Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания

Сочинение

В произведении «Недоросль» тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.

Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения – «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать».

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «…ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «…имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…» Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что необязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «…Золотой болван — все болван…»

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» критикует невежественное дворянство, жестоких крепостников и коррупцию. Однако, помимо этого, пьеса затрагивает еще одну проблему — проблему воспитания. Как изменить ситуацию и превратить молодое поколение, включая главного героя Митрофанушку, в поддержку государства? Фонвизин считал, что единственное решение — в воспитании молодых людей в духе просветительских идеалов, в посеве идей добра, чести и долга в их умах.

2 стр., 537 слов

Проблема детской жадности по тексту Могилевской. Деньги – это ...

... спас жизнь. Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: детская жадность – проблема, на неё стоит обращать внимание. И, может быть, воспользовавшись ... менее важный смысл. Позиция автора достаточно убедительна: детская жадность – это проблема. С ней нужно бороться. Как? Собственным примером. Покажите ... Он дарит ему свой заячий тулупчик, хотел дать и денег, но Савельич не позволил. Когда Пугачёв, а ...

Главный герой пьесы, Митрофанушка, растет влиянием своей матери и крепостничества, что делает его незнающим и равнодушным. Учителя тоже не смогли дать ему достойного образования, так как они сами были необразованными. Митрофанушка не интересуется учебой и, если что-то не получается, просто бросает это дело и переходит к другому. По итогу трехлетнего обучения, он ничего не узнал нового.

Госпожа Простакова предпочитает бывшего кучера Вральмана в качестве учителя Митрофана, так как он не утомляет ее сына и позволяет ему отдохнуть, если он устает. В результате такого недостойного воспитания, Митрофанушка приводит свою мать до обморока и проявляет бессердечие.

Проблема воспитания актуальна и будет актуальна всегда. Именно поэтому комедия «Недоросль» будет интересна и полезна современному читателю. Она показывает последствия недостойного воспитания и заставляет задуматься как молодых читателей, так и их родителей.

Тема воспитания является одной из ведущих в комедии. Она прослеживается на протяжении всего произведения. На первых страницах мы сталкиваемся с сценами «воспитания» Митрофанушки. Его недостатками занимаются в первую очередь его родители, особенно мать – госпожа Простакова. Она относится к крепостным не как к людям, а как к бездушным предметам, ругается и избивает их. Подобное общение привычно для нее как с слугами, так и с членами семьи, в том числе с мужем. Единственным исключением является ее сын, которого она балует. Простакова не понимает, что таким образом она подрывает свою же человеческую достоинство и уважение.

Митрофанушка усваивает от матери способы обращения с людьми, что проявляется в его отношении к няне Еремеевной и другим крепостным, а также к его родителям. Драматург указывает, что Митрофан перенял манеру обращения от матери, что наглядно отражается в его фразах. В результате он вырастает избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным. Его единственным интересом являются собственные развлечения. Митрофанушка не привык к труду, каждую новую знаний он получает с большими трудностями. Он не видит в образовании никакой пользы, единственное, что он хочет, это собственную выгоду.

Таким образом, автор показывает, что основываясь на государственной политике, провинциальное дворянство живет разгульным образом, не заботясь о своем развитии и принципах уважения к другим.

Некоторые учителя в пьесе «Недоросль» Фонвизина несерьезны и не обладают достаточными знаниями. Кутейкин, Цыфиркин и Вральман — все они предоставляют Митрофану лишь незначительные и неполные знания, которые он все равно не может запомнить. Фонвизин критикует этих учителей, показывая комические сцены, в которых молодой Простаков получает образование. Однако, за смехом скрывается горькое негодование драматурга, потому что такие недостойные преподаватели будут влиять на будущее России.

В отличие от этого, Фонвизин представляет в пьесе свою идею идеального воспитания. Основные принципы его идеала содержатся в речах Стародума, который во многом является голосом самого автора. Стародум делится своим опытом и мудростью с Софьей, его племянницей, что представляется как ещё один способ воспитания — передача жизненной мудрости от старшего поколения к младшему.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Сочинение Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» ... Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не ... и воспитания «недорослей», существующей ...

Из разговора между Софьей и Стародумом мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброе мнение о себе от достойных людей». Она стремится жить так, чтобы не обижать других людей. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» относятся к общественной деятельности дворянина, где «степень знатности рассчитывается по числу дел, которые большой господин сделал для отечества». Он также говорит о том, что настоящее богатство заключается не в накоплении денег, а в помощи нуждающимся, и честный человек должен быть полностью честным.

В дополнение к этому, Стародум дает указания относительно «дел сердечных» и семейной жизни честного человека: нужно иметь дружбу с мужем, которая походит на любовь, так как она будет более прочной, и муж должен следовать рассудку, а жена должна следовать мужу. И, наконец, самое главное учение: «счастье состоит в том, чтобы чувствовать себя достойным всех благ, которыми можно наслаждаться».

Я считаю, что указания Стародума найдут отклик у Софьи и Милона и приведут к положительным результатам в их воспитании. Они будут руководствоваться этими указаниями и передавать их своим детям.

Проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Драматург ставит вопрос о будущем России и связанную с ним проблему воспитания. Писатель не удовлетворен реальным положением дел в этой области и считает, что дворянство деградирует, превращаясь в невежественную толпу. Такое положение во многом обусловлено попустительством Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может изменить ситуацию. В комедии носителями этих идей являются Стародум, Софья, Милон и Правдин.

Писатель излагает свою воспитательную программу на страницах произведения, высмеивая при этом пороки и недостатки русского дворянства, вызывающие его презрение.

Один из главных персонажей комедии — Митрофанушка (Простаков Митрофан), сын помещиков Простаковых. Ему 16 лет, и он считается недорослем, так как не достиг совершеннолетия. Митрофанушка отличается тупостью, невежеством и ленью. Он груб и жесток, не ценит своего отца и издевается над учителями и крепостными. Матери он пользуется, вертя ею, как хочет.

Митрофанушка остановился в своем развитии, и Софья говорит о нем, что он уже достиг последней степени своего совершенства и не будет продолжать развиваться. У него сочетаются черты тирана и раба. Когда не удается осуществить план Простаковой по женитьбе сына на богатой воспитаннице Софье, Митрофанушка ведет себя как раб, униженно просит прощения и покорно принимает свой приговор — идти служить. Рабское воспитание привито ему крепостной нянькой и всему окружению Простаковых-Скотининых, у которых понятия о чести извращены.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства. Из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Причина такой деградации заключается в неправильном, уродующем воспитании.

2 стр., 604 слов

Человек и история в древнерусской литературе на примере комедии ...

... и образованность его граждан. 8 класс по литературе, 7, 9 класс [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-chelovek-i-istoriya-v-folklore-klass-nedorosl/ Образования и воспитания в комедии Недоросль В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин ... Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. ...

Образ Митрофанушки в комедии «Недоросль» Фонвизина: анализ и значение

Комедия Фонвизина «Недоросль» занимает выдающееся место в русской литературе XVIII века. Она стала не только ярким образцом жанра, но и зеркалом, отражающим нравы и образ жизни русского общества того времени. Центральный персонаж этой комедии, Митрофанушка, стал символом недоразвития, невежества и глупости. Понятие «недоросль» приобрело впоследствии нарицательный характер и стало употребляться для обозначения необразованных и наивных людей.

Фонвизин, будучи наблюдателем исторических событий и общественных перемещений своего времени, четко уловил проблемы образования и воспитания в русском обществе XVIII века. Отсутствие надлежащего образования ведет к формированию неполноценных личностей, каким были многие персонажи его произведения. Интерес Фонвизина к человеку, его характеру и внутреннему миру, отразился в образе Митрофанушки. Этот персонаж стал воплощением типичного недоросля, выставленного автором как объект насмешек и критики.

Резкая социальная критика Фонвизина проявляется в комедии через противоречие между высокими титулами и должностями персонажей и их низменным умственным уровнем. Эта сатирическая атака на образование и нравственность своего времени является ключевым элементом комедии. Автор исследует не только проблемы образования, но и корни этих проблем, показывая, как недостаточное воспитание формирует умы, не способные к логическому мышлению и разумному поведению.

Таким образом, образ Митрофанушки в комедии «Недоросль» Фонвизина становится ярким символом недостаточного образования и воспитания в русском обществе XVIII века. Через этот персонаж автор высмеивает недостатки системы образования своего времени и показывает, как они влияют на формирование личности и социума в целом.

