В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна: писатель-романтик обращается к изображению только прекрасного в жизни (“приближается к изображению характеров, являющих высокое достоинство человека”) и проходит мимо всего скучного и безобразного. Явления крайне редкие и желаемые он выдает за широко распространенные и действительные и тем льстит своим читателям, среди которых есть много пошлых и никчемных людей. “Он окурил
упоительным куревом людские очи, он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни…” И потому – “далеко и громко разносится его слава.
Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи – всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров… дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на “всенародные очи. Ему не собрать народных рукоплесканий…”
В одной из своих статей Белинский говорил, что правдивое изображение картин социального зла и несправедливости
мешают сытому обывателю оставаться спокойным и довольным. Эгоизм и нежелание расстаться со своими привилегиями заставляют его упрекать писателя-реалиста и сатирика в искажении действительности, в намеренном оскорблении человека, в отсутствии патриотизма и г. д., ибо, говоря словами Гоголя, “не признает современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую
Из презренной жизни, и возвести ее в перл создания, ибо не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением… Не признает сего современный суд, и все обратит в упрек и поношение непризнанному писателю… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество”.
Всю жестокость и несправедливость этого “современного суда” Гоголю пришлось испытать на себе, тем не менее он не отказывается от избранного пути. До тех пор, пока существует в мире зло и пошлость, пока ‘ его родина находится во власти “мертвых душ” помещичье-чиновничьего мира, он видит свой долг и обязанность в том, чтобы “проповедовать любовь враждебным словом отрицания”. Именно таким пониманием священного долга писателя продиктовано его признание: “И долго определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…” Долго, потому что еще много зла и безобразия в мире и много еще людей, в которых читателю неприятно узнавать себя. Такая мысль вызывает у писателя не только смех, но и неподдельные страдания, что не всегда хотели понимать многие его современники, приученные многовековым опытом искусства к тому, что смешное не может быть источником страдания и что смех преследует преимущественно развлекательные цели.
Творчество ссыльных писателей. «Рассказы из сибирской жизни» ...
... изученное, а во многих моментах вовсе неизвестное явление в истории русской литературы последней четверти XIX века. Некоторые из этих писателей более знакомы современному ... сделались профессиональными литераторами, написали лучшие свои произведения. Так, сибирские рассказы Г. Мачтета – «вечная страница» ... и научной деятельности. Глубинное знание народной жизни, природный талант и высокая образованность ...
Вот почему главную особенность своего таланта и своего метода Гоголь видит в том, чтобы “озирать громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые миру слезы”.
Надо отметить, что лирические отступления поэмы не только расширяют и углубляют ее смысл, раскрывая грандиозный облик “всей Руси”, но и помогают отчетливее представить образ ее автора – подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созилательных слл народа и вера в счастливое будущее России дали ему основание назвать свое произведение поэмой.
Важно также отметить, что веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к славе, могуществу и процветанию: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.
Он не знал и не видел реальных способов преодоления кричащих противоречий а своей стране, но правдивое изображение жизни и беспощадное обличение им современных общественных язв и пороков имели объективно революционный смысл.
Итогом работы над изучением поэмы может стать сочинение на одну из предложенных тем:
“Мертвые души” – это страшная исповедь современной России” (А. И. Герцен).
Кто такие “мертвые души”? Что такое “маниловщина”?
Что такое “чичиковщина”? 5. “Губернский Олимп” в изображении Гоголя. “Живые души” в поэме Гоголя “Мертвые души”. Образ автора в поэме “Мертвые души”.
Русь помещичья и Русь народная в поэме Гоголя “Мертвые души”.
1
Души мертвые в поэме «Мёртвые души» образы помещиков (Гоголь Н. В.)
... Душа Плюшкина полностью тверда и мертва. Всё дошло до такой степени, что Плюшкин питается объедками, а его же крестьяне просто сбегают. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так изменится!» - Гоголь ... нет и для нас, читателей, эти помещики навсегда духовно мертвы. Начав свое сочинение словами Николая Васильевича Гоголя, хочется ими и закончить: «Забирайте же с собою ...
votes, average:
5.00
out of 5)