Учение о разделении властей в воззрениях мыслителей Просвещения

Курсовая работа

Теоретические основы разделения властей

Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей.

Тема моей курсовой работы является достаточно актуальной и на сегодняшний день. Теория разделения властей не абстрактная идея из золотой копилки мировой политической культуры. Нельзя ее воспринимать как некий дежурный атрибут, важный для настройки внешней инфраструктуры государственного механизма. Это — важнейший элемент государственной организации всякого демократичного общества.

Разделение властей рассматривается с двух основных позиций: построения корневой, принципиальной структуры системы органов государственной власти, а также с точки зрения правильной постановки задач перед государством в целом.

Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны.

Торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан.

Теория разделения властей исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов.

Более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.

Принцип разделения властей в политической мысли

Следует отметить, что теоретические и практические истоки принципа разделения властей следует искать в Древней Греции и Древнем Риме. Отдельные идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклид и др.

Ограничение абсолютной власти государя моральными критериями и божественной властью, было описано такими европейскими мыслителями как Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, из древнерусских — митрополит Иларион Киевский и Даниил Заточник. Но это были, в основном, мысли об ограничении власти монарха моральными и религиозными принципами, без предложения эффективных методов достижения этой цели. Также для развития политической мысли необходимо было отвергнуть идею о том, что миром управляет божественный промысел или фортуна, т.е. сделать возможным и потенциально полезным анализ правил и закономерностей в политической жизни страны.

5 стр., 2025 слов

Политическая культура общества и личности

... данного вопроса может быть полезно для ее правильного культурного и политического восприятия. Политическая культура общества и личности политический личность культура Среди бесконечного множества определений понятия «культура» есть одно предельно лаконичное: «Все, что не натура, то ...

Анализ политических структур и форм правления, разработанные Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями, подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

Роль теории разделения властей в политическом развитии

Теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Генезис теории разделения властей связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий, прежде всего в Англии XVII в., самым авторитетным политическим мыслителем которой был Дж. Локк.

Теория разделения властей: взгляды Джона Локка

Джон Локк, один из великих философов эпохи Просвещения, развивал идеи о соподчинении властей в государстве. Он считал, что государство создается общественным договором, где «законодательная власть в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Эти взгляды во многом схожи с позицией Томаса Гоббса, который был сторонником теории общественного договора.

Однако, в отличие от Гоббса, Локк выражал симпатии к монархии. Он считал, что монархия должна существовать, но она должна быть ограничена народным представительством и жестко определенным законом, который обязателен для всех, включая монарха.

Джон Локк видел главную угрозу свободе в неразделенности власти, особенно в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха. Абсолютная деспотическая власть, управление без установленных постоянных законов, не могли, по его мнению, соответствовать целям правительства.

Локк также утверждал, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. Он отдавал первенство законодательной власти, считая, что она формирует первую ветвь власти в государстве.

Французский мыслитель Монтескье и разделение властей

До современного понимания теории разделения властей внес свой вклад французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Уже в 1721 году в своих «Персидских письмах», он критически оценивал неограниченную монархию во Франции и подчеркивал необходимость ограничения монархической власти.

В 1748 году, Монтескье опубликовал свой знаменитый труд «О духе законов», над которым он трудился около 20 лет. В этом произведении, он не только критиковал абсолютизм, но и предлагал республиканское государственное устройство с разделением властей. Монтескье разделял власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Согласно его теории, все три ветви должны взаимодействовать, уравновешивая друг друга, и тем самым предотвращать бесконтрольные действия в рамках своей компетенции.

Заключение

Цель данной работы заключается в освещении и анализе теории разделения властей, какой ее видели выдающиеся мыслители эпохи Просвещения, такие как Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье и Жан-Жак Руссо.

7 стр., 3334 слов

Теория Д. Локка о гражданском обществе

... безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права. 2 ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В своем произведении ...

Цели и задачи исследования

Для достижения поставленной цели, мною были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить истоки возникновения теории разделения властей
  2. Рассмотреть теорию разделения властей в политико-правовых учениях Дж. Локка, Ш. Монтескье и Ж-Ж. Руссо.
  3. Ознакомиться с практическими опытами реализации теории разделения властей.
  4. Оценить актуальность теории разделения властей в современном мире.

Глава I. «Теория о разделении властей в воззрениях Джона Локка»

В XVII веке, прежде всего, в Англии стали распространяться республиканские взгляды. В привычных для тех времен монархиях верховная власть практически всегда принадлежала одному лицу, а разделялась только по вертикали, т.е. образую некую строгую пирамиду. Такие порядки долгое время казались незыблемыми, но события английской революции, хотя одним из основных мотивов её и был религиозный, сильно подтолкнули вперед политологическую мысль.

Начало формирования теории разделения властей ее современном понимании большинство исследователей связывает с именем Дж. Локка (1632-1704 гг.) — британского педагога и философа, представителя эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие философии, особенно политической и гносеологии, а также педагогики. Получив прекрасное образование в престижном Оксфордском университете, он некоторое время занимался педагогической деятельностью. Также Локка избирают членом Королевского общества, а затем получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. В 1688-1689 годах участвовал в Славной революции, которая привела к королевской власти Вильгельма III Оранского, на которого Локк оказывал идейное влияние.

Джон Локк и его взгляд на разделение властей

Занимаясь научной и литературной деятельностью, Локк издает немало трудов, среди которых для нашего вопроса особое значение имеет работа «Два трактата о правлении» (1690 г.).

XII глава этой работы называется «О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве» — именно так Джон Локк представлял себе принцип разделения властей. В литературе учение Локка рассматривается под разными углами. Советские ученые оценивали его идею как «отражение специализации функций буржуазного государственного управления и разделения труда между различными органами государства». Современные же исследователи считают, что в реализации принципа разделения властей Дж. Локк видит «политико-правовой механизм, способный создать условия сохранения неотчуждаемых естественных прав человека и преодоления ‘естественного состояния’.»

В отличии от некоторых своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь отдельных групп восходящего класса, Дж. Локк сумел возвыситься до теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым, обуржуазившимся дворянством.

3 стр., 1261 слов

Монтескье «О духе законов»

... во вкусе». Цель произведения «О духе законов» Итоговым философским произведением, в котором Монтескье обобщил и привел в систему ... Монтескье, Великобританию, мысль конституционной оптимальной, ему Франции формы правления. Монтескье следом за Дж. Локком исследование «разделения властей» ... истинные правила настоящего французского аристократа. С 1728 по 1731 годы Монтескье начинает путешествовать по ...

На мой взгляд, есть основания полагать, что в концепции Дж. Локка имеются серьезные отступления от классической теории разделения властей, сформулированной позднее. Не умаляя внушительный вклад Дж. Локка в основание каркаса разделения властей, его нельзя назвать основоположником теории разделения властей в «чистом виде». Взгляды мыслителя отличались от положений концепции разделения властей в современном ее понимании по нескольким аспектам.

Локк и структура власти

Во-первых, Дж. Локк не выделял общепризнанные основные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, а выделял лишь законодательную и исполнительную. Судебную власть он считал составным элементом исполнительной власти. Как отмечает И.И Царьков, «Локк ничего не говорит о независимости судебной власти, тогда как сама логика его естественно-правовой доктрины предполагает выделение судебной власти в отдельную ветвь».

Однако сам Дж. Локк в качестве третьей ветви рассматривал власть федеративную (союзную).

Как отмечают Э.П. Григонис и К.Д Кирия, смысл этой власти «современному исследователю вряд ли понятен, а эквивалент такой власти в современных условиях найти трудно». Федеративную власть Дж. Локк также объединял с исполнительной властью, «поскольку они отличаются не по сути, а по функциям».

Предпочтение законодательной власти

Во-вторых, Дж. Локк отдавал предпочтение законодательной власти, считая ее «верховной властью», «поскольку она обладает правом создавать законы для всех частей и каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, когда они нарушены, все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Единственным рычагом воздействия на законодательную власть, имеющимся у исполнительной власти, согласно Локку, являлось наличие у последней особых прерогатив. Под ними он понимал право исполнительной власти на созыв парламента и действие «сообразно собственному разумению ради общественного блага, не опираясь на предписания закона, а иногда даже вопреки ему», «когда закон не дает никаких указаний». Иными словами, у Локка институт взаимного контроля различных ветвей власти был развит чрезвычайно слабо.

Роль идеи разделения властей в политико-правовых идеях Локка и Монтескье

Концепция разделения властей является одной из важнейших идей в политической науке. Она была предложена уже в античности, но получила наиболее развитое и систематизированное выражение в трудах философов эпохи Просвещения. Два великих мыслителя того времени, Джон Локк и Шарль Луи Монтескье, внесли значительный вклад в развитие идеи разделения властей и создали ее общепризнанные формулировки.

Джон Локк, английский философ, политический деятель и один из основоположников либерализма, разработал концепцию разделения властей в своем труде «Два трактата о правительстве». Он выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, считая ее необходимой для защиты прав и свобод граждан. Он также отвергал монархию как форму правления, что стало одним из главных отличий его теории от теории Томаса Гоббса. Несмотря на отступления от классической теории разделения властей, идеи Локка сыграли ключевую роль в формировании политико-правовых идей его последователей.

11 стр., 5226 слов

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные ...

... политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. ... происхождении власти происходит лишь в новое время с созданием и развитием теорий естественного права и общественного ...

Шарль Луи Монтескье, французский философ, юрист и просветитель, в своем труде «О духе законов» также подвергал анализу и развивал идею разделения властей. Он считал, что чтобы предотвратить злоупотребление властью, нужно разделить ее на законодательную, исполнительную и судебную, причем каждая ветвь должна контролировать друг друга. Монтескье придавал особое значение судебной ветви власти, которая должна обладать независимостью и неприкосновенностью. Его теория разделения властей получила широкое признание и стала важным принципом конституционного права.

Сегодня идея разделения властей является одним из фундаментальных принципов правового государства. Она легла в основу конституций многих стран мира и считается неотъемлемым условием демократии и защиты прав и свобод граждан.

Концепция Монтескье и разделение властей

Традиционно считается, что французский мыслитель Монтескье развил и дополнил учение Локка. Утверждается также, что Монтескье настолько преобразовал элементы концепции разделения властей, выработанное его предшественниками, что, по словам французского государствоведа А. Эсмена, «сделал из них как бы новое творение; из зародыша он вывел живое существо, достигшее своего полного развития».

Существует и противоположное мнение о том, что Монтескье самостоятельно пришел к своей концепции разделения властей, поскольку он нигде и никогда в своих работах не упоминал Локка. Однако вряд ли можно согласиться с обеими позициями, поскольку на самом деле некоторые положения концепции Монтескье настолько сходны с локковскими, что невольно закрадывается мысль о плагиате со стороны Монтескье и, как знать, может быть, именно поэтому в его работах нет никаких ссылок на Дж. Локка. Кроме того, концепция Монтескье вовсе не лишена серьезных внутренних противоречий и еще немного далека от законченного классического вида и современного понимания теории и практики разделения властей.

Переход к горизонтали

До Монтескье политическая система всегда строилась по вертикальному признаку, представляя собой более или менее совершенную иерархию. И все это казалось единственным. И никому до него не приходило в голову, что именно в этом принципе политической вертикали и заключается причина высокой уязвимости средневековых систем, делавшая их легкой добычей политической стихии.

Монтескье первый предложил заменить его принципом политической горизонтали: тремя равноправными и в силу этого в совершенстве уравновешивающими друг друга институтами, ни один из которых не может превратиться в единоличного хозяина системы. Монтескье первый предложил заменить средневековую политическую готику современной политической архитектурой.

Философия Монтескье и Разделение Властей

Философия Монтескье, зародившаяся в середине XVIII века, отразила дух времени, когда абсолютная монархия начала замедлять развитие буржуазных производственных отношений и производственных сил. Франция на пороге политической революции, но власть все еще сосредотачивалась в руках самодержавного монарха. Основной целью учения Монтескье было гарантировать гражданам безопасность от произвола и злоупотреблений властей, а также обеспечить политическую свободу.

9 стр., 4487 слов

Размышление о Власти. в пяти частях

... Из дискуссий политологов о власти полностью исчезают темы о разделении труда в обществе, как предпосылки власти, специализации государственного управления и его компетентности. Главной проблемой власти объявляется "легитимность" - по ... Поэтому у каждой из этих форм есть обратная сторона – охлократия, тирания и олигархия. Получилось похоже на известное определение мятежа через неудачу, но сделаем ...

Истоки Философии: Революции и Разделение Властей

Философия Монтескье берет свое начало в конце XVII века, в период так называемой «славной революции» в Англии и продолжает развиваться в середине XVIII века, когда во Франции нарастали революционные настроения. Именно в этот период Дж. Локк и Ш. Монтескье разработали основные принципы и заклали фундамент теории разделения властей.