Исследование героев и темы воспитания в комедии

В комедии, представленной в тексте, четко выделяются две противостоящие друг другу группы персонажей. С одной стороны находятся благовоспитанные и уважаемые личности: девушка Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон и честный чиновник Правдин. С другой стороны стоят помещица Простакова, ее подчиненный муж, брат Тарас Скотинин и сын Митрофан. У каждого из героев явно выражены определенные черты характера, которые подчеркивают их социальный статус и мировоззрение.

Простакова и ее семья отличаются эгоистичным мировоззрением и абсолютной уверенностью в том, что мир существует только для их удобства и интересов. Эта уверенность проявляется в их поведении и диалогах. Например, Простакова, узнав о возвращении предположительно умершего Стародума, реагирует агрессивно и отказывается признать его возвращение. Это свидетельствует о ее склонности видеть мир исключительно через призму своих выгод.

Важным аспектом комедии является то, что герои из разных лагерей не способны понимать друг друга из-за различий в их мировоззрении. Их восприятие одних и тех же слов и событий сильно различается. Например, Митрофан, сын Простаковой, описывает свои знания истории, полученные от скотницы. Это свидетельствует о том, что он не получил должного образования и не умеет правильно понимать значения слов. Это подчеркивает тему воспитания как центральный момент комедии.

6 стр., 2641 слов

Какие авторские идеалы воплощены в комедии Фонвизина «Недоросль»?

... тема произведения — необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны. Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль , Недоросль Вопросы и наследственности В пьесе, следует отметить, важное ... Простакова лишь балует Митрофана и говорит о том, что ему не пригодится образование. Пара женихов — Милон, видящий идеал и своего друга в Софье, любящий ...

В пьесе «Недоросль» одной из главных тем является воспитание. В ходе событий автор показывает несколько подходов к образованию и формированию личности, каждый из которых приводит к различным результатам.

Героиня Софья представлена как разумная и образованная женщина, которая читает книгу Фенелона о воспитании девиц и обсуждает ее с дядюшкой. Она придерживается новых требований и понимает, что воспитание должно быть комплексным и нацелено на формирование личности.

Скотинины, напротив, гордятся своей невежественностью и отказываются учиться. Однако Простакова, матерь Митрофана, признает, что воспитание сына на сегодняшний день должно быть иным, нежели в ее время. Поэтому она пытается передать сыну свою любовь и заботу, но без осознанного и внимательного подхода к воспитанию.

Учителя Митрофана также пытаются добросовестно выполнить свою работу, но в итоге не смогли дать ему полноценного воспитания. Они учат его внешним знаниям, но не формируют его как личность.

В результате всех этих воздействий Митрофан становится не только невеждой, но и бессердечным человеком. Он не умеет любить и проявлять сострадание. Ему не удалось выучиться этому, так же как и немецкому языку или математике.

Пьеса показывает, что воспитание должно быть целостным и осознанным. Одних только внешних знаний или любви недостаточно для формирования личности. Важно наставлять ребенка на путь истинный и воспитывать его как человека, способного к любви и состраданию.

Оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии «Недоросль», не получили должного воспитания, и из-за этого они находятся ближе к животным, а не к людям на эволюционной лестнице. У них отсутствует духовная жизнь и поиск истины, так как они лишены внутренней жизни. Они управляют Россией, принадлежа к верху русского общества — дворянству, и в комедии эта проблема раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан Простаков ничем не отличается от своих родителей, но он является будущим России.

Митрофан Простаков характеризуется необразованностью и невоспитанностью. Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера. В свои 15 лет он все еще считается ребенком, и его родители многое прощают ему, считая, что это временное явление. Родители балуют сына, полагая, что взрослая жизнь достаточно сложна, и поэтому его детство должно быть беззаботным. В результате, Митрофан Простаков не развивается и не приобретает необходимые качества характера.

Митрофан, герой рассказа «Недоросль» Дениса Фонвизина, является избалованным и растет в безнаказанности. Он груб и жесток не только по отношению к крестьянам и учителям, но и к своим родителям. Ему не приходится наказания за свои поступки, что только укрепляет убеждение в правильности его действий и делает его еще более беспощадным.

Митрофан не интересуется ничем, кроме своей будущей женитьбы. Он не умеет находить красоту и эстетику в природе и искусстве, и в этом отношении напоминает животное, руководствуясь только основными инстинктами. Он очень ленив и предпочитает тунеядство и жалобничество размеренной жизни. Митрофан не стремится достичь чего-либо в жизни, хотя имеет потенциал для развития. Он осознает свою глупость, но не видит в этом проблемы, считая, что в мире хватает глупых людей, с которыми он сможет найти общий язык.

9 стр., 4200 слов

Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы

... родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан. Сочинение Учителя Митрофанушки В комедии «Недоросль» автор поднимает очень значимые проблемы воспитания и образования. Митрофан, главный герой ...

Родители Митрофана исключительно любят своего сына и не обращают внимания на его взаимодействие с другими людьми. Они никак не корректируют его ошибки и не учат его правилам общения, что приводит к неблагоприятным последствиям.

Митрофан относится к людям в зависимости от их социального положения в обществе. Он стремится соответствовать минимальным этикетным нормам, когда имеет дело с важными людьми, но с простыми людьми не стесняется проявлять свою грубость.

Глава 2: Психологический портрет Митрофана Простакова**

Митрофан Простаков выделяется на фоне аристократии своего времени не только своей низкой образованностью, но и агрессивным, пренебрежительным отношением к учителям и окружающим. Его отношения с учителями и воспитателями, как и с другими людьми, оставляют желать лучшего.

**1. Грубое отношение к учителям и низшим по статусу**

Митрофан проявляет откровенное пренебрежение к своим учителям, чаще всего высказывая оскорбительные и неприличные реплики. Например, он обращается к своему учителю с такими фразами, как «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Такое отношение является явным нарушением норм этикета и учтивости.

**2. Оскорбления в адрес няни и даже матери**

Митрофан не ограничивает свою грубость только в отношении учителей. Он также оскорбляет свою няню, называя ее «старой хрычовкой». Даже его собственная мать не ускользает от его грубых высказываний. Периодически он упрекает ее в том, что она ему надоела, и даже шантажирует, грозясь покончить с собой. Он цинично подводит итог ее стараниям, говоря: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя». Такие действия Митрофана могут вызвать беспокойство и тревожность в его окружении.

**3. Отношение к обучению**

В отличие от большинства аристократических семей, которые стремились предоставить своим детям лучшее образование, родители Митрофана вынуждены учить своего сына, исключительно из-за обязательного указа Петра I. Они не видят в образовании ценности исключительно в самих знаниях, скорее, оно для них является обузой, которую им приходится нести.

**Заключение**

Образ Митрофана Простакова представляет собой антипод типичного аристократа своего времени. Его грубое и агрессивное отношение к учителям, няне и даже собственной матери свидетельствует о его недостатке воспитания и недооценке образования. Такой образ Митрофана также подчеркивает актуальность указа Петра I об обязательном образовании дворян, ибо, как показывает этот пример, необразованность в то время была распространенной проблемой, требующей коррекции.

Родители Митрофана не обладают образованием, основывая свои знания на жизненном опыте. Они не придают значения образованию и считают науку чем-то ненужным и модным. Такое отношение родителей, особенно матери, вызывает у Митрофана ощущение бесполезности образования. Родители Простакова не смогли объяснить ему необходимость образования и перспективы, которые открываются перед образованным человеком. Фактически они не могли сделать это, так как мать Митрофана считала учебу злом, чему время от времени подливала масла в огонь, говоря: «друг мой, ты хоть для вида учись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!». То есть мать никоим образом не осуждала сына за его безразличное отношение к образованию, что еще больше убеждало Митрофана в его бесполезности и ненужности, а также в том, что все это делается только «для галочки». Такое отношение сказалось на его негативном отношении как к процессу обучения, так и к преподавателям. За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на шаг, поэтому он до сих пор остается «недорослем». Из-за недостаточных знаний он не может получить документы, подтверждающие его образование, но его родителей это мало волнует. За четыре года обучения грамоте Митрофан все еще читает по слогам, прочтение новых текстов для него остается неразрешимой задачей, а с уже знакомыми текстами дело обстоит не лучше — Митрофан постоянно допускает ошибки. С арифметикой дела тоже не обстоят оптимистично — за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

8 стр., 3813 слов

Каким я увидел митрофана из комедии недоросль

... Семейной чертой Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека. Сочинение на тему: ...

