Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:
«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»
План можно разделить на несколько пунктов:
- Дата написания, автор;
- Название стихотворения, тема и идея;
- Сюжет;
- Композиция стихотворения;
- Разбор образов, их характеристика;
- Художественные средства, к которым прибегнул автор;
- Рифма;
- Стихотворный размер;
- Тропы;
- Фигуры;
- Вывод, собственное отношение к произведению;
Дата написания и автор
Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, , символизм , акмеизм , романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.
Название, тема и идея , . Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:
- Баллада — драматическая песня;
- Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
- Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
- Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
- Послание — обращение к конкретному адресату;
- Сонет — четырнадцать строк;
- Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
- Басня — короткий рассказ в стихах;
- Белый стих — стих без рифмы;
- Романс — о любви;
Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.
16 стр., 7585 словПо стихотворению тютчева листья 3, 6 класс
... зиму свою листву. Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и ... в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы погружает нас в настроение осени, вторая полустрофа – в неопределенное позднеосеннее межсезонье, ...
Сюжет, композиция и разбор образов
Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.
В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.
При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).
Художественные средства
Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания).
Примеры:
«Слышу трепет крыл …
Бьёт в меня светящими очами
Ангел бури — Азраил!»
«Стерегите, злые звери,
Чтобы ангелам самим
Не поднять меня крылами ,
Не вскружить меня хвалами…»
«Я укрыт до времени в приделе,
Но растут великие крыла»
Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:
- Синонимы (слова, имеющие сходный смысл).
Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
- Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи).
Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
- Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл).
Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
- Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии).
Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
- Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом).
Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.
Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.
Поэтическая рифма , . От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:
- Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
- Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
- Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий , Холод, душу очаровывающий . От луны лучи протягиваются , К сердцу иглами притрагиваются .
- Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
- Рифма может быть:
- Составная (два или более слова);
- Усечённая: Свищет вполголоса арии , Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре , Вольная птица она! Детски балуется с локоном , Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам , Смотрит на радужный хлам;
- Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена.
8 стр., 3672 слов
Орфоэпия: понятие в русском языке, определение и примеры
... Сочинение по тексту: Проблема сохранения правильной литературной речи, ... речи, постановка ударения и др. Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова ... слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так? (По И. Руденко) Пренебрежение культурой речи ... бытовыми примерами, когда ...
Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
- Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
- Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть . Войду, сниму пальто, опомнюсь , Огнями улиц озарюсь;
- Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино;
- Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;
Следом необходимо определить стихотворный размер:
- Хорей (двухсложный стихотворный размер).
- Ямб (слог долгий и короткий).
- Дактиль (трёхсложный размер стиха).
- Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
- Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).
Тропы и фигуры
Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или , сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.
Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.
Вывод, собственное отношение к произведению
В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.
В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.
Н. Рубцов «Звезда полей» (Анализ стихотворения, стиха)
... др.); фразеологизму («на свете белом»). Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — ямб. Мое восприятие стихотворение. Тихая радость, восторг звездой, освещающей родину, непроизвольно передаются читателю. Удивительно ... «своим приветливым лучом» успокоит любого «тревожного жителя земли». Звезда полей для Рубцова — это ещё и часть удивительного мира его родной природы. ...