Согласно этой теории, государственное устройство, построенное на принципе разделения властей, представляет собой оптимальную форму правления. Для сохранения баланса между различными ветвями власти, Монтескье предлагает определенную организацию и меры их взаимодействия. В его монархическом идеале государства «равновесие органов» обеспечивает невмешательство каждой ветви в сферу свободы граждан.

Переход к Конституционной Монархии

Эта философия предполагает отказ от абсолютизма и переход к конституционной монархии, в которой законодательная власть принадлежит народным представителям, а исполнительная — монарху. Судебная власть, по мнению Монтескье, не должна иметь постоянных органов и должна вручаться временно выборным из народа присяжным.

Английский Пример

Образцом такой государственной системы служила Англия, где политическая свобода была непосредственным предметом государственного устройства. Монтескье считал, что не стоит много труда для поиска политической свободы, если она уже присутствует в конституции. В своем идеальном обществе он видел народ, обладающий этой свободой, и оно становилось для него вдохновением и примером.

И так, философия Монтескье стала не просто теоретической концепцией, но и своеобразным путеводителем для формирования новых политических систем, нацеленных на обеспечение свободы и ограничение власти, что оказалось весьма актуальным в эпоху изменений и революций.

Уникальной частью учебной работы является рассмотрение факторов, определяющих развитие государственного строя в Англии и приводящих к формированию конституционной монархии.

Важной предпосылкой, объясняющей особую форму правления в Англии, является сохранение древнегерманских начал, которым англичане остались верными. Как отмечает Монтескье, англичане заимствовали свою идею о политическом правлении у германцев. Племена германцев, завоевавшие Римскую империю, пользовались большой свободой, и народ участвовал в управлении через представителей. Из этих начал выросла аристократическая монархия, которая отличалась способностью становиться лучшей. В Англии установился обычай давать освободительные грамоты, и гражданская свобода, привилегии дворянства и духовенства, а также власть государей были уравновешены, что делало английское правление одним из наиболее успешных в Европе.

Однако, почему именно в Англии германские начала привели к конституционной монархии, строившейся на законности? Здесь Монтескье указывает на влияние климатических условий. Он считает, что для нации, страдающей от болезней, вызываемых климатом, и испытывающей отвращение ко всему, наиболее подходящим видом правления был бы такой, при котором они не могли бы свалить свои проблемы и недовольство только на одного человека. Поэтому в Англии государством управляют законы, а не отдельные люди, и для изменения политической системы нужно изменять сами законы.

6 стр., 2661 слов

«Законы должны иметь для всех одинаковый смысл» (Ш. Монтескье)

... силе закона». Поскольку понятие «закон» является категорией права, то и определить основную мысль высказывания Монтескье ... Кирдяшкина Ельниковского муниципального района РМ Сочинение – размышление: «Закон должен властвовать над всеми» ( ... правовым государством, в котором закон имеет высшую власть и все жители равны ... одни законы, для остальных- другие. Именно в этих условиях Монтескье и высказал свою ...

Однако, кроме климатических условий, также важен нетерпеливый характер и мужество англичан. Эти качества также влияют на формирование политической системы в Англии.

Таким образом, уникальная часть учебной работы состоит в анализе факторов, объясняющих развитие государственного строя в Англии и формирование конституционной монархии. Это включает сохранение древнегерманских начал, влияние климатических условий, а также особенности характера англичан.

Анализ теорий Монтескье

Монтескье оставил нам обширный и ценный научный наследий, среди которого наиболее значимым является его идея о разделении властей. Этот принцип стал основой политического строя многих современных государств.

География и национальный характер

Монтескье утверждал, что идеальный строй, основанный на разделении властей, не всегда может быть применим к каждой державе. Эта концепция была основана на его вере в то, что строения государства должно в большой степени отражать особенности страны и характер народа. По его мнению, законы, которые идеально подходят одному народу, могут оказаться несостоятельными для другого.

Деление властей

В учении Монтескье, разделение властей становится одним из ключевых критериев различения форм правления. Согласно его мысли, такое распределение является признаком умеренного правления. Более того, он считал, что в деспотическом режиме, таком как турецкое султанство, отсутствие такого деления ведет к тотальному деспотизму.

Поддержка современников

Ученый Н.М.Азаркин поддерживает идею Монтескье и согласен с тем, что деление власти на законодательную, исполнительную и судебную стало общепринятой нормой в политической практике современных государств.

Основы разумного государства

Для Монтескье разумное государство должно быть построено на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. Конечно, это не значит, что все эти принципы были выполнены исключительно в Англии — Монтескье учел исторический опыт многих государств и их конституций.

Монтескье и его взгляды на разделение властей

Монтескье констатировал, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть отвечает за создание и изменение законов, исполнительная – за военные и дипломатические вопросы, а судебная – за судебное преследование преступников и разрешение споров между гражданами.

В соответствии с конституционным проектом Ш. Монтескье, законодательная власть является выражением общей воли государства. Ее основное назначение – выявить и формулировать право в виде положительных законов, которые будут обязательны для всех граждан. Монтескье считал наиболее эффективным, когда законодательная власть принадлежит народу и передается собранию представителей или знатным людям.

8 стр., 3654 слов

Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку

... например, такая фраза: «В городе царят беззаконие и порядок»! Закон и порядок неразрывны, это две части одного целого. «Наличие власти приводит к порядку». Что такое власть? Это та сила, которая движет массами. Она ... закона и власти Вот в этом и заключается главная ошибка. На самом деле, за этой чертой нет ни свободы, ни счастья, нет настоящей жизни. Там царит хаос и вседозволенность! Монтескье ...

Представительное собрание и законодательный корпус, согласно учению Монтескье, заседают раздельно, а законы принимаются при их взаимном согласии. Более того, законодательная власть контролирует исполнение законов, проверяя работу исполнительной власти, представленной монархом и его министрами. В случае нарушения законов министры могут быть привлечены к ответственности перед законодательным собранием.

Некоторые исследователи полагают, что Монтескье отдавал приоритет законодательной власти. Они указывают на его предупреждения о риске потери независимости законодательной власти, если длительные сроки принятия налоговых законов. Однако нужно отметить, что Монтескье предупреждал об опасности потери самостоятельности и других ветвей власти, не только законодательной.

Монтескье и превалирование законодательной власти

Одним из наиболее интенсивно обсуждаемых вопросов в изучении политической философии Шарля Луи де Монтескье является его взгляд на взаимоотношения законодательной и исполнительной власти. Существует широко распространенное мнение, что в концепции французского мыслителя превалирует законодательная власть.

Аргументы в пользу превалирования законодательной власти

  1. Вместе с тем не говорится, что указанному утверждению предшествует мысль о необходимости подчинения армии исполнительной власти, т.е. данная идея была изложена автором в ином ключе.
  2. Кроме того, умалчиваются контраргументы, свидетельствующие в пользу исполнительной власти.

Отношение к исполнительной власти

Две важные идеи Монтескье, которые часто игнорируются, касаются взаимоотношений с исполнительной властью. Во-первых, он утверждает, что право исполнительной власти «останавливать действия законодательного собрания». Во-вторых, он отмечает, что личность человека, отправляющего исполнительную власть, «должна быть священна», неприкосновенна обвинениям и судам.

Приоритет законодательной власти и истинное представление Монтескье

Кажется, что когда Монтескье говорил о приоритете законодательной власти, он просто подчеркивал реальные полномочия законодательных органов, существующих «по природе». Однако, это совсем не означает, что он видел будущее в постоянном дисбалансе между ветвями власти.

Тем не менее, исследователи воззрений французского философа не всегда замечают эту разницу. Именно этим, на мой взгляд, объясняются разночтения в определении места законодательной власти в теории разделения властей, сформулированной выдающимся французским мыслителем.

Мнение о верховности законодательной власти, как чисто локковском тезисе, связанном с именем англичанина Локка, но не француза Монтескье, представляется более убедительным.

Уникальная часть учебной работы:

9 стр., 4242 слов

Власть и авторитет

... 1. Рассмотреть понятие и сущность власти. Охарактеризовать власть как общесоциологическую категорию. 2. Проанализировать типы власти. 3. Раскрыть сущность авторитета как атрибута власти. 4. Рассмотреть соотношение власти и авторитета. Формальный и неформальный авторитет. При работе над ...

Для того чтобы действия исполнительной власти не нарушали баланс в системе разделения властей, для того чтобы уравновесить положение ветвей власти, французский мыслитель еще в XVIII веке на теоретическом уровне ввел элементы взаимных ограничений властных полномочий, которые позднее стали прообразом механизма «сдержек и противовесов», описанного американскими федералистами и примененного ими на практике.

Излагая концепцию разделения властей, Ш. Монтескье подчеркивал, что судебная власть, будучи самостоятельной ветвью власти, должна быть независимой в принятии своих решений и должна руководствоваться только текстом закона. Вместе с тем, говоря об отделении судебной власти от других ветвей, теоретик допускал «три исключения, основанные на наличии особых интересов у лиц, привлекаемых к суду».

Содержание первого исключения сводилось к тому, чтобы «знать судилась не обыкновенными судами нации, а той частью законодательного собрания, которая составлена из знати». Объясняя необходимость иммунитета знатных слоев от юрисдикции народного суда, Монтескье утверждал, что «привилегия, которой пользуется любой гражданин свободного государства,- привилегия быть судимым равным себе».

Второе исключение: наказание затрагивало право законодательных органов на смягчение наказания, т.е. «произнесение приговоров менее суровых, чем те, которые им предписываются судом». Третье исключение касается положения о том, что представителя той или иной палаты парламента вправе судить не суд, а только та палата, членом которой является обвиняемый в совершении общественно опасного преступления. В данных утверждениях, я считаю, видятся определенные зачатки института депутатской неприкосновенности, который получил позднее распространение в мире. Однако и сейчас наличие неприкосновенности у депутатов парламента, а также определение пределов ее распространения является предметом оживленных дискуссий.

Теория Монтескье и ее отражение в конституциях

Стоит отметить, что теория Монтескье выдержала проверку временем и нашла отражение во многих конституциях разных стран, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ 1993 года, согласно которой государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Резюмируя, можно отметить, что доктрина Ш. Монтескье отражала лишь некоторые особенности устройства европейских государств середины 18 века и вряд ли могла быть применена в них в полной мере. Вместе с тем теория разделения властей стала не только идейной основой первых конституционных актов, но и катализатором прогресса политико-правовых взглядов. Уже в конце 18 века отдельные ее положения получили нормативное закрепление в качестве конституционного принципа, как во Франции, так и в других государствах и были практически реализованы.

2.1 Практические опыты реализации теории Монтескье

Во Франции первыми нормативно-правовыми актами, в которых была отражена теория разделения властей, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием 26 августа 1789 г., и Конституции от 3 сентября 1791 г.

Во Французской Декларации 1789 г. провозглашение этого конституционного принципа звучит категорично: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции».

Конкретизировавшая данный тезис Конституция 1791 г. Установила, что «суверенитет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем», законодательная власть вверяется Национальному Собранию, состоявшему из представителей, избранных народом; власть исполнительная вверена королю; власть судебная вверена судьям, избираемым народом.

История доктрины разделения властей

Справедливо отметить, что историю доктрины разделения властей следует рассматривать в двух аспектах: как историю развития идеи и как историю практического воплощения этой идеи в жизнь. Наиболее прагматичны и практически значимы исследования американских политиков — авторов фундаментальных нормативно-правовых актов, регламентирующих и по сей день отношения в области государственного устройства Соединенных Штатов Америки. Разделение властей стало рассматриваться ими не как абстрактная теория, а как важнейший конституционный принцип, на основании которого обязаны функционировать все ветви государственной власти. Сформулированная Ш. Монтескье идея взаимного контроля и равновесия властей приобрела более четкие формы, получив название как система «сдержек и противовесов».

Вклад американских федералистов

Особый вклад в развитие принципа разделения властей был внесен американскими федералистами А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем, выступавшими против простого обособления отдельных ветвей власти.

Так, в противоположность идее Т. Джефферсона, возглавлявшего функции контроля над законодательной, исполнительной и судебной властью на весь народ, они говорили о том, эти три ветви власти на практике не могут сохранить ту степень раздельности, которая, согласно аксиоме Монтескье, необходима свободному правлению. При этом допускалось некое смешение функций властей при разрешении смежных вопросов в целях установления деловой конкуренции между каждой из ветвей власти, как справедливо замечает А.М. Барнашов. Вместе с тем ни одно из ведомств, по их мнению, «не должно пользоваться, прямо или косвенно, правом отменять решения других при осуществлении своих соответственных полномочий».

Именно в этих целях американскими федералистами была разработана система «сдержек и противовесов», которая, получив нормативное закрепление в Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США 1787 г., действует там и настоящее время.

Заключение

Таким образом, история доктрины разделения властей в Соединенных Штатах Америки свидетельствует о том, что данная концепция является не только теоретической абстракцией, но и жизненной реальностью, на которой основаны принципы функционирования государства и обеспечения его стабильности.

История разделения властей в Северной Америке

Важно отметить, что в Северной Америке принцип разделения властей был первоначально воплощен в политическую жизнь отдельных штатов, которые в результате борьбы за независимость были объединены в конфедерацию. Затем, после принятия в 1787 г. Конституции США, содержащей наряду с другими положениями правовые нормы о разделении властей, было образовано единое федеративное государство. Рецепция региональных норм в федеральную Конституцию не стала поводом для исключения из конституций штатов принципа разделения властей. Как известно, этот конституционный принцип и ныне действует в США не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации, что первоначальное региональное происхождение принципа разделения властей в Соединенных Штатах в некоторой степени сопоставимо с условиями российской действительности постсоветского периода, где процесс построения новых федеративных отношений также во многом зависел от воли отдельных субъектов в составе России.

Теория разделения властей в воззрениях Ж.Ж Руссо

Следует отметить, что, наряду с появлением сторонников трактовок теории разделения властей, в литературе сложилось критическое направление, отвергающее постулаты этой классической идеи.

Начало критической линии можно проследить до Жан-Жака Руссо, который внесл двоякое толкование в свои идеи. Некоторые исследователи связывают его концепцию с идеями Шарля Монтескье о разделении властей. С одной стороны, Руссо различал законодательную и исполнительную власть и признавал необходимость равенства между правительством и сувереном. Законодательная власть могла контролировать правительство. С другой стороны, Руссо считал, что суверенитет и общая воля неразделимы. Он осуждал тех, кто делил суверенитет на законодательную и исполнительную власть. Руссо полагал, что равновесие и согласованная деятельность всех сфер власти достигаются не через сдержки и противовесы, а благодаря преобладанию верховной законодательной власти, воплощающей суверенитет народа.

Что касается судебной власти, то Руссо уделяет ей значительно меньше внимания, но подчеркивает неукоснительную связанность ее законами и то же время ее необходимую организационную самостоятельность по отношению, как к законодателю, так и к правительству. Для того чтобы разобраться в сути его политико-правовых идей, необходимо уяснить, какой смысл он вкладывал в понятия «законодательная» и «исполнительная» власти. Для Руссо термины и стоящие за ними понятия «законодатель» и «законодательная власть» не были одинаковыми. Законодатель у Руссо — это лицо, которое занимается законотворчеством и не наделено никакими властными полномочиями. «Тот, кто сочиняет законы, не имеет или не должен иметь никакой законодательной власти». Для того чтобы законы были мудрыми, люди до законов должны быть такими, «какими должны их сделать законы», т.е. для создания того или иного закона требуется наличие объективных предпосылок. В этом случае законодателю не потребуется наличие властных функций, с помощью которых возможно давление на народ. Единственное требование к лицу, создающему законы,- это обладание им «мудростью», быть «великим и могучим гением». Законодательная власть в целом может принадлежать только суверену — всему народу, без каких бы то ни было ограничений. В связи с тем, что законодательная власть непогрешима, требуется лишь простой исполнитель законодательной воли, сила, которая ее выполняет. При этом исполнительная власть не может принадлежать целому обществу. Народу необходим лишь «агент», являющийся связующим звеном между сувереном и подданными. При всей демократической направленности взглядов Руссо, они носили, однако идеалистический, мелкобуржуазный характер. Тем не менее, его учение о том, что народ является единственным источником единой и неделимой суверенной государственной власти, имело большое политическое значение и оказало на дальнейшее развитие буржуазного государствоведения не меньшее влияние, чем взгляды Монтескье. Таким образом, Руссо, у которого власть неделима и может принадлежать только народу, в само понятие власти вкладывал иной смысл, отличный от Ш. Монтескье. В связи с этим, не отрицая значимости взглядов Ж.Ж. Руссо в деле развития теории демократии, отмечу, что причисление его к основоположникам учения о разделении властей безосновательно и ошибочно, хотя отдельные аспекты его воззрений о государстве и власти имеют отношение к этой концепции.

