Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Б. Пастернак
В истории русской литературы можно встретить немало писателей и поэтов, которые красиво и вдохновенно писали о мире природы. Но очень немногие могли настолько полно слиться с этим миром, раствориться в нем, как оригинальный и самобытный поэт XX века Борис Пастернак. «Вы — явление природы, — писала ему Марина Цветаева. — Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком». Подобное сравнение встречается и у других авторов. «Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и — вдруг — прорыв в слово — чаще всего довременное какое-то: точно утес заговорил или дуб «, — так говорил о поэте А. Н. Архангельский. И эти сравнения не случайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии восторженного, молчаливого наблюдения — за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. «Природы вечный соглядатай» — эти слова, сказанные о себе прекрасным поэтом А. А. Фетом, можно смело отнести и к Б. Пастернаку. Лирический живописец постоянно «подглядывает» за природой, как за живым, самостоятельно существующим, развивающимся и чувствующим существом:
Душистою веткою машучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой обуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум, и в обеих
Огромною каплей агатовой
Повисла, сверкает, робеет.
Только приблизившись вплотную, вглядевшись, затаив дыхание, чтобы случайно не спугнуть это чудо, можно увидеть волшебное движение капель дождя по чашечкам цветка. Автор растворяется в природе полностью, сливается с ней, совпадает во всех чувствах и движениях души. Поверхностный, беглый взгляд никогда не способен уловить тончайшие оттенки переливающегося знойного воздуха в хвойном лесу:
Текли тучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Бога полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Пастернак испытывал искренний, неподдельный восторг перед миром природы. И этот восторг, все состояние своей души поэт стремился подарить нам, его читателям. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», — говорил он. И наиболее ярко это стремление отразилось в стихах о природе. В постоянном внимании поэта к необъятным земным просторам, к вечно сменяющим друг друга временам года, к восходам и закатам солнца скрыта главная тема его поэтического творчества. Ему, как никому другому, удалось проникнуть в самую глубину жизни окружающего мира, понять взаимосвязь всех предметов и явлений в нем. В природе, как ни в чем другом, отражаются все явления этого мира, все переживания человеческой души:
Сочинение какой должна быть душа заболотский
... жить в гармонии с окружающим миром и самим собой! Сочинение на тему “Душа обязана трудиться и день ... есть строка «…Душа обязана трудится, и день и ночь, и день и ночь!», это истина, которая должна быть ... всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака: Душа моя, печальница О всех в кругу ... человека и окружающего его мира природы. Стихотворение «Не позволяй душе лениться», как мне кажется, ...
Земля и небо, лес и поле
Ловили этот редкий звук,
Размеренные эти доли
Безумья, боли, счастья, мук.
У Пастернака даже человек отсутствует как самостоятельный герой — он слит, растворен в природе, его почти не видно. А природа живет, дышит, мыслит, чувствует. Гроза угрожает, как злая женщина; снег идет в ногу со временем «стопами темными»; слышится «ручейков бессонных болтовня»; дождик ходит по просеке «как землемер и метчик», или «скорей забывчивый, чем робкий», топчется у порога, или как чудесный поэт, пишет стихи, «пуская в рифму пузыри», волны-мысли набегают в ровном ритме. Ни у кого другого природа не выступает настолько одушевленной, как у Пастернака. В его пейзажах чувствуется живая душа — то игривая и озорная, то суматошная и порывистая.
Пейзажная лирика поэта во многом носит философский характер. Образы природы то выступают объектами реальной действительности, то олицетворяют человеческие переживания, то призваны создать определенное настроение, то выступают в роли каких-либо символов. Даже смысл самого своего призвания — смысл поэзии Пастернак передает с помощью образов природы:
Это — круто налившийся свист.
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это— ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Поэт смотрит на мир совершенно по-новому и как бы впервые. Потому его образы такие волшебные, такие непривычные, но почему-то все же понятные и близкие любому, кто сможет проникнуться чувствами автора, взглянуть на природу его глазами. Это даже не образы, это некое эмоциональное состояние самого человека — слезы счастья, упоение, восторг:
Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!
У капель — тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
В стихах Бориса Пастернака сама природа радуется, словно удивляясь собственному существованию. И тому же, что и природа, раду-етсячеловек. Он словно подражает ей, заражается ее эмоциональным состоянием. Такая взаимосвязь укрепляется еще и тем, что природа часто становится неким зеркалом, в котором отражается душа человека. И чтобы это отражение было приятным и гармоничным, человек должен жить, беря пример с мира природы, который, подобно храму, открыт всем желающим, всем способным в него войти.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Бог, природа, человек в поэзии Есенина
... своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе. Бог, природа, человек в поэзии Есенина Несколько интересных сочинений Сказка Ершова полна юмора, народной мудрости ... произведений литературы. Возможно, тема природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные. Природа в изображение Есенина наделена неподдельной жизнью и ...
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Но не каждый человек обладает такой способностью, ведь
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века.
Как играют овраги,
Как играет река.
Да, в стихах Бориса Пастернака природа предстает храмом, идеалом, частью вселенской жизни, частью человеческой души, отражением любых эмоций и любых явлений. Она — зеркало, она — путеводная звезда, она — источник радости и надежды. Но она еще и мудрый целитель, способный излечить от любых болезней и человека, и общество, и весь окружающий мир. Снег может «выводить» боль, «как пятна с башмаков», пыль глотает «дождь в пилюлях». У поэта степные травы играют роль «сонных лекарств», «туман снотворен, ковыль как мед», а после дождя в воздухе пахнет «выпиской из тысячи больниц».
Великий мастер художественного слова Борис Пастернак сумел увидеть, услышать, почувствовать, понять мир природы в его мельчайших деталях, во всех его изменчивых состояниях и проявлениях — так, как не сумел, наверное, никто до него.
Читая стихотворения Пастернака, мы погружаемся в этот волшебный мир всем своим существом, начинаем жить его жизнью, дышать его дыханием, чувствовать то, что чувствует окружающая нас природа. Мы словно попадаем в сказку. И эта сказка всегда со счастливым концом. Задумываясь над смыслом собственной жизни или вообще вселенского бытия, мы все чаще и чаще видим перед собой пейзажи Пастернака, слышим эхо его строк:
Пусть ветер, рябину занянчив.
Пугает ее перед сном,
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.