Единственное, где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в его исключительной предрасположенности к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать. Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя. Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации. С одной стороны, родители его не видят смысла в образовании и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя не могут обучить чему-либо юношу. Ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно», но ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» является одной из самых важных тем. В произведении показывается, насколько важно уметь правильно воспитывать человека с самого детства.

Проблема воспитания молодых людей в комедии «Недоросль» Фонвизина

Комедия «Недоросль», написанная в восемнадцатом веке, является ярким примером того, как автор Фонвизин отображает идеал русского помещика того времени. В это эпоху воспитание было грубым и жестоким, и именно таким образом были воспитаны главные герои комедии, Скотинин и Простакова. Они были жестокими, злыми, завистливыми и жадными, и их отношение к простому люду было настолько жестоким, что они рассматривали их как рабов, ничего не делая для улучшения их положения.

Фонвизин настойчиво подчеркивает, что такое жестокое обращение с простыми людьми помещиками ставит под сомнение будущее их детей и даже внуков, если не произойдет изменений в обществе. Это говорит о том, что плохое воспитание и жестокость передаются из поколения в поколение, оставаясь неизменными.

7 стр., 3112 слов

Смешное и грустное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

... от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание […] Над чем меня заставила задуматься комедия «Недоросль» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которую ...

Важной темой в комедии Фонвизина является вопрос воспитания. Семья Скотининых и Простаковых, даже несмотря на их благородные имена, демонстрирует, как не следует воспитывать своего сына. Отец и мать сами слишком глупы и невежественны, чтобы сделать из своего сына настоящего дворянина. Мать ищет учителя для сына, но находит лишь мошенников, в то время как отец пытается приобрести благосостояние силой. Несмотря на наличие средств, они так и остаются простыми и негодными для статуса дворян. Фонвизин часто насмехается над этой неуклюжей парой, которая сами не знают, чего они хотят.

Реформа образования дворян в 1714 году

В 1714 году был издан указ царя-реформатора о введении обязательного образования для дворян. Теперь каждый дворянский ребенок должен был получить свидетельство об образовании.

Введение понятия «недоросль»

Те, кто не успел или не желал получить образование, стали называться «недорослями». Они были не считались готовыми к взрослой жизни, службе, браку и ответственности.

Фальшивое и истинное воспитание

Родители главного героя комедии, Митрофана, наняли учителей не для того, чтобы он получил новые знания и просветился. Это делалось просто на виду. Мать даже приказывала сыну учиться ради вида, считая, что дворянскому потомству не нужна грамота и «вредить головушке». Кучер, который обучал Митрофана тонкостям светской жизни, советовал ему не окружаться слишком умными людьми и держаться своего круга.

Негативные черты главного героя

Митрофан отличается крайней грубостью и плохим характером. Он считает все это нормой в отношениях с окружающими, так как такой пример подавала ему его мать – злобная и жестокая Простакова. Неудивительно, что Митрофан отталкивает свою нуждающуюся в поддержке матерь. «Злонравия достойные плоды» – избалованность, лень и стремление избавить ребенка от тягот ведут к такой развязке. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, который бы уважал своих родителей и окружающих, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается в семье.

Идеи Фонвизина о воспитании

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин выражает свои собственные идеи и размышления. По его мнению, главное – иметь доброе сердце и чистую душу. Намного ценнее для ребенка является достойное воспитание, хорошее образование и стремление к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина остается актуальной до сегодняшнего дня, так как она отображает все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

«Недоросль» — лучшее произведение Фонвизина.

Образ Простаковой.

Образ Митрофанушки.

Передовые люди в комедии (образ Стародума).

Денис Иванович Фонвизин — один из крупнейших русских писателей XVIII века. Его лучшая комедия «Недоросль» до сих пор входит в репертуар многих театров. Одной из главных проблем, поставленных в этой комедии, является проблема воспитания молодого поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский).

Конечно, в связи с вопросом воспитания в комедии «Недоросль» следует рассматривать образ Митрофанушки, но, думаю, более важным моментом здесь является анализ окружения, в котором растет и воспитывается недоросль.

8 стр., 3604 слов

ДАЮ 15 БАЛОВ!!!!!Почему Митрофан вырос необразованным и невоспитанным ...

