Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Сочинение

Анализ образа Митрофана-Недоросля

В комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина главным героем является Митрофанушка-недоросль, который представляет собой типичного представителя молодежи того времени. Фонвизин изображает его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Образ Митрофана-Недоросля играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому требует подробного анализа.

Митрофанушка-недоросль тесно связан с темой воспитания в произведении. Неправильное воспитание стало причиной его злонравия и всех его отрицательных черт. Влияние его матери, Госпожи Простаковой, играет важную роль в формировании его характера. Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Ее взгляды и ценности передаются Митрофанушке через воспитание.

Материальное благополучие и власть для Простаковой являются главными ценностями, и она передает эти взгляды своему сыну. Митрофанушка изображен «маменьким сынком», который ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Он не проявляет никакой самостоятельности, ленится и не желает учиться. Это свидетельствует о его недоразвитости и отсутствии внутренней мотивации к самосовершенствованию.

Простакова также влияет на Митрофана-Недоросля через свое отношение к другим людям. Она относится к слугам жестоко и грубо, чему подвергается и сам Митрофан. Это формирует его отношение к близким людям – он готов обмануть или предать их ради своей выгоды. Примером этого является сцена, где Простакова уговаривает Скотинина взять Софью в жены, чтобы избавиться от «лишнего рта». Это демонстрирует его эгоистичность и отсутствие моральных принципов.

Образ Митрофана-Недоросля в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина является отрицательным персонажем, который вызывает смех своими глупыми высказываниями и невежеством. Он символизирует недоразвитость и неправильное воспитание молодежи того времени. Через этот образ Фонвизин передает идею о необходимости правильного воспитания и образования для формирования гармоничной личности и будущего гражданина.

Рассматривая воспитание главного героя комедии «Недоросль», Митрофана, невозможно не отметить влияние его отца и дяди на его личность. Отец Митрофана, Простаков, предстает перед нами как слабовольная тень своей жены. Именно пассивность и стремление передать инициативу более сильному оказали влияние на Митрофана. Парадоксально, что Правдин, другой персонаж комедии, описывает Простакова как глупого человека, однако его роль в произведении настолько незначительна, что читатель не может до конца определить, насколько это правда. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, подобно остальным, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне и тем самым демонстрируя безвольность и безынициативность сыну. Ему все равно, как было, все равно, пока Простакова издевалась над крестьянами и распоряжалась его имуществом по своему усмотрению.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... Простакову на уроке Митрофана: «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не ...

Вторым мужчиной, оказавшим влияние на воспитание Митрофана, является его дядя Скотинин. В сущности, Скотинин представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже объединяет общая любовь к свиньям, общество которых им кажется намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Митрофан, главный герой комедии «Недоросль» А.Н. Фонвизина, является сборным образом негативных черт современных помещиков. Автор воплощает в нем такие негативные качества, как жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность.

1 стр., 440 слов

Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? ...

... имеют образования и воспитания. Фонвизин изобразил негативных персонажей в ироничных красках, показав их низменную животную сущность. Простакова, Скотинин и Митрофан – три практически одинаковых лица злонравия в комедии. Понравилось сочинение? А вот ...

Митрофан представляет собой типичного представителя дворянской среды, который, несмотря на свое происхождение, не обладает ни образованием, ни культурой. Он не интересуется ни наукой, ни искусством, предпочитая проводить время в праздности и безделье. Вместо того, чтобы развиваться и учиться новому, Митрофан предпочитает погружаться в свои собственные маленькие заботы и удовольствия.

Помимо этого, Митрофан проявляет жестокость и безразличие к страданиям других людей. Он не испытывает сострадания к своим подчиненным и не проявляет уважения к людям из низших социальных слоев. Его грубое и пренебрежительное отношение к другим является проявлением его недостатка моральных ценностей.

Кроме того, Митрофан подхалимничает высшим чиновникам и помещикам, стремясь выгодно выделиться и подчеркнуть свое превосходство. Он готов принести любые жертвы, лишь бы получить личную выгоду и покровительство своих начальников. Такое поведение является низменным и лишенным нравственных принципов.

Автор также указывает на гражданскую пассивность Митрофана, который не интересуется общественными делами и не проявляет активности в улучшении жизни людей. Он ограничивается своей маленькой собственной жизнью и не задумывается о благе общества в целом.

Образ Митрофана в комедии «Недоросль» А.Н. Фонвизина напоминает нам о том, какими становятся люди, когда они перестают развиваться, учиться новому и забывают о вечных человеческих ценностях — уважении, доброте, любви и милосердии. Этот образ является предостережением и призывом к развитию и самосовершенствованию.

Тест по произведению

Для проверки понимания произведения «Недоросль» А.Н. Фонвизина предлагается пройти тест, который поможет учащимся 8-9 классов закрепить полученные знания и умения.