Образ крепостных крестьян в комедии недоросль

Сочинение

…Угнетать рабством себе подобных беззаконие. Д. И. Фонвизин

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В них не осмеиванье одного лица, а раны и болезни всего общества, выставленные напоказ».

Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..

Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному. Характерно при этом и отношение их — в частности, госпожи Простаковой и ее сына — к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды — родители платят еше и деньги невеждам — учителям».

На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна — раба в душе, то Простакова — истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин — дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум — против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — утверждает он.

1 стр., 440 слов

Традиции и новаторство комедии Фонвизина «Недоросль»

... литературным направлением, как реализм, который не был так популярен во времена работы Д.И. Фонвизина над «Недорослем». Название комедии указывает на то, что центральной темой должна стать ... помещичьего произвола. Д.И. Фонвизин посвящает свою комедию не только проблеме просвещения, что было свойственно классицизму, но и проблемам общественной несправедливости. Драматург обличает общественные ...

Читаемое в разделе:

  • Два недоросля в русской литературе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/problema-krepostnogo-prava-v-komedii-nedorosl/

  • «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
  • Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
  • Сатирические произведения Д.И. Фонвизина

Новые материалы раздела:

  • Сатирические произведения Д.И. Фонвизина
  • Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
  • «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
  • Два недоросля в русской литературе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/problema-krepostnogo-prava-v-komedii-nedorosl/

Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — сочинение

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием «Недоросль». Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет «рылом». Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков «уж такою рохлею родился». Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет «свиньи на голову выше каждого». Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: «А ты, скот, подойди сюда», «бестия», «собачья ты дочь», «твоя скверная харя». Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... и нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу ...

Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: «Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Простаков уже сумел заметить: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Похожие статьи:

Сочинения → Образы учителей Митрофана в комедии «Недоросль»

Сочинения → Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Комедия «Недоросль». Сочинение для 8 класса

Фонвизин Д.И. → “ Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинения → Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сочинение 8 класс

Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ­ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре­мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус­ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт­ной комедии «Недоросль» он очень выразительно изобра­зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото­рый принял уродливые формы в период усиления самодер­жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь­бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас­норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.

Неограниченный произвол помещичьей власти в коме­дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло­тил в отрицательных образах своей комедии сущность со­циальной силы крепостничества, показал типические чер­ты русских крепостников вообще, независимо от занимае­мого ими общественного положения». Властность, жесто­кость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

«Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может», «пре­зренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уро­дом». Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее стра­стная любовь к единственному сыну — шестнадцатилет­нему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомер­но она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмот­ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государ­ственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враж­дебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.

6 стр., 2947 слов

Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

... духовно. Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан. Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» ...

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жиз­ни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладо­ни, поскольку эти люди сами не считают нужным скры­вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре­рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра­щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са­мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво­рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо­ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра­зованны, умны, обаятельны, человечны. Материал с сайта //iEssay.ru

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме­рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу­ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту­пая против «двора», где «по прямой дороге почти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и про­блемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че­рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста­рый дядька да молодой барин».

Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола по­мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей коме­дии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм рус­ского крепостничества. Ему удалось создать выразитель­ные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и пред­ставителям народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • критика самодержавно крепостнического строя в недоросле
  • обличение чиновников в недоросле
  • проблема крепостничества в комедии недоросоль
  • проблема крепостничества в комедии недоросль
  • помещики крепостники в комедии недоросль