Русский язык 9 класс

Сочинение

Открытый урок русского языка в 9 классе, Тема: Анализ текста художественного стиля с точки зрения написания сочинения в формате ОГЭ.

Цель: развивать навыки анализа художественного текста на основе теоретических сведений и практических упражнений, раскрывающих тему текста, основную идею, особенности композиции, систему художественных образов, речевого оформления (лексика, синтаксис, художественные средства выразительности),

формировать умения писать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Планируемые результаты:, Личностные:, Предметные, Метапредметные, Оборудование

Работа на уроке проходит в группах (предварительно класс делится на 6 рабочих групп).

Соответственно в кабинете расставлены столы, на каждом — тексты, рабочий лист, памятки и цветные листочки для самооценки.

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие.

-Сегодняшний урок очень важный и актуальный, ведь в этом году вам предстоит сдавать основной государственный экзамен. И самая главная задача на этом этапе обучения, конечно, хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Чтобы успешно справиться с экзаменом по русскому языку, необходимо научиться писать сочинение-рассуждение, а для этого уметь вдумчиво читать и анализировать текст.

Приветствуют учителя, гостей.

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала

Приветствуют учителя, гостей., Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала, Озвучивание темы

предложение сформулировать цели работы на уроке

Исходя из темы, цель , которую перед собой ставим: уметь анализировать художественный текст с точки зрения написания сочинения-рассуждения.

Для анализа текста нужно:

-определить тему, сформулировать идею произведения,

-дать характеристику героев,

-определить и сформулировать поднятые автором проблемы,

-определить какие средства для этого использует автор

6 стр., 2587 слов

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...

... Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое ... 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? (Работа с текстом) В предложениях 1-5 представлено рассуждение. В предложениях 1-5 представлено ... должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в ...

Построение проекта работы (способ, план, средство)

Работа предстоит в группах и перед каждой группой стоит своя задача.

(Задания прописаны на рабочих листах и на слайдах)

1 группа : Изложить факты (где, когда происходит действие, события, герои, их поступки).

Сформулировать тему текста.

2 группа : Проанализировать эмоциональное состояние героев, чувства, которые испытывают.

3 группа :

Сформулировать идею текста. Определить нравственные понятия, обозначенные в тексте, дать толкование.

4 группа : Доказать актуальность проявления нравственных понятий на примерах других произведений художественной литературы и в современной жизни.

5 группа : Проанализировать художественно-выразительные средства языка, используемые в тексте для раскрытия идейного содержания текста.

6 группа : Обобщить материал, собранный предыдущими группами. Сделать выводы, как он поможет при написании сочинений на ОГЭ. Для анализа взят текст рассказа Анатолия Приставкина «Врачиха» (на слайде: Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)русский писатель, общественный деятель. Широкую известность принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей. фото)

Реализация построенного проекта (анализ текста)

  • Представляем результаты работы групп. 1 группа — Где? Когда? События. Герои.

-2 группа анализировала эмоциональное состояние героев. Я вас попрошу начать с врачихи.

-Жалеет подростков, которых война лишила детства, которые вынуждены работать наравне со взрослыми, вместо того, чтобы учиться – главный в этом возрасте вид деятельности. Врачиха задерживается у кровати мальчика, он быстро идет на поправку, договаривается, чтобы жил в детдоме, обещает навестить

-Она курила, от нее неприятно пахло табаком, говорила грубо, грубым басом.

-Хорошо. И сейчас мы подошли к идее текста, ее сформулирует 3 группа.

-Мы определили те нравственные понятия, которые обозначены в тексте. Еще здесь можно говорить о доброте, человечности, жизненной стойкости, силе духа и т.п.

— Можно провести параллели: А.Платонов «Юшка» -герой помогает выучиться девочке-сироте, сам страдает, Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Мересьев – мужество, сила духа; жители села – помогают, чем могут, отдают последнее)

6 стр., 2622 слов

Проблема лицемерия, двуличия (по тексту из рассказа А. П. Чехова ...

... Сочинение на тему: «Лицемерие» Часто ли мы лицемерим, обманываем себя и других? Что несет в себе эта ложь? К проблеме ханжества, лицемерия, двуличия привлекает наше внимание гениальный писатель, мастер коротких рассказов ... не бывает лжи во благо. Каждая новая «маленькая» ложь – это новый шаг на пути гибели человеческой души. Популярные сочинения Главные люди в жизни человека (семья) сочинение На ...

-Константин Хабенский потерял близкого любимого человека, но продолжает всеми возможными способами помогать детям бороться со страшной болезнью.

-5 группа работала над художественно-выразительными средствами, будьте добры озвучьте, что вы нашли и роль, которую играют для понимания идейного содержания текста.

-«Глаза темные, лицо скуластое» (предл.31) «Темные глаза» (не карие, даже не черные)-темные силы, злые, страшные -колдунья

-Эмоционально-оценочная лексика (врачиха) передает негативное, отрицательное отношение.

-Повтор фразы «Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» 3 раза не случаен, раскрывает основную мысль рассказа.

-В начале рассказа сравнение: пила похожа на солнышко, солнце, золотые лучи опилок, огненный диск – эпитеты. О чем говорят эти яркие, теплые, радостные слова?

