Критерии оценивания
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:
3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
0
С3К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.
0
С3К4
От анализа текста к сочинению и изложению
... к изложению и сочинению в обычные уроки языка и речи. Целенаправленный отбор текстов создает обучающую речевую среду, которая развивает и воспитывает. Особенно важна работа с публицистическими текстами: они ... своему выразить это восприятие. Задание. Подготовьтесь к изложению. Все началось с Пушкина... Во время летнего отпуска я поехал в Пушкинские горы - напиться усадебной атмосферой начала ...
Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.
1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста.
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4
9
По Ю. Куклачёву. Призвание.
(1) Я с детства мечтал стать клоуном. (2) Когда мне было восемь лет, отец купил телевизор. (3)Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял, что хочу быть именно клоуном. (4)Каждый раз, когда я ложился спать и закрывал глаза, передо мной появлялась огромная цирковая арена. (5)Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!
(6)И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. (7)При этом шансов у меня почти не было: в цирковом училище конкурс был — сто двадцать человек на место. (8)Когда я поступал в шестой раз, я уже взрослый был тогда, мне сказали: (9) «Ну нет у тебя данных!» (10)А на седьмой всё-таки взяли.
(11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера — главная сила человека.
(12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках.
(13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. (15)А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру.
(16)Тогда я решил поработать с британскими кошками. (17)Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, несчастные, облезлые, грязные. (18)У одного кота, по-видимому, в драке был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. (19)Это были уличные кошки. (20)Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22) Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.
(23) Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык. (24) Они не подпускали меня к себе. (25) В отчаянии я протянул руки к небу и воскликнул:
(26) Господи, помоги!
Рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в тексте»
... Пунктуация. Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в этих ... текстом. Прочитайте текст. - Легко ли читать? Почему? (Нет знаков препинания: отсутствие знаков препинания затрудняет понимание текста. Жизнь подсказала, что текст надо делить на слова. Знаками препинания, ...
(27) И… произошло чудо. (28) Кошки заболели. (29) Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза: кошачий грипп.
(30) Пришлось каждый день делать уколы. (31) Ставить капельницы. (32) Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33) А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии.
(34) Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35) Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36) Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.
(37) А потом, когда кошки выздоровели, началась игра. (38) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
(39) Но знаете ли вы, как трудно в действительности быть клоуном? (40) Это для нас стало не работой, а смыслом жизни. (41) Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга. (42) И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев.
(По Ю. Куклачёву*)
* Куклачёв Юрий Дмитриевич (род. в 1949 г.) — российский клоун, народный артист РСФСР. Приобрёл славу, первым занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.
2. Работаем над композицией сочинения, ТЕЗИС – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства, Избегаем формулировки: призвание — это когда…, нравственные ценности – то, что…, АРГУМЕНТ 1
Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
— Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
— Обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что…
— В данном тексте есть яркий пример…
— Докажем это, обратившись к тексту…
АРГУМЕНТ 2
Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
— Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
— В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения ( мысли или тезиса)
— Предложение … подтверждает мысль о том, что…
— Примеры ( называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
— В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы)
Вывод должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.
Речевые формулы:
— Мы пришли к выводу…
«Внешность человека»: примеры из жизни, аргументы из литературы
... человека со всех его сторон. Сочинение рассуждение про описание внешности мамы по личным наблюдениям: пример Описание внешности мамы по личным наблюдениям Сочинение про описание внешности мамы дети в ... не злится, такое понятие, как гнев, ей не ... минуту, даст ценный полезный совет по любой проблеме. Я считаю, что мне повезло, ведь рядом со мной преданный и родной человек, с которым легко идти по жизни. ...
— Подводя итог, можно написать, что…
— Делая выводы из сказанного, мы видим…
3. Пробуем писать сочинение по схеме, Что такое призвание?
У каждого человека имеется свой особенный талант, свой призвание, которое ведёт его всю жизнь. Что же такое призвание? Призвание – склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, профессии. Для меня призвание – это состояние души. То состояние, когда человек выбирает свою профессию, руководствуясь сердцем. Только тогда человек становится по-настоящему счастливым.
Аргумент 1+МВ(микровывод)
Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Куклачева Ю.Д. В данном фрагменте описывается желание автора стать клоуном и работать в цирке. С восьми лет Юрий каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у него не будет. Об этом говорится в предложении 5. В предложениях 6-10 говорится о том, что автор шесть раз пробовал поступить в цирковое училище, но его не брали, так как у него нет данных. Но на седьмой раз его всё-таки взяли. Юрий Куклачёв был уверен в своём призвании, поэтому упорно шёл к своей цели. Это желание было смыслом его жизни, его призванием.
Аргумент 2+МВ(микровывод)
Примеры призвания можно встретить и в жизни. Существует немало людей, которые нашли призвание в своей профессии, среди них врач-реаниматолог Елизаве́та Петро́вна Гли́нка, основатель благотворительного фонда, оказывающего помощь безнадёжно больным. Она вместе с активистами фонда помогала медикаментами и продуктами питания пострадавшим в ходе боевых действий на юго-востоке Украины, эвакуировала больных и раненых, многих детей определила на лечение в российские больницы. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта во время очередного полёта в Сирию. Героиня благотворительности Елизавета Глинка остаётся в нашей памяти, её благородное дело продолжают добровольцы по всей России.
Вывод
Следовательно, призвание – состояние души, смысл существования людей, увлечённых своим делом, преодолевающих трудности и совершенствующих своё мастерство.
Критерии оценивания
С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов