал его и помог совершить последний шаг к признанию.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» поднимает множество философских и психологических проблем, мастерски раскрывает психологические мотивы, толкнувшие героев на те или иные поступки. Эпизод признания Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи и Лизаветы раскрывает идейное содержание романа, показывая, что нравственное воскрешение может произойти только после покаяния и страдания, а также избавления от теории, толкнувшей его на преступление.