ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сочинение

Детская страна сказок - сочинение эссеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей с. Горки, Шурышкарский р-н, ЯНАО

Воспитателя: Мадеевой Надежды Борисовны

Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими, они каждый вечер просили рассказать сказку «Гуси — лебеди». Это было нашим вечерним ритуалом. Прошли годы. И вот уже мои внучка и внук каждый вечер просят им рассказать…. эту же сказку, сказку «Гуси – лебеди». Мне было очень интересно узнать, почему дети не устают слушать одну и ту же сказку каждый вечер? В чем же психологический смысл сказок? Каково их значение в жизни ребенка?

На начальном этапе изучила методическую литературу по сказкотерапии, провела исследование детей группы. Результаты исследования показали повышенный уровень тревожности, низкую самооценку детей, а также ряд речевых нарушений. По моему мнению метод сказкотерапии является самым эффективным в решении выявленных проблем. Так как сказка наиболее любимый детьми литературный жанр, сказка – естественная составляющая повседневной жизни детей. Язык сказки прост и доступен, сюжет прозрачен. В этом актуальность выбранного мною метода работы с детьми.

Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. А ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым.

Помогает сказка и реализовать ребенку свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А.Сухомлинский: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование».

14 стр., 6721 слов

Роль сказки в жизни ребёнка

... звучит так «Роль сказки в детском чтении». Объект изучения - детская сказка. Предмет изучения - сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка. Цель - изучить роль сказки в досуговой деятельности. Задачи: ... жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле. Специалисты, изучавшие сказки во всемирном масштабе, сначала держались убеждения: сказки похожи потому, что были придуманы в ...

Души маленьких детей открыты миру, и наша задача — помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулась им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила: «Берегись бед, пока их нет!», «Не всякому верь – закрывай крепче дверь!», «Не преступай запреты, не робей и не сдавайся!».

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом. Развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь. Дает возможность слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. От чего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы? Да это сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом, психологическая защищенность, наличие тайны и волшебства.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказки можно метафорически воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, каждому эгоистичному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»; пугливому и робкому – «Трусливый заяц», «Пых»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине». Необходимо почувствовать и догадаться о эмоциональной проблеме малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен, и сочинить сказку, где герои, их приключения будут помогать решать ребенку его проблему (страх, грубость, одиночество).

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по ...

В этом и заключается моя работа по методу «Сказкотерапия». Понять, почувствовать, раскрыть, поддержать каждого ребенка, помочь родителям в преодолении трудностей в воспитании детей. Помнить главный принцип воспитания – «Не навреди!». Даже в работе со сказкой. Радуйтесь и не отмахивайтесь от детей, когда они подходят к вам со словами: «Расскажи мне сказку». Дети растут очень быстро. Вечера сказок останутся в их памяти на всю жизнь. И уже ваши дети будут с удовольствием рассказывать любимые сказки вашим внукам.

«…Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. Не любо – не слушай…» — писал русский философ И. А. Ильин.