Открытый урок русского языка в 9 классе, Тема: Анализ текста художественного стиля с точки зрения написания сочинения в формате ОГЭ.
Цель: развивать навыки анализа художественного текста на основе теоретических сведений и практических упражнений, раскрывающих тему текста, основную идею, особенности композиции, систему художественных образов, речевого оформления (лексика, синтаксис, художественные средства выразительности),
формировать умения писать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Планируемые результаты:, Личностные:, Предметные, Метапредметные, Оборудование
Работа на уроке проходит в группах (предварительно класс делится на 6 рабочих групп).
Соответственно в кабинете расставлены столы, на каждом — тексты, рабочий лист, памятки и цветные листочки для самооценки.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие.
-Сегодняшний урок очень важный и актуальный, ведь в этом году вам предстоит сдавать основной государственный экзамен. И самая главная задача на этом этапе обучения, конечно, хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Чтобы успешно справиться с экзаменом по русскому языку, необходимо научиться писать сочинение-рассуждение, а для этого уметь вдумчиво читать и анализировать текст.
Приветствуют учителя, гостей.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала
Приветствуют учителя, гостей., Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала, Озвучивание темы
предложение сформулировать цели работы на уроке
Исходя из темы, цель , которую перед собой ставим: уметь анализировать художественный текст с точки зрения написания сочинения-рассуждения.
Для анализа текста нужно:
-определить тему, сформулировать идею произведения,
-дать характеристику героев,
-определить и сформулировать поднятые автором проблемы,
-определить какие средства для этого использует автор
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...
... де Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое ... 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? (Работа с текстом) В предложениях 1-5 представлено рассуждение. В предложениях 1-5 ... должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в ...
Построение проекта работы (способ, план, средство)
Работа предстоит в группах и перед каждой группой стоит своя задача.
(Задания прописаны на рабочих листах и на слайдах)
1 группа : Изложить факты (где, когда происходит действие, события, герои, их поступки).
Сформулировать тему текста.
2 группа : Проанализировать эмоциональное состояние героев, чувства, которые испытывают.
3 группа :
Сформулировать идею текста. Определить нравственные понятия, обозначенные в тексте, дать толкование.
4 группа : Доказать актуальность проявления нравственных понятий на примерах других произведений художественной литературы и в современной жизни.
5 группа : Проанализировать художественно-выразительные средства языка, используемые в тексте для раскрытия идейного содержания текста.
6 группа : Обобщить материал, собранный предыдущими группами. Сделать выводы, как он поможет при написании сочинений на ОГЭ. Для анализа взят текст рассказа Анатолия Приставкина «Врачиха» (на слайде: Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)русский писатель, общественный деятель. Широкую известность принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей. фото)
Реализация построенного проекта (анализ текста)
- Представляем результаты работы групп. 1 группа — Где? Когда? События. Герои.
-2 группа анализировала эмоциональное состояние героев. Я вас попрошу начать с врачихи.
-Жалеет подростков, которых война лишила детства, которые вынуждены работать наравне со взрослыми, вместо того, чтобы учиться – главный в этом возрасте вид деятельности. Врачиха задерживается у кровати мальчика, он быстро идет на поправку, договаривается, чтобы жил в детдоме, обещает навестить
-Она курила, от нее неприятно пахло табаком, говорила грубо, грубым басом.
-Хорошо. И сейчас мы подошли к идее текста, ее сформулирует 3 группа.
-Мы определили те нравственные понятия, которые обозначены в тексте. Еще здесь можно говорить о доброте, человечности, жизненной стойкости, силе духа и т.п.
— Можно провести параллели: А.Платонов «Юшка» -герой помогает выучиться девочке-сироте, сам страдает, Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Мересьев – мужество, сила духа; жители села – помогают, чем могут, отдают последнее)
Проблема лицемерия, двуличия (по тексту из рассказа А. П. Чехова ...
... Сочинение на тему: «Лицемерие» Часто ли мы лицемерим, обманываем себя и других? Что несет в себе эта ложь? К проблеме ханжества, лицемерия, двуличия привлекает наше внимание гениальный писатель, мастер коротких рассказов ... не бывает лжи во благо. Каждая новая «маленькая» ложь – это новый шаг на пути гибели человеческой души. Популярные сочинения Главные люди в жизни человека (семья) сочинение На ...
-Константин Хабенский потерял близкого любимого человека, но продолжает всеми возможными способами помогать детям бороться со страшной болезнью.
-5 группа работала над художественно-выразительными средствами, будьте добры озвучьте, что вы нашли и роль, которую играют для понимания идейного содержания текста.
-«Глаза темные, лицо скуластое» (предл.31) «Темные глаза» (не карие, даже не черные)-темные силы, злые, страшные -колдунья
-Эмоционально-оценочная лексика (врачиха) передает негативное, отрицательное отношение.
-Повтор фразы «Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» 3 раза не случаен, раскрывает основную мысль рассказа.
-В начале рассказа сравнение: пила похожа на солнышко, солнце, золотые лучи опилок, огненный диск – эпитеты. О чем говорят эти яркие, теплые, радостные слова?
С чем связаны? Труд, который приближает к победе над врагом, к мирной светлой жизни.