С чем связаны? Труд, который приближает к победе над врагом, к мирной светлой жизни.

(на слайде)

Чтение текста. Работа в группах. Представление результата работы:

1 группа:

Повествование ведется от лица мальчика-сироты, работающего во время ВОВ в тылу на заводе. От переутомления и недоедания он получил травму и оказался в больнице, где женщина-врач проявляет заботу о мальчике – договаривается о том, чтобы он жил в детском доме и учился. Из рассказа нянечки мы узнаем о судьбе врача: муж погиб на фронте, ребенок умер.

Тема: рассказ о том, как женщина-врач помогла мальчику-сироте, приняла участие в его судьбе.

2 группа :

1чел. Врачиха жалеет детей, которые вместо того, чтобы учиться, вынуждены работать наравне со взрослыми. Предложения 11-13 («Боже мой, какая худоба эти подростки. Война… Война.»)Она волнуется за мальчика, сочувствует ему, переживает за его судьбу.

2 чел. Мальчик в начале рассказа испытывает страх перед врачихой. («Я ее боялся» (предл.6)»От испуга переставал плакать» (предл.28) «Нет, все-таки я ее очень боялся» (предл.38) Называет ее «страшная врачиха») Но после того, как он узнал о ее нелегкой судьбе, понял, что за внешней грубостью она скрывает душевную боль. Он разглядел в ней заботливого человека с израненной душой. И он тоже ей посочувствовал, хочет поддержать ее ее же словами.

3 группа :

Несмотря на пережитое горе, врачиха не утратила способности заботиться об окружающих, проявляет сочувствие, милосердие. Идея текста: нужно оставаться милосердным, проявлять сострадание, несмотря на жизненные трудности.

Раскрытие понятий сочувствие, сострадание, милосердие (можно с помощью толкового словаря)

8 стр., 3881 слов

Собрание сочинений. Том третий. Рассказы и Текст

... известным писателем и режиссером. Событие в рассказе неординарное, такое происходит очень редко: Чудик этот поднял в магазине пятидесятирублевку, подумав, что кто-то потерял. Посмеялся он еще над тем, кто ... какой-то кустарный промысел, существующий только для зарабатывания денег. Ничего нового нельзя принять без «но»: порой, умно, благородно, НО не талантливо; а порой, талантливо, благородно, НО ...

4 группа : 1 чел. 1) В повести В.Короленко «В дурном обществе» Вася сострадает детям подземелья. 2) в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всю семью, но не потерял способность заботиться об окружающих и усыновил мальчика Ваню.

2 чел. И в наше мирное время нравственные основы жизни остаются неизменными. Сопереживание, сострадание, милосердие можно наблюдать в создании благотворительных фондов помощи детям, больным. Например, фонд «Подари жизнь», соучредителем которого является актриса Чулпан Хаматова; фонд К. Хабенского. Благотворительные акции, концерты.

5 группа :

1 чел. Эпитет «темные глаза» (предл.31), метафора «железными пальцами» (предл.7), сравнения: «бормотания напоминали заговоры старой колдуньи» (14), «Говорила жестковато, ровно, словно допрашивала» (32).

Эмоционально-оценочная лексика: врачиха. Эти художественно-выразительные средства языка выражают эмоциональное состояние героя-страх перед врачихой.

2 чел. Если проанализировать речь врачихи, то мы видим, что она представляет собой неполные предложения(«Отца с матерью нет? А где жил? Папиросами торговал… Да, гадко. А вот учиться надо.»(33-37) « Война… Война.» (12,13) «В детдоме будешь жить, я договорилась. Учись. Это нужно. Может, я когда зайду…») (46-49), есть многоточия, что тоже передает эмоциональное состояние героини-волнение, переживание за судьбу мальчика.

6 группа :

1 чел. Материалы, собранные последней группой (5) , работавшей над художественно-выразительными средствами языка, можно использовать для написания сочинения на лингвистическую тему 15.1

2 чел. Для написания сочинения 15.2, связанного с интерпретацией фрагмента текста, можно использовать материалы, собранные группой (2), анализирующей эмоциональное состояние героев.

3 чел. И материалы, собранные остальными группами, можно использовать для написания сочинения на морально-нравственную тему 15.3. 3 группой сформулированы нравственные понятия, которые проявляются через поступки героев (о них рассказывала 1 группа).

Приведенные 4 группой примеры могут быть использованы в качестве аргументов из личного опыта.

Включение в систему знаний и повторение

— Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Достигли ли мы ее?

Ваша работа поможет вам в написании сочинения-рассуждения в формате предстоящего экзамена, что мы и проверим на следующем уроке.

Домашнее задание

Анализ и выбор домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности

-Благодарю за плодотворную работу творческие группы, достойные выступления.

1 стр., 422 слов

Класс сочинение описание состояния человека

... кричали, о чем-то спорили и смеялись. И вот мы увидели, как несколько человек отделились от компании и направились в сторону бушующего моря. Мне было жутко ... бессмысленный поступок мог лишить их жизни, а виноватыми могли оказаться совсем другие люди! 1 votes, average: 5.00 out of 5)

-В заключение предлагаю поднять один из листочков на столе: зеленый – если урок был интересным, полезным, красный – если работа не принесла удовлетворения.

Анализ своей деятельности. Оценка.