Заключение

Подводя итоги краткого исследования политико-правовых и исторических основ принципа разделения государственной власти, можно сделать некоторые выводы.

Разделение власти — неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти.

Разделение государственной власти (распределение полномочий по осуществлению государственной власти между независимыми друг от друга органами) вытекает из принципа правового государства.

Дж. Локк и Ш. Монтескье, формулируя концепцию разделения власти, на мой взгляд, стремились ограничить власть монарха по отношению к подданным, пытались поставить заслон чрезмерной концентрации власти в руках одного человека, ограничить возможности злоупотребления властью, установить взаимный контроль и взаимное ограничение разных ветвей власти. Тем не менее, сам принцип разделения власти и механизм его реализации эти авторы трактовали различно.

Труды Дж. Локка и Ш. Монтескье не ограничивались проблемами наиболее разумного государственного устройства, сердцевиной их воззрений были их представления о правах и свободах, демократии. Их последователи творчески развили учения своих предшественников. Так, Ж.Ж Руссо в трактате «Об общественном договоре» обосновывал идею народного суверенитета, в соответствии с которой источником и носителем власти в государстве признавался народ.

Таким образом, принцип разделения государственной власти был соединен с осознанием сущности власти как исходящей от народа воли, где народ является единственным источником власти.

Интерес к идее разделения властей, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения властей подвергается неоднозначным, нередко противоположным трактовкам.

С тех пор как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. За это время произошли существенные изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации. Например, в литературе высказаны такие мнения: «Там, где есть разделение властей, там не бывает власти президентской, не совпадающей с исполнительной и контрольной властью, выходящей за пределы контрольных полномочий законодательных, исполнительных или судебных органов». Некоторые учения говорят о том, что выделение иных ветвей власти ─ это искусственная градация, несущая в себе некоторые элементы публицистики и представляющая смешение разнопорядковых понятий.

Список используемых литературы и источников

1.Учебники, учебные пособия.

.Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988, C. 100.

.Локк Д. Избранные философские произведения. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1960. Т.2.С. 86.

.Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. С. 167. ИПУ/ Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина. М., 1955. С.213.

.Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей// Правоведение. 1982. № 1. С. 51.

.Шершеневич Г.Ф. История философии права. Казань, 1905. С 453.

.Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955. С.289.

.Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIXв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / Под ред. П.Н. Галанзы, — М.:, 1957. С.251.

.Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Соцэкгиз, 1938. С. 35.

.Руссо Ж.Ж. Трактаты.- М., 1969.- С.260.

.Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 580.

. Научные издания.

.Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность. ИНИОН, 1992. С. 54.

.Сатышев В.Е. Политические взгляды Джона Локка. Авт. к.ю.н. М., 1968. С. 17.

.Сатышев В.Е Джон Локк─ идеолог Английской буржуазной революции 17 в. Изв. Вузов. Правоведение, 1982, № 6, с. 39-40.

.Царьков И.И. Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в 18 — нач. 20 в. Авт. к.ю.н. Саратов, 1998. С.18.

.Григонис Э.П., Кирия К.Д. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье // История государства и права. 2008. №9. С. 32.

.Ромашов Р.А. Формирование теории разделения властей (17-18 вв.) // Вестник СПбГУ. 1995. Серия 6. Вып. 3. С.102.

.Янов А. Монтескье против Маркса // ОНС-1992. №1. С 87-88.

.Занин С.В. Идеал «демократической монархии» во французском просвещении начала 50-х гг. 18в. //Актуальные проблемы российского права. 2008. №1.С.19-20.

.Каленский В.Г. Мэдисон. М.: Юрид. лит., 1981. С.65-99; Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М.: Наука, 1984. С. 7-33.

.Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея. Под общ. Ред. Н.Н. Яковлева. М.: «Прогресс» ─ «Литера», 1994. С. 331-332.

. Интернет-ресурсы

1.<http://aldebaran.com.ru/publications/9101/page/3> 21.04.15 17:00

.<http://udik.com.ua/books/book-1803/chapter-72891/> 21.04.15 14:23

.<http://5fan.info/rnaqasqasrnamerrna.html > 28.04.15 18:01

.<https://ru.wikipedia.org/wiki/Разделение_властей> 29.04.15 16:30 </p