... недорослем и неучем. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана. Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не ... Хотя Еремеевна не получала ни копейки за воспитание недоросля, но старалась его ... которые не заслужил, так как ничему не смог научить Митрофана. А Мать Простакова такая ...

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать — госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может — лепит по своему образу и подобию.

Уже в самом начале комедии обозначена позиция госпожи Простаковой в вопросе образования. Она считает «скотским рассуждением» замечание Тришки, который говорит о том, что кафтан должен шить специально обученный человек — портной. Возмущает ее и тот факт, что Софья умеет читать: «Вот до чего дожили! К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!» Сама же Простакова читать не умеет и это считает признаком хорошего воспитания. Однако для своего Митрофанушки она не жалеет ничего, старается его «воспитывать», «троим учителям» платит. Простакова уверена, что ее Митрофанушка не хуже остальных родственников, которые «на боку лежа, летят себе в чины».

Образы учителей и Простаковых

Митрофанушка, как и его семья, оказался весьма необычной личностью. Его «педагоги» не сулили ему глубоких знаний. Напротив, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, по сути, не были способными преподавателями. Эти учителя, подобранные его матушкой, вызывали смех. Цыфиркин, бывший отставным солдатом, преподавал арифметику, а Кутейкин, семинарист-недоучка, обучал грамоте, хотя и сам не преуспел в образовании. Вральман, бывший кучер, должен был обучить Митрофанушку иностранному языку и хорошим манерам, а также дать представление о жизни «света». Ясно, что от таких учителей трудно ожидать глубоких знаний.

За всеми уроками строго следила Простакова. Она беспокоилась за сына и опасалась, что учение может повредить его уму. Именно поэтому она часто объявляла конец занятиям, которые едва начинались.

Неграмотность и негодные качества Простаковой

Простакова не только проявляла неграмотность, но и обладала недостойными человеческими качествами. Она не уважала своих слуг и относилась к ним с презрением, называя их «скотами» и «уродами». Даже болезнь Палашки не вызывала сочувствия у Простаковой, так как она считала ее «не благородной». Еремеевна, верная служительница, получала всего пять рублей в год и «пощечины на день». Простакова была также лицемерной, стараясь изображать себя в лучшем свете, особенно перед Софьей, когда узнала о ее богатстве.

Несмотря на любовь к сыну, Простакова осознавала, что он будет окружен умными людьми, и его недостатки будут замечены. Она боялась, что его прозвали «дураком», и в этом она, кажется, была права. Вральман утверждал, что на свете много таких, как Митрофанушка.

Поведение Митрофанушки

Митрофанушка унаследовал не только неграмотность, но и грубость от своей матушки. Он не проявлял интереса к учебе и предпочитал пресмыкаться перед теми, от кого мог получить выгоду. Даже к матери он относился не всегда с уважением и, когда ее замыслы не удавались, грубо отворачивался от нее.

Противопоставление образов

Противопоставление образов учителей и Простаковых возвышает героев Стародума, Милона, Софьи и Правдина. Эти персонажи символизируют будущее общества и страны, представляя собой противоположность невежественной семье Простаковых.

Образ Стародума как идеал просвещенного передового человека

В комедии Фонвизина «Недоросль» образ Стародума является воплощением авторского идеала просвещенного передового человека. Автор считает, что передовой человек должен быть образованным и высоконравственным.

Стародум утверждает, что его отец воспитывал его по принципу «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Он считает, что не только ум, но и благонравие делают честь человеку. По его мнению, наука без моральных ценностей превращается в оружие для зла.

Зависимость благосостояния государства от воспитания молодого поколения

Стародум и Правдин, обсуждая «достойных людей», приходят к выводу, что благосостояние государства зависит от качества воспитания молодого поколения. Они осознают, что будущее страны зависит от того, какие ценности и навыки передадут молодым.

Актуальность проблемы воспитания, поднятой в комедии «Недоросль»

Фонвизин в своей комедии «Недоросль» затрагивает серьезную проблему воспитания, которая остается актуальной на протяжении времени. Именно благодаря освещению этой проблемы, «Недоросль» не утратил своей актуальности и в наше время. Имя Митрофанушки стало нарицательным и символизирует недоразвитость и несформированность личности вследствие недостаточного воспитания.