(на слайде)
Чтение текста. Работа в группах. Представление результата работы:
1 группа:
Повествование ведется от лица мальчика-сироты, работающего во время ВОВ в тылу на заводе. От переутомления и недоедания он получил травму и оказался в больнице, где женщина-врач проявляет заботу о мальчике – договаривается о том, чтобы он жил в детском доме и учился. Из рассказа нянечки мы узнаем о судьбе врача: муж погиб на фронте, ребенок умер.
Тема: рассказ о том, как женщина-врач помогла мальчику-сироте, приняла участие в его судьбе.
2 группа :
1чел. Врачиха жалеет детей, которые вместо того, чтобы учиться, вынуждены работать наравне со взрослыми. Предложения 11-13 («Боже мой, какая худоба эти подростки. Война… Война.»)Она волнуется за мальчика, сочувствует ему, переживает за его судьбу.
2 чел. Мальчик в начале рассказа испытывает страх перед врачихой. («Я ее боялся» (предл.6)»От испуга переставал плакать» (предл.28) «Нет, все-таки я ее очень боялся» (предл.38) Называет ее «страшная врачиха») Но после того, как он узнал о ее нелегкой судьбе, понял, что за внешней грубостью она скрывает душевную боль. Он разглядел в ней заботливого человека с израненной душой. И он тоже ей посочувствовал, хочет поддержать ее ее же словами.
3 группа :
Несмотря на пережитое горе, врачиха не утратила способности заботиться об окружающих, проявляет сочувствие, милосердие. Идея текста: нужно оставаться милосердным, проявлять сострадание, несмотря на жизненные трудности.
Раскрытие понятий сочувствие, сострадание, милосердие (можно с помощью толкового словаря)
Собрание сочинений. Том третий. Рассказы и Текст
... в рассказе неординарное, такое происходит очень редко: Чудик этот поднял в магазине пятидесятирублевку, подумав, что кто-то потерял. Посмеялся он ... основной массой людей. Читая сегодняшние литературные «опусы»: рассказы, статьи, я чувствую такой неопределенный страх. Необычайная важность ... только для зарабатывания денег. Ничего нового нельзя принять без «но»: порой, умно, благородно, НО не талантливо; ...
4 группа : 1 чел. 1) В повести В.Короленко «В дурном обществе» Вася сострадает детям подземелья. 2) в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всю семью, но не потерял способность заботиться об окружающих и усыновил мальчика Ваню.
2 чел. И в наше мирное время нравственные основы жизни остаются неизменными. Сопереживание, сострадание, милосердие можно наблюдать в создании благотворительных фондов помощи детям, больным. Например, фонд «Подари жизнь», соучредителем которого является актриса Чулпан Хаматова; фонд К. Хабенского. Благотворительные акции, концерты.
5 группа :
1 чел. Эпитет «темные глаза» (предл.31), метафора «железными пальцами» (предл.7), сравнения: «бормотания напоминали заговоры старой колдуньи» (14), «Говорила жестковато, ровно, словно допрашивала» (32).
Эмоционально-оценочная лексика: врачиха. Эти художественно-выразительные средства языка выражают эмоциональное состояние героя-страх перед врачихой.
2 чел. Если проанализировать речь врачихи, то мы видим, что она представляет собой неполные предложения(«Отца с матерью нет? А где жил? Папиросами торговал… Да, гадко. А вот учиться надо.»(33-37) « Война… Война.» (12,13) «В детдоме будешь жить, я договорилась. Учись. Это нужно. Может, я когда зайду…») (46-49), есть многоточия, что тоже передает эмоциональное состояние героини-волнение, переживание за судьбу мальчика.
6 группа :
1 чел. Материалы, собранные последней группой (5) , работавшей над художественно-выразительными средствами языка, можно использовать для написания сочинения на лингвистическую тему 15.1
2 чел. Для написания сочинения 15.2, связанного с интерпретацией фрагмента текста, можно использовать материалы, собранные группой (2), анализирующей эмоциональное состояние героев.
3 чел. И материалы, собранные остальными группами, можно использовать для написания сочинения на морально-нравственную тему 15.3. 3 группой сформулированы нравственные понятия, которые проявляются через поступки героев (о них рассказывала 1 группа).
Приведенные 4 группой примеры могут быть использованы в качестве аргументов из личного опыта.
Включение в систему знаний и повторение
— Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Достигли ли мы ее?
Ваша работа поможет вам в написании сочинения-рассуждения в формате предстоящего экзамена, что мы и проверим на следующем уроке.
Домашнее задание
Анализ и выбор домашнего задания.
Рефлексия учебной деятельности
-Благодарю за плодотворную работу творческие группы, достойные выступления.
Класс сочинение описание состояния человека
... о чем-то спорили и смеялись. И вот мы увидели, как несколько человек отделились от компании и направились в сторону бушующего моря. Мне было жутко ... бессмысленный поступок мог лишить их жизни, а виноватыми могли оказаться совсем другие люди! 1 votes, average: 5.00 out of 5)
-В заключение предлагаю поднять один из листочков на столе: зеленый – если урок был интересным, полезным, красный – если работа не принесла удовлетворения.
Анализ своей деятельности. Оценка.