Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

Сочинение

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Сочинение на тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин

Смысл названия комедии «Недоросль»

«Недоросль» — наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово «недоросль» также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным

и приобрело второй смысл — глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан — сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По ее мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено

все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения. Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне, которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан — это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все ее приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум, говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

2 стр., 528 слов

Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)

... высокие должности. Именно это пытается донести Фонвизин своей поэмой, дабы предотвратить деградации общества того времени. ` Какой смысл названия комедии «Недоросль»? Популярные сочинения Произведение, основной тематикой которого является ... прожить и без образования. Долгие годы обучения не принесли никаких плодов. Митрофан не научился ни читать, ни писать. Этому способствовало воспитание его ...

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

2 стр., 684 слов

Образ Стародума в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

... между ними. Это тот человек, который взял лучшее от обоих. Фактически этот образ является идеалом самого Фонвизина. После создания пьесы автор даже надумал выпустить журнал под названием «Стародум», ... Недоросль». Когда его племянница Софья потеряла родителей, он взял ее к себе и воспитал настоящей нравственной личностью. Стародум ... честному подлость невозможно. Стародум уверен, что потомков дворян ...

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

«Недоросль» смысл названия комедии Фонвизина

Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!

».

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета).

Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

Характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль» Фонвизина

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... и нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу ... Простакову на уроке Митрофана: «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе ...

Предыдущая

Сочинения«Недоросль» проблема воспитания в комедии Фонвизина – сочинение по теме

Следующая

Сочинения«Недоросль» анализ произведения Фонвизина

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»

Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову. В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям. Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами. Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

8 стр., 3604 слов

ДАЮ 15 БАЛОВ!!!!!Почему Митрофан вырос необразованным и невоспитанным ...

... научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Иначе, чем крепостники-помещики, показаны в комедии «Недоросль» учителя Митрофанушки. Из них с наибольшим сочувствием ... трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ ...

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

5 стр., 2378 слов

Какова роль матери в жизни ребенка?

... находит отклик в человеческой душе. Ведь не найти человека более близкого и родного, чем мама. Сочинение: Роль матери в становлении личности ребёнка (420 слов) Матери оказывают сильное влияние на своих детей. Они делятся ... в жизни есть человек, который любит меня. От того, что я знаю, как она переживает за меня, я чувствую свою цену. Конечно цена не в материальном, а в духовном смысле. ...

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

3 стр., 1064 слов

Проблемы в комедии Недоросль Фонвизина

... таких, является знаменитая комедия «Недоросль», написанная в конце 18-го века. Проблемы, которые поднимает Фонвизин в этом ... не тратит свое «драгоценное» время на получение образования. Как нам известно, дети – это отражение своих родителей. ... тем самым сильно избаловав подростка. Прелестей учения она не видела, а значит зачем давать образование своему чаду? Учителя, нанятые госпожой, выполняли лишь ...

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Софьи↑ Фонвизин Д.И.Тема и идея комедии Недоросль →

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Иванова

    Александр Андреевич Иванов был сторонником академизма, признан был при жизни. Он слыл трудолюбивым, жил скромно. Его главной темой для творчества была библия, истории их неё.

  • Сочинение на тему Земля — планета

    Земля – планета, где мы с вами живём. Это наш дом, наш мир. Пускай, для космоса он очень мал, но для нас – невероятно велик. И очень ценен.

  • Сочинение по картине Дождь в дубовом лесу Шишкина (3 класс)

    Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 –м году, когда Шишкин был на пике своего творческого потенциала. Она продумана автором до мельчайшей детали, до малейшего штриха, что видно даже невооруженным глазом.