Чем страшно забвение нравственных ценностей? Аргументы Н. В. Гоголь «Мёртвые души», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» ( )

Нравственные ценности — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих повседневных поступках. В основе нравственности лежит гуманистический принцип, основанный на уважении, любви, взаимопонимании и призывающий жить по правилу, выдвинутому великим русским писателем Л. Н. Толстым: «Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше». Недостаточно знать нормы и принципы морали, нужно ещё следовать им в жизни.

Забвение нравственных ценностей означает превращение человека в человекоподобное существо. Французский философ Э. Мунье считал, что «неандертальский человек ещё сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно снять культурные одежды».

В художественной литературе найдем немало примеров деградации человека в результате утраты им нравственных ценностей.

Одним из них, я считаю, является герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Плюшкин, который в результате забвения всех нравственных ценностей, стал «прорехой на человечестве».

Чем страшно забвение нравственных ценностей? Аргументы Н. В. Гоголь «Мёртвые души», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» ( ) 1Чем страшно забвение нравственных ценностей? Аргументы Н. В. Гоголь «Мёртвые души», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» ( ) 2

Таким образом, мы видим, что человек может убить в себе всё живое, все хорошие качества, испортить жизнь себе и окружающим, когда забудет обо всех нравственных устоях.

О деградации человеческой личности в результате утраты нравственных ценностей повествует и

М. Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы». В центре повествования Порфирий Головлёв, который «известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища ещё в детстве были ему даны Степкой-балбесом». С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные вещи ласковым голоском, «как истинный кровопивец, он не приступал к делу прямо, а начинал с околичностей». Его глаза источают «чарующий яд», а голос, «словно змей заползает в душу и парализует волю». Это уже не человек, автор дает ему исчерпывающую характеристику: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов». Ему, как и Плюшкину, тоже неведомы отцовские чувства: относится к старшим сыновьям с полным безразличием и холодностью, новорожденного сына отправляет в приют. Став владельцем имения, он чувствует себя свободным от каких-либо нравственных ограничений: выживает мать из дома, тиранит своих слуг и работников, «словами сгноить человека может». И чем больше становился его капитал, тем сильнее было желание наживы. Иудушкина алчность поглощала всё вокруг и в конце концов обратилась против него самого.

7 стр., 3441 слов

Контрольная работа: Нравственные ценности и эстетика в жизни ...

... способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны ...

Таким образом, мы видим, что Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента.

Оба примера, показывают, что такое утрата нравственных ценностей и к чему это может привести.