Экзамен Митрофанушки (анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»)

Сочинение

В четвертом действии фонвизинской комедии есть сцена экзамена Митрофанушки. Автор неслучайно располагает данную сцену в четвертом действии. В предыдущих действиях писатель демонстрирует сущность самого недоросля Митрофанушки, отношение его родителей к образованию и сущность тех учителей, которые якобы давали Митрофану знания. В сцене же экзамена Митрофанушки демонстрируется полная необразованность как шестнадцатилетнего дворянина, так и его родителей.

Стародум, видя необразованность Цыфиркина и Кутейкина, понимает, что они ничему хорошему Митрофана научить не смогли. Стародум хочет посмотреть, чему Митрофана смог научить учитель-немец, который занимался с Митрофанушкой французским языком и науками.

Автор показывает, что уверен в том, что обучение с тремя учителями пошло ему на пользу. Он хвалится перед Правдиным, говоря, что он знает грамматику.

Правдин спрашивает у Митрофана, что он знает о грамматике, на что недоросль кратко отвечает: «Много. Существительна да прилагателъна». Когда Правдин спрашивает у Митрофана, какой частью речи – именем существительным или именем прилагательным – является слово «дверь», Митрофанушка отвечает, что та дверь, которая уже «приложена», является прилагательным, а та дверь, что еще стоит, не приделанная, является существительным.

Такие комичные размышления Митрофана не могут не вызвать читательский смех. Вызывают смех ответы недоросля и у положительных персонажей. Стародум задает Митрофану вопрос: «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?». Этот вопрос имеет явный иронический и даже сатирический характер, однако Митрофан из-за своей глупости и необразованности не может понять, что Стародум смеется над ним. Не могут этого понять и родители Митрофана, которые радуются тому, что Правдин сказал, что Митрофанушка силен в грамматике, хотя и это высказывание несет иронический характер.

, Стародум и Милон продолжают проверять знания Митрофана. Они понимают, что недоросль не знает ни того, что такое история, ни того, что такое география. История рассматривается Митрофанушкой как рассказ о чем угодно, а не как наука. О географии Митрофан и вовсе не слышал, как не слышала об этой науке и госпожа Простакова.

10 стр., 4763 слов

Митрофан произведение. Почему митрофанушка стал недорослем. Отношение к учебе

... Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. ... на Софье, то сюжет сосредоточен на теме ... существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления ... XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно ...

Сцена экзамена Митрофанушки, во-первых, показывает, что учителя Вральман, Цыфиркин и Кутейкин ничему не смогли научить Митрофана, во-вторых, демонстрирует полную необразованность Митрофанушки и его близких, в-третьих, показывает отношение Митрофанушки и его близких к образованию.

Интересно, что в экзаменацию Митрофанушки вклинивается его мать. Она не знает, что такое география, даже больше: она ни разу не слышала этого слова. Переспросив, как звучит слово «география», госпожа Простакова говорит «еоргафия». Когда же Правдин объясняет, зачем нужно изучать географию, госпожа Простакова в изумлении отвечает: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело». Д.И. Фонвизин вновь подчеркивает, что недоросль так и останется недорослем с такими необразованными родителями, для которых образование носит лишь формальный характер.

Комичная по своему характеру сцена экзамена Митрофанушки введена для того, чтобы ярко продемонстрировать, к каким результатам приводит формальное обучение дворян, которые не хотят учиться сами и которым потворствуют родители, не видящие смысла в образовании.

Понравилось сочинение? А вот еще: