Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

Сочинение

В чем смысл финала комедии «Недоросль»?

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство).

Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.

Поистине возмездие пороку в его свойствах.

5 стр., 2461 слов

Урок литературы в 8 классе. «Образ Митрофанушки в комедии Д.И. ...

... нас думать, наблюдать и делать выводы. Написать письмо современному Митрофану из комедии Недоросль Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением ... так и их родителей. Сочинение на тему: «Есть ли сейчас Митрофанушки?» Самым известным произведением Дениса Ивановича Фонвизина можно считать комедию «Недоросль». Это творение завоевало ...

Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.

Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.

Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.

Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.

Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.

Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.

Замечание 1

Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.

Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 440 руб.
  • Реферат Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 260 руб.
  • Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.

«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.

В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.

Стародум. Характеристика

Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Сочинение Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» ... жестокой помещицей. Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя ...

Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование.

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.

Стародум — носитель идей дворянского просветительства, и его основным оружием является слово, которым он борется со «злонравием» дворян и правительства. Он осуждает беззаконие и рабство («Угнетать рабством себе подобных беззаконно», «где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права»).

Знаменательно, что, говоря о долге перед отечеством, о «должности дворянина» вообще, о добродетели, он не говорит о долге служить монарху. В то же время Стародум упоминает о «великом государе», который «есть государь премудрой», указывающий людям «прямое их благо». Но это не относится к нынешнему государю, чей двор болен «неисцельно». «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных», а при нынешнем дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся»; сегодня «у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет». Теперешнему двору Стародум противопоставляет славные времена Петра Великого, когда «придворные были воины, да воины не были придворными».

Много и подробно говорит Стародум о воспитании молодого дворянина, поверяя свои мысли племяннице и Правдину. Воспитание «должно быть залогом благосостояния государства», – говорит Стародум Правдину. «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу», наука же «в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Аналогичные суждения высказывает Стародум в беседе с Софьей: «Ум, коль он только ум, самая безделица. …Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».

Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно… чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»

1 стр., 472 слов

Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? материал ...

... говорит о высших ценностях человека, его нравственности и добродушии. Так, хочется добавить, что люди ... на крайний, а может и безнравственный поступок: играет с мальчиком в игру на деньги. Это неправильный поступок ... пример бескорыстия и отзывчивости. Затрагивая тему отзывчивости, хочется привести в пример ... и старательно, даже несмотря на неуспеваемость по французскому языку. О проблемах мальчика узнает ...

Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся.

Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину.

Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-chem-smyisl-finala-komedii-nedorosl/

Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997. Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.

Пьеса и ее герои

События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.

Пьеса состоит из пяти действий:

  • в I-м читатель знакомится с главными героями и непростой ситуацией бедной сироты Софьи, которую рвут на части два жениха;
  • во II-м появляется давний возлюбленный главной героини Милон;
  • в III-м после длительного отсутствия возвращается дядя Софьи Стародум;
  • в IV-м д выясняется, что молодой офицер, которого Софье определил в мужья дядя и есть её любимый;
  • в V-м все герои пьесы получают по заслугам.

Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам

10 стр., 4820 слов

Взаимоотношения стародума с другими персонажами. Недоросль характеристика ...

... Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин. Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии ... некоторыми современными философами. Герои «Недоросля» Фонвизина «Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е., – должен обладать ...

Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.

Действующие лица:

  • господа Простаковы — хозяева имения;
  • Митрофан Простаков — их сын, «недоросль»;
  • Правдин — чиновник, олицетворяющий закон в пьесе;
  • Стародум — дядя Софьи;
  • Софья — главный персонаж, сирота, воспитанница Простаковых;
  • Милон — любимый главной героини;
  • Тарас Скотинин — алчный брат Простаковой;
  • Еремеевна — крепостная нянька;
  • Кутейкин — жадный до денег учитель;
  • Вральман — конюх, выдавший себя за немца